Найти в Дзене

История одного надгробия на Миусском кладбище: священник Павел Косминков

На московском Миусском кладбище недалеко от церкви Веры, Надежды, Любови и Софии, хотя и за церковной оградой, привлекло внимание одно старинное надгробие, стоявшее среди более поздних и современных памятников. Оно стоит тыльной стороной к дорожке. С этой стороны видна только эта надпись: Блажени мертвии умирающии о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих дела бо их ходят в след с ними. Это цитата из библейской книги Апокалипсис – Откровения Иоанна Богослова. На лицевой же стороне надгробия указано, что здесь погребен священник церкви апостола Иоанна Богослова на Бронной Павел Васильевич Косминков и его супруга Евгения Яковлевна. Отец Павел скончался 21 февраля 1877 года в возрасте всего 44 лет. Жена пережила его на 35 лет. Вот что удалось узнать об этом московском пастыре. Павел Косминков родился в Подмосковье в селе Марьинское Коломенского уезда – на территории современного Ступинского района. Здесь больше 40 лет в Покровской церкви служил священником его отец Василий
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

На московском Миусском кладбище недалеко от церкви Веры, Надежды, Любови и Софии, хотя и за церковной оградой, привлекло внимание одно старинное надгробие, стоявшее среди более поздних и современных памятников. Оно стоит тыльной стороной к дорожке. С этой стороны видна только эта надпись:

Блажени мертвии умирающии о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих дела бо их ходят в след с ними.

Это цитата из библейской книги Апокалипсис – Откровения Иоанна Богослова.

На лицевой же стороне надгробия указано, что здесь погребен священник церкви апостола Иоанна Богослова на Бронной Павел Васильевич Косминков и его супруга Евгения Яковлевна. Отец Павел скончался 21 февраля 1877 года в возрасте всего 44 лет. Жена пережила его на 35 лет.

-2

Вот что удалось узнать об этом московском пастыре. Павел Косминков родился в Подмосковье в селе Марьинское Коломенского уезда – на территории современного Ступинского района. Здесь больше 40 лет в Покровской церкви служил священником его отец Василий Петрович Косминков. Однако последние 9 лет жизни отец Василий служил в Москве, там же где и сын – в церкви Иоанна Богослова на Бронной. Сын Павел был настоятелем, а его отец – "ранним священником". Вероятно, Павел взял престарелого отца к себе жить на приход в Москву.

Также Павел Косминков помог переехать в Москву родному брату и тоже священнику Платону Молчанову, который до этого почти 20 лет служил в Казанской церкви села Новинки Серпуховского уезда. К слову, разные фамилии близких родственников – это обычное явление для духовного сословия того времени. В семинарии студент мог получить новую фамилию, которая могла подчеркивать христианские добродетели молодого человека. Отсюда возникли Смирновы, Молчановы, Добронравовы, Доброхотовы и прочие. Платон Молчанов был в числе братии московского Высоко-Петровского монастыря. К этому времени, скорее всего, уже был вдовцом.

-3

18 августа 1870 года в Москве состоялось небывалое погребение сразу двух священников отца и сына Василия Косминкова и Платона Молчанова. Больной чахоткой Платон 13 августа находился в Подольске, где с ним случилось "параличное поражение". Когда об этом сообщили отцу Василию, который тоже чувствовал себя плохо, старец произнес:

Ну! Теперь я буду бороться с Платоном. Пустил бы он меня вперед.

Так и вышло. В первом часу ночи на праздник Успения скончался старец Василий Косминков, а вечером в тот же день умер его сын священник Платон Молчанов. Обоих похоронили в одной могиле в одинаковых гробах и отпевали одновременно в церкви на Бронной. Вот как описывали эти необычные похороны:

С одной стороны шествует на колеснице во гробе сын, иерей Платон, а навстречу ему, во гробе же, с другой стороны приближается родной отец его, иерей Василий. У входа в любимую обоими церковь встречаются оба в гробах… Все это невольно поражало присутствовавших при погребении и встречавших погребальное шествие и заставляло вопрошать: что сие и как случилось?
-4

Вот так настоятель церкви на Бронной Павел Косминков в один день похоронил и отца и брата. Но и сам он пережил их всего на 7 лет. Нужно рассказать и о самом Павле Косминкове, чья могила сохранилась на Миусском кладбище. В семинарии он был одним из лучших учеников и мог бы продолжить обучение в Духовной академии, но пожертвовал образованием ради заботы о младших братьях и сестрах. В итоге Косминков стал служить диаконом в московской Троицкой церкви в Листах.

С 1865 года и до своей кончины о. Павел служил священником в уже упоминавшейся Иоанно-Богословской церкви на Бронной. Главной заботой о. Павла Косминкова была помощь бедным прихожанам и их детям. Он создал попечительство, средства которого шли на устройство бесплатных обедов для бедных семей прихода по воскресеньям и праздникам. Он также открыл бесплатную школу для детей из этих семей.

-5

Затем о. Павел начал строительство приходского дома для школы около церкви. Эта стройка затянулась, она стоила священнику многих трудов и здоровья. Стоимость работ оказалась намного дороже, чем он рассчитывал. Пришлось выплачивать долги, при том, что помощники священника неожиданно отстранились от дела. По поводу дальнейшей судьбы этого церковного дома пришлось зимой ехать в Петербург к митрополиту. Отец Павел к тому времени уже давно болел, но все же отправился в путь. Состояние его в дороге сильно ухудшилось, и вскоре он скончался.

Вот что писал один из прихожан церкви на Бронной в 1877 году на кончину священника Павла Косминкова:

Кончина этого достойного служителя церкви глубоко огорчила всех его прихожан, которые видели в нем доброго пастыря в полном значении этого слова. Всегда серьезный и сосредоточенный в себе, покойный отец Косминков был приветлив со всеми, без различия звания и состояния, кроток и снисходителен, но вместе с тем тверд и строг, когда того требовала его обязанность блюсти свою паству и руководить ее на пути добра силою убеждения
Здоровье давно уже стало изменять отцу Косминкову, но он постоянно совершал богослужения и неуклонно исполнял все свои обязанности до тех пор, пока болезнь не сломила окончательно его сил. Он переносил жестокие страдания с терпением истинного христианина и служителя алтаря, и на смертном одре подавал благой пример своей пастве.