22 июня 1941 года он впервые после циркового училища должен был выйти на «большой» манеж, но помешала война. Его фирменную «цыганку» обожали по всему бывшему СССР. В архиве Казанского цирка есть афиша Николая Шульгина, настоящего клоуна-«многостаночника», которому даже травма позвоночника не помешала регулярно выходить к зрителям и дарить радость.
Только в цирке и только клоуном!
Юный Коля Шульгин, сын уральского рабочего, сразу знал, кем станет – клоуном! В четыре года он впервые попал в цирк и был им очарован. В 14 лет приехал в Москву поступать в цирковое училище – был самым молодым, на турнике подтягивался с трудом. Но его приняли – искренность, простодушие и отличное чувство юмора сделали свое дело.
Дебют должен был состояться 22 июня 1941 года, но в итоге Николай Шульгин ушел добровольцем на фронт.
С бала «на корабль»
Он стал курсантом Златоустовского пехотно-пулеметного училища. Участвовал в Курской битве, освобождал Белоруссию, Польшу, Варшаву. На войне Николай Шульгин получил тяжелую контузию. Его чудом спасли, когда раненый он лежал на поле боя – увидели струйку пара, «значит, дышит». Трое суток везли до госпиталя, там он пролежал семь месяцев – читал «Повесть о настоящем человеке», чтобы выкарабкаться. И в тыл не поехал, встретил победу в Германии.
Каждый раз перед атакой он давал концерты – и представлял себя в эти моменты не рядом с полем боя на грузовиках, а в цирке на Цветном бульваре.
Ай-нэ-нэ!
В цирк Николай Шульгин вернулся в 1946 году. Он репетировал день и ночь, лишь бы быстрее прийти в форму. Сам придумывал репризы и осваивал всевозможные жанры. Будучи клоуном-пародистом, прыгал с подкидных досок, жонглировал, работал на труниках, трапеции в воздушном полете, что делал мало кто из коверных. Его темпераментный танец в образе цыганки зрители обожали.
Он побывал на гастролях везде, где можно – от Архангельска до Ташкента, от Бреста до Владивостока.
«Врешь, не возмешь!»
На гастролях в Калинине (современная Тверь) Николай Шульгин должен был по сценарию бегать по спинам лошадей, пародируя сальто-мортале артистов конно-акробатического аттракциона «Русская тройка». Но зацепился длинным ботинком за уздечку одной из лошадей и полетел вниз. Сверху на него стали падать коллеги, которые за животными внизу ничего не видели. Результат – перелом позвоночника.
Николай Шульгин должен был пролежать два месяца, но встал через 9 дней. Он мог только лежать и стоять, но с первых дней начал тренировки, чтобы быстрее восстановиться. Конечно, от воздушных полетов и прыжков пришлось отказаться, но знаменитую «балаложку», гибрид балалайки и огромной хохломской ложки, он вновь взял в руки.
Гуляют все!
Шпрехшталмейстер Георг Велобос в своей повести «Клоун дядя Коля» вспоминает, как встретился с ним сначала в детстве, а потом уже во взрослом возрасте, когда сам стал цирковым.
Например, ему запомнилась реприза, которая позже стала классикой. Шпрехшталмейстер отбирал у клоуна бутылку пива или лимонада, которую тот открывал на манеже, и клоун в ответ доставал из кармана наполненный до краев бокал или фужер. Так повторялось несколько раз.
Другая реприза – с цыганским колоритом. По сюжету клоун никак не может научиться пользоваться хлыстом, дрессируя лошадку – то бьет себя по носу, то по пятой точке. Потом он попадает в цыганский табор, влюбляется в первую красавицу и проходит обряд посвящения в цыгане. После чего сам превращается в цыганку, гадающую на картах на манеже.
«И, конечно, не составляло большого труда узнать в этой цыганке самого клоуна Колю. Вмиг круглые стены цирка буквально затряслись от громкого хохота. И долго еще под аккомпанемент зрительских оваций не стихали песни цыган, их зажигательные танцы и шуточные номера, которые они исполняли вместе с клоуном Колей», – делится автор своими воспоминаниями.
Еще о знаменитых клоунах можно почитать здесь: