Он не знал русского языка и стал известным по всей стране клоуном наравне с Владимиром Дуровым и Карандашом. Акрам Юсупов владел мастерством канатоходца, акробата, наездника, гимнаста на кольцах, турнике, трапеции, но обожал клоунаду. От Москвы до самых до окраин зрители хохотали над простыми и гениальными репризами харизматичного коверного и его неизменного партнера, осла с моторчиком под брюхом. В архиве Казанского цирка есть афиша советского Ходжы Насреддина, как его называли коллеги-цирковые.
Как узбекский мальчик стал звездой цирка
Масхарабозом, то есть клоуном, Акрам Юсупов стал не сразу. Он родился в бедной узбекской семье и еще в детстве стал помощником своего дяди, канатоходца Хатама Мадалиева. Оказался смышленым, все схватывал на лету и быстро приобрел славу не только акробата и канатоходца, но и остроумного импровизатора. Его шутки всегда вызывали восторг у публики. Дорвозы, то есть канатоходцы, тогда работали без страховки, и однажды дядя сорвался с каната, получив серьезные травмы. Акрам продолжил цирковую карьеру уже в другом коллективе. В 1920-х годах прошлого века начал развиваться узбекский цирк, и в одной из трупп в 1929 году, в 14 лет начал работать и Акрам Юсупов - вольтижером, турнистом и джигитом. В 1942 году в Узбекистане появился национальный цирковой коллектив, и молодой артист «влился» в него в составе канатоходцев Ташенбаевых.
Клоун-новатор
Фирменный образ Акрама Юсупова – народный комик в длинной белой рубахе и халате из разноцветных кусков атласа, подпоясанном платком. На голове – красная шапочка с кисточкой из вишни и яблока. И, конечно, куда без цветных сафьяновых сапог.
Но главное, чем запоминался Акрам Юсупов – это его уморительные шутки и синтез клоунады с другими жанрами, в первую очередь, с искусством канатоходцев. В одной из комических сцен он изображал незадачливого посетителя, ищущего председателя месткома, чтобы подписать у него больничный. Тот оказывался то на одном столбе, то на другом, между которыми по канату «неловко» лавировал герой. Вместе с другими, теперь уже легендарными клоунами Поповым, Шуйдиным, Никулиным, Карандашом он сделал клоунаду не просто средством для заполнения перерывом между выступлениями, но целым самостоятельным жанром.
В Москву!
Репризу с месткомом летом 1951 года увидел знаменитый режиссер Арнольд Арнольд – он приехал в Красноярск, где гастролировали Ташкенбаевы, чтобы отобрать лучшие номера для Декады узбекского искусства в Москве. Арнольду советовали обратить внимание на комика-канатаходца Юсупова, но тот с сомнением отнесся к тому, что где-то кроме России могут существовать выдающиеся клоуны. Но когда он вместе со всем цирком «умирал со смеху» во время выступления узбекского коверного, понял, что был неправ. Так Акрам Юсупов оказался в столице.
В 1953 году он стал выступать сольно, а два года спустя начал работать в труппе цирка Никулина (Старого цирка в Москве). Тогда-то он и получил прозвище "Советский Ходжа Насреддин» – полюбившийся зрителям узбекский клоун действительно копировал этого персонажа, знакомого им по фильму «Насреддин в Бухаре» (1945). Он также выезжал на арену на осле, но не простом, а технически экипированным – под брюхом у «партнера» был мотор, а спереди и сзади автомобильный номер «ИШ-4-2-1», что означало «ишак – четыре ноги, два уха и один хвост». Какие только сценки они не разыгрывали! Например, «ссорились», клоун подходил к инспектору манежа и просил его ударить осла. Когда тот спрашивал, почему он сам не может это сделать, отвечал: «Я не хочу портить с ним отношения».
"Трудности перевода"
Акрам Юсупов читать по-русски научился уже во взрослом возрасте, и свои репризы он произносил с мягким, узбекским акцентом. Это нисколько ему не мешало, а даже помогало. Дело в том, что еще с дореволюционных времен коверные брали себе иностранные псевдонимы и «прикидывались» иностранцами. Так что неидеальная русская речь наоборот помогла Акраму Юсупову стать популярным на просторах огромной страны. Но для этого пришлось немало попотеть – когда он еще не умел читать по-русски, запоминал текст реприз с голоса режиссера Арнольда, который постоянно корректировал его произношение, менял слова, которые не очень гладко звучали. Уже через несколько лет Акрам Юсупов выступал в клоунских русскоязычных группах, причем в роли премьера и солиста – в том числе, с 1959 по 1963 год в составе группы «Семеро смелых».
Цирк продолжается!
В 1963 году Акрам Юсупов вернулся в Узбекский национальный коллектив, а оставил манеж в начале 1970-х. Вместе со своей женой Клавдией Кузьминичной, бабой Клавой, как ее звали соседи, они жили в Ташкенте. Частенько к ним приезжал сын, Махмуд (Владимир) с дочкой, как и отец, ставший акробатом и канатоходцем. Во дворе играли свадьбы, накрывали длинные столы, и почетными гостями всегда были Акрам-ака и его супруга. В их квартиру, когда легендарного клоуна не стало, соседи заходили как в музей – чего там только не было, привезенного с гастролей по всему миру.
Об Акраме Юсупове можно почитать в выпущенной в 1976 году книге Тулкума Абидова «Арена Акрама Юсупова» – в ней, в том числе, приводятся репризы и интермедии, которые были придуманы, но не поставлены.
Другие рассказы из подборки "История одной афиши" читайте здесь.