Первый темнокожий клоун, музыкальные импровизации на сковородке, интеллигентные ковёрные, псевдонимы, ставшие нарицательными именами… Рассказываем о прославленных клоунских дуэтах, оставивших след в истории циркового искусства.
Футит и Шоколад: черно-белая клоунада
Футит и Шоколад – знаменитый клоунский дуэт, выступавший в конце XIX – начале XX века во Франции. Футит Теодор Хайль, уроженец Англии, еще в детстве начал выступать в цирке своего отца, затем учился у отчима, дяди, стал комиком, акробатом и наездником и, наконец, начал самостоятельную карьеру. Ее пиком стало сотрудничество с первым в истории темнокожим клоуном Рафаэлем Падиллой.
Биография второго участника дуэта не такая безоблачная – родившийся на Кубе, в детстве он был продан в рабство, сбежал от хозяев, работал где придется, в том числе помощником у одного из выступавших в то время клоунов, с которым в итоге разругался. В дуэте с Футитом, выступавшим в роли трусливого хозяина, тирана и деспота, Падилла изображал добродушного слугу по имени Шоколад.
Клоунский тандем высмеивал барские замашки колонизаторов и пользовался огромной популярностью, но постепенно в его номерах стало больше трагического, чем смешного. В 1910-ом году состоялось последнее выступление. Позже каждый пробовал выступать со своими детьми, но прежнего успеха уже не было. Футит с любовью говорил: «У меня был больше, чем талант: у меня был Шоколад».
На основе творческой биографии Падилла – Шоколада в 2016 году был снят фильм, который так и называется – «Шоколад». В нем Футита играет актер Джеймс Тьерре, внук Чарли Чаплина, он же является постановщиком всех цирковых номеров.
Бим-Бом: музыкальные клоуны с метлами и сковородами
Комедийные диалоги, комические сценки, пародии, акробатические трюки и вокальные экзерсисы под аккомпанемент самых эксцентричных инструментов – это фирменный стиль легендарного отечественного клоунского дуэта «Бим-Бом», который так никто и не смог повторить. Подражателей было много – «Биб-Боб», «Рим-Ром». В одном из московских цирков под оригинальным именем даже выступали самозванцы, но первые остались первыми и непревзойденными.
Дуэт был создан в 1891 году Иваном Радунским (Бим) и Феликсом Кортези (Бом), итальянцем по происхождению. Клоуны постоянно вводили в свои номера новые необычные «музыкальные инструменты» – в их руках издавали мелодичные звуки пилы, пюпитры, визитные карточки и другие неожиданные предметы. При этом они играли на скрипках, губной гармонике, одновременно совершая прыжки и перевороты.
К сожалению, Феликс Кортези трагически погиб в 1897 году. Иван Радунский продолжил выступать в России и Европе с Мечиславом Станевским, а затем и с другими партнерами.
Геннадий Маковский и Генрих Ротман: интеллигентные ковёрные
Блестящий клоунский дуэт родился в 1963 году, когда два выпускника ГУЦЭИ решили выступать вместе в цирке на Цветном бульваре. Дуэт стал одним из самых популярных в стране – репризы показывали в знаковых советских передачах, в том числе, «Голубом огоньке». Сюжетная линия номеров строилась на шутливом соперничестве и взаимных розыгрышах задиры Ротмана и самоуверенного, но часто попадающего впросак героя Маковского.
Их называли «интеллигентными ковёрными» за чувство меры и такта, которое всегда присутствовало в их пародиях, будь то интермедия «Мелодрама» с комедийным взглядом на классический балет, «Мир кино», в котором высмеивались фильмы в стиле «много шума из ничего» или «Свистки» – о чрезмерном усердии властолюбивых начальников.
К сожалению, Геннадий Маковский ушел из жизни очень рано, в сорок два года, причем, случилось это на гастролях в Югославии, где на одном из выступлений сердце клоуна не выдержало нагрузок.
Мик и Мак: от кулинарного училища до цирка
В составе известного на всю страну дуэта «Мик и Мак» выступал наш земляк, казанец Андрей Шарнин. Теперь он цирковой режиссер, ставит спектакли и мюзиклы, а когда-то начинал с кружка в Доме пионеров, куда его привел сосед Владимир Анисимов, в то время работавший в Казанском цирке униформистом. Так как все остальные цирковые профессии в кружке уже были заняты, Андрей стал клоуном. Потом успел сходить в армию, закончить кулинарное училище и устроиться клоуном в «Цирк на сцене» – это разные коллективы, которые ездили по Дальнему Востоку, Сибири, Алтаю и выступали на различных площадках.
Там он познакомился со своим будущим партнером, Маком, в миру Николаем Кормильцевым. Можно сказать, что их «крестным папой» стал рыжий клоун Клепа из передачи «АБВГДейка» – пригласил в Москву, во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых номеров. Там родились знаменитые образы Мика и Мака и началась их счастливая совместная история длиной в двадцать три года, наполненная гастролями по всему Советскому Союзу, Европе, Японии, работой в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского.
С 2009 года Андрей Шарнин работает режиссером, ставит цирковые программы, полноценные спектакли, в том числе, готовит уникальную постановку для родной Казани. Он всегда с теплом вспоминает работу в клоунском дуэте – если бы не было его, не было бы того, что есть сейчас.
С 2009 года Андрей Шарнин работает режиссером, ставит цирковые программы, полноценные спектакли, в том числе, готовит уникальную постановку для родной Казани. Он всегда с теплом вспоминает работу в клоунском дуэте – если бы не было его, не было бы того, что есть сейчас.
Никулин и Шуйдин: наше всё!
Юрий Никулин для нашей страны и для всего бывшего Советского Союза – имя легендарное, «теплое» и родное. Все знают его фильмы, клоунские образы, кто-то читал книги. Напарник Юрия Владимировича по дуэту, появившемуся в 1950 году, Михаил Шуйдин, всегда был немного в тени партнера, поэтому хорошо его знают в основном представители старшего поколения, хотя он обладал не менее ярким талантом. К тому же у него были золотые руки – для многих номеров он сам изготавливал реквизит.
В номерах клоунского дуэта герой Никулина, Юрик – трогательный и наивный флегматик, персонаж Шуйдина, Миша – задиристый «рубаха-парень». Их «Лошадки», «Веселые рыболовы», «Бревно» и сейчас по просмотрам в интернете бьют рекорды.
Оба артиста прошли Великую Отечественную войну, причем Михаил Шуйдин чуть не стал Героем Советского Союза, но помешали бюрократические проволочки. Сначала будущие звезды манежа работали помощниками в студии знаменитого Карандаша, а затем начали выступать вдвоем. Друзьями они не были, но все совместные тридцать лет на сцене понимали друг друга с полуслова.
Еще можно почитать про клоунов:
Цикл статей про Олега Попова: