Найти в Дзене

Иерусалимская икона из Бронниц и ее подмосковная география

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

В Бронницах в часовне при Коломенской дороге издавна находился старинный список Иерусалимской иконы Божией Матери, сделанный с аналогичного образа из Успенского собора Московского кремля. Однако многие годы этот список не привлекал к себе особенного внимания. Почитание бронницкого образа как чудотворного началось с 1771 года после чудесного исцеления больной незамужней женщины, прибывшей из Москвы. Ей трижды во сне являлась Богородица с указанием отправиться в село Бронницы помолиться перед Иерусалимской иконой. После этого исцеления местные священники Иван и Федор Христофоровы перенесли Иерусалимский образ из часовни в Михаило-Архангельский храм.

Москва и Московская губерния в 1771 году были охвачены чумой. Священники прошли с Иерусалимской иконой крестным ходом вокруг Бронниц, и распространение болезни прекратилось. В память этого чудесного избавления от чумы жители Бронниц стали ежегодно в десятое воскресенье после Пасхи совершать особый крестный ход вокруг города с Иерусалимской иконой. Толпы богомольцев из окрестных сел и деревень заранее стягивались в Бронницы к торжественной службе. Они были одеты в лучшую одежду, причем шли босиком, а приближаясь к Бронницам, надевали обувь. После службы Иерусалимскую икону на специальных носилках выносили из церкви и обходили с ней вокруг города. В торжественной процессии могло участвовать до 10 тысяч человек. По пути делали остановки, служили молебны. Последнюю остановку делали у старой часовни, из которой в 1771 году была изначально и взята икона.

-2

Затем, по старинному обычаю, Иерусалимская икона начинала длительное путешествие по городам и весям Московской губернии. В тот же день крестный ход с иконой отправлялся за 25 верст из Бронниц в село Новлянское. Там Иерусалимский образ находился на протяжении шести последующих дней. Перенесение бронницкой иконы в село Новлянское совершалось в память об избавлении от холеры в 1848 году. В 1898 году в Новлянском торжественно отмечалось 50-летие начала этого ежегодного крестного хода, и местными прихожанами была пожертвована к бронницкой иконе лента из серебряного глазета с золотым шитьем.

В 1864 году в селе Михайловская Слобода многие жители болели тифовой горячкой. Хотя смертельных случаев было не так много, но сельский сход решил при первой возможности принести в село какой-либо чтимый образ Божией Матери. Показательно, что эту мысль первыми озвучили раскольники, посещавшие свою отдельную часовню, а не православный храм. Изначально жители Михайловской Слободы просили к себе знаменитую московскую Иверскую икону, но митрополит московский Филарет Дроздов не благословил этого, а посоветовал лучше принести Иерусалимскую икону из соседних Бронниц:

Возьмите чудотворную икону Богоматери Иерусалимскую из Бронницкого собора и Она, Владычица, избавит от постигшей болезни.

Зима в тот год выдалась снежная и морозная, поэтому перенесение иконы отложили до весны – до Фоминой недели, то есть первого воскресения после Пасхи. Михайловская Слобода считалась с давних пор единоверческим селом, богослужения даже и в признанной синодом и властью церкви, по благословению митрополита, совершались здесь по старому обряду. Как уже говорилось, проживали в Слободе и закоренелые раскольники. Но принесение бронницкого образа Божией Матери в 1864 году стало, по словам местного священника, "временем единения раскола с православием". Не только единоверцы и православные, но и старообрядцы разных толков все вместе молились у общей святыни.

С тех пор святитель Филарет благословил совершать перенесение Иерусалимской иконы из Бронниц в Михайловскую слободу ежегодно в Фомину неделю. Правда, исполнялось это поначалу не всегда, и только с 1872 года стало обязательной традицией. Иерусалимская икона пребывала в храме Михайловской Слободы в течение семи дней, а уже в неделю Жен Мироносиц переносилась с крестным ходом дальше в село Новорождествено – ныне в черте города Жуковский. Иногда по пути святыню приносили и в соседнее село Софьино. В 1914 году в честь 50-летия начала традиции перенесения образа в Михайловскую Слободу местные прихожане пожертвовал к Иерусалимской иконе драгоценную лампаду.

В 1866 году холера посетила и город Подольск. Тогда в городе проживало около 1500 человек, а болезнь за короткий срок унесла не менее 150 жизней. Стало не хватать ни гробов, ни могильщиков, дошло до того, что хоронили в общих братских могилах:

Холера росла в городе не по дням, а по часам, унося ежедневно в могилу от 20 до 30 и более человеческих жизней в сутки, так что население города Подольска представляло собою скорее лазарет, нежели здоровое население, в котором медицина была совершенно бессильна оказать какое либо противодействие…Факты громадной смертности людей несомненно подтверждаются сведениями медицинских журналов по Московской губернии за 1866 и 1867 гг.

Горожане были в отчаянии, и тогда стараниями соборного иерея Николая Васильевича Косминкова для укрепления павших духом горожан была принесена в Подольск из Бронниц Иерусалимская икона Божией Матери. Образ прошел путь более 40 верст, и уже на третий день пребывания в городе смерти прекратились. Последний умерший от холеры был погребен 15 августа. С тех пор ежегодно 12 августа совершался еще один памятный крестный ход с чтимой святыней – из Бронниц в Подольск. А в 1868 году была изготовлена копия Иерусалимской иконы для постоянного пребывания в Троицком соборе Подольска. В 1916 году к 50-летию памятного избавления от холеры жителями Подольска была пожертвована к Иерусалимской иконе шелковая лента, вышитая монахинями московского Вознесенского монастыря.

Молебен перед Иерусалимской иконой в селе Суханово. 1895 год. Источник: ГИМ
Молебен перед Иерусалимской иконой в селе Суханово. 1895 год. Источник: ГИМ

По пути из Бронниц в Подольск икону переносили также в село Лукино, Екатерининскую пустынь, Суханово… Иногда уже из Подольска икону доставляли дальше в Ерино и Ознобишино. Итак, почти полгода с Пасхи и до середины октября Иерусалимский образ постоянно путешествовал по югу и востоку Московской губернии. В сентябре перед иконой молились жители Богородского уезда, а к 12 октября по старому стилю – празднику Иерусалимской иконы – святыня обязательно возвращалась на зиму в Бронницы.

Пока чудотворный Иерусалимский образ совершал свой летний путь по разным подмосковным селениям, в Бронницах в соборе на его месте устанавливалась особая полноразмерная копия иконы. Горожанами эта копия почиталась не меньше, чем подлинник, который они не видели у себя в храме иногда целыми неделями и даже месяцами. Наличие таких копий при особенно чтимых чудотворных иконах – это обычная практика того времени. Например, у Иверской иконы в Москве в Воскресенской часовне также имелась замещающая копия, так как подлинный образ часто отсутствовал на месте – в особой карете его перевозили для молебнов по домам и в разные храмы.

Иерусалимская икона-копия в Крестовоздвиженском мон. в Лукино. 1894. Источник: ГИМ
Иерусалимская икона-копия в Крестовоздвиженском мон. в Лукино. 1894. Источник: ГИМ

С 1888 года Иерусалимский образ из Бронниц стали переносить также в село Лукино Подольского уезда, где была основана женская Крестовоздвиженская обитель. Между Бронницами и этим подмосковным монастырем, который называли еще Иерусалимским, завязались особые, по слову монастырского священника В. Фрязинова, "братские в духе христианской любви отношения". И вот в 1892 году в знак этого "духовного родства" жителями Бронниц была пожертвована в Крестовоздвиженский монастырь сама замещающая копия Иерусалимской иконы Божией Матери. Эта икона, как говорилось выше, стояла в бронницком соборе на месте подлинного списка во время крестных ходов, поэтому жители Бронниц с этой иконой-копией прощались со слезами, так как часто молились перед ней в летнее время.

8 августа 1892 года торжественная процессия выдвинулась из Бронниц в село Лукино. Впереди на особых носилках "богоносцы" несли две бронницкие иконы: подлинную чудотворную и замещающую копию. Народ благоговейно падал ниц, матери усаживали детей, а младенцев клали прямо на землю, чтобы над ними были пронесены обе иконы. Наконец, копия образа была навсегда установлена на своем новом месте в монастыре, а подлинный образ поместили в монастырском храме временно на два дня. На следующий же день в Лукине встречали московского митрополита Леонтия Лебединского, который специально прибыл на это редкое торжество. На следующий день после литургии подлинная Иерусалимская икона двинулась дальше в путь – в село Ям и Екатерининскую пустынь.

В 1900 году в день ежегодного принесения чудотворной иконы из Бронниц в Лукино скончалась игуменья Крестовоздвиженского монастыря Нина. В этом сестры обители увидели особое знамение. Отметил это совпадение и местный священник В. Фрязинов. Он сказал в своей проповеди:

И что же? Утром скорбь, вечером – утешение. Оставила обитель начальница земная, в тот же день в пречистом образе Своем приходит в обитель Начальница Небесная – Матерь Божия. Какое отрадное посещение!

Можно предположить, что крестные ходы с Иерусалимской иконой совершались какое-то время и после революции, однако в 1931 году собор Иерусалимской иконы Божией Матери в Бронницах уже был закрыт. Этот собор был построен в 1840-е годы рядом со старым Михаило-Архангельским храмом. С этого времени чудотворный образ хранился именно в этом "новом" храме.

Надгробие над могилой родителей Ивана Алексеевича Кононова в Бронницах
Надгробие над могилой родителей Ивана Алексеевича Кононова в Бронницах

В 1880 году храм Иерусалимской иконы Божией Матери был обновлен и богато украшен на средства купца Ивана Алексеевича Кононова. В храме был устроен левый придел в честь его небесного покровителя – святителя Иоанна Милостивого. Благотворитель Кононов скончался в 1885 году. Вот что говорили о нем в погребальном слове:

Помнил о тех своих горожанах и сельчанах, среди которых он родился и вырос. Город Бронницы был любимым предметом его разговоров… Он всегда благоговел к тамошней местной святыне – Чудотворной иконе Иерусалимския Божия Матери… Его заботами, хлопотами и средствами было совершено великолепное освящение обновленного храма в Бронницах.

Считается, что после закрытия Иерусалимского собора в советские годы чудотворная икона была спасена верующими и спрятана в одном из помещений бывшего магазина в центре Бронниц. В 1949 или 1950 году икона была обнаружена в запертом помещении Гостиного двора прихожанкой Димитриевской церкви села Малахова, которая сообщила об этом диакону Петру Кабалину.

Иерусалимская икона Божией Матери в церкви села Малахово Раменского района
Иерусалимская икона Божией Матери в церкви села Малахово Раменского района

Была ли это подлинная икона или ее "замещающая копия"? Ведь известно, что в 1892 году после дарения старой замещающей иконы в Крестовоздвиженский монастырь в Бронницах была изготовлена и поставлена еще одна – новая. Так или иначе, отец Петр Кабалин организовал перенесение Иерусалимской иконы в ближайшую от Бронниц действовавшую церковь. И таким образом, с 1950 года и в настоящее время Иерусалимская икона находится в Димитриевской церкви села Малахова Раменского района.