Церковь святителя Иоанна Златоуста села Новлянского, ныне она в черте г. Воскресенска, была возведена в 1761 году. Церковь впоследствии меняла свой облик: расширялась и перестраивалась в середине XIX столетия. В старину село Новлянское принадлежало московскому Златоустинскому монастырю, отсюда и возникло посвящение местной, тогда еще деревянной церкви. После секуляризации церковных земель при Екатерине II крестьяне села Новлянского стали "государственными", а значит в некотором роде более свободными, чем помещичьи крестьяне. Еще одной особенностью округи было значительное число раскольников и старообрядческих учителей - начетников.
В 1848 году в Москве и Подмосковье распространилась холера. Заразная болезнь дошла и до села Новлянского. В это время из г. Бронницы в Новлянское была принесена известная чудотворная икона Божией Матери "Иерусалимская". Как только этот образ прибыл на место, эпидемия немедленно прекратилась. В благодарность Божией Матери жители села Новлянского постановили каждый год в десятое воскресенье после Пасхи приносить крестным ходом в память об этом чуде Иерусалимскую икону из города Бронницы.
Крестный ход в 25 верст отправлялся из Новлянского при колокольном звоне, а по дороге к нему присоединялись богомольцы из соседнего села Константинова. Также по дороге в Бронницы шествие встречалось духовенством и прихожанами всех попутных церквей. В окрестных селениях в этот день не работали, и все от мала до велика выходили навстречу иконе. Вот, например, как описывался один из таких крестных ходов 1881 года:
20 июня с иконами, взятыми из своей церкви, отправились в Бронницы, куда прибыли после полудня. Святые иконы были тотчас же внесены в Бронницкую соборную церковь. На следующий день 21 числа после обедни Новлянские иконы и Бронницкая чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери благоговейно вынесены были из собора, и священное шествие двинулось в путь. Жители Новлянского все прибыли, подвигнутые верою, в Бронницы, и попеременно понесли с благоговейною молитвой икону Царицы Небесной в свое селение, чтобы принять ее в своих жилищах. За пешеходами, несшими образа, двигалась целая вереница разных экипажей, большею частию простых крестьянских телег, подвод до тридцати, на которых после своей очереди нелегкого несения икон, отдыхали потрудившиеся крестьяне и крестьянки.
Бронницкая икона находилась в с. Новлянском на протяжении шести дней, и в это время ее обносили по приходским деревням. Молебны служили едва ли не у каждого дома. Поклониться иконе приходили и старообрядцы, которых немало проживало в приходе села Новлянского. О чудесном избавлении села от холеры помнили многие десятилетия. Спустя полвека в 1899 году священник и прихожане села Новлянского прибыли в Бронницы, чтобы принести в дар к Иерусалимской иконе ленту с золотым шитьем.
С 1861 по 1906 годы, то есть более сорока лет, церковным старостой в Новлянском был местный по происхождению крестьянин, временно 2-й гильдии Бронницкий купец Панфил Яковлевич Тихомиров. В 1870 году на его деньги в Новлянском была открыта сельская школа. Тихомиров построил большой каменный дом, рассчитанный на 150 учеников - как мальчиков, так и девочек. Перед школой располагалась большая площадь, которая примыкала одной стороной к церковной ограде, а другой - к домам священника, диакона и псаломщика. Эту школу Тихомиров строил по обету в память своего покойного отца и рано умершего брата Симеона. Кроме того, Тихомиров обещал полностью содержать на свой счет школу, в том числе нанимать учителя и наставницу для девочек.
Сами прихожане церкви Иоанна Златоуста, крестьяне села Новлянского и соседних деревень, никак не поучаствовали в создании школы для своих же детей. В день освящения здания школы местный священник Василий Соколький сетовал, что крестьяне не поддерживали старосту Тихомирова, не помогали ему и даже кое-где препятствовали. Прихожане не понимали, зачем им нужна школа, требовали доказательств пользы такого училища.
Священник вспоминал, что для постройки школы, конечно, потребовалось много рабочих рук, но никто из местных крестьян не помог своим трудом. Целое лето нанятые за деньги Тихомирова работники возили с берега Москвы реки бут, готовили кирпич и известь, подготавливали место под здание. Крестьяне не предоставили ни земли, ни даже своих лошадей. Сам же Тихомиров должен был оставить торговые дела за пределами села и постоянно следить за строительными работами. Священник Василий Сокольский говорил:
Не могу вообразить с уверенностью, проникнуто ли общество, хотя в зародыше, за исключением разве немногих, сознаванием нужды в школе для их детей... Велика жертва одного благотворителя в пользу общества! Но достойно будет этой жертвы, если общество переменит свой взгляд на грамотность, если оно охотно будет посылать детей своих в школу.
Также свой небольшой вклад в учреждение школы в Новлянском внес и сосед по имению участник Кавказский войн генерал-майор Дмитрий Ахлестышев из сельца Федино. Он пожертвовал в Новлянскую школу семнадцать новых учебников.
Вероятно, между крестьянским обществом и местным купцом Тихомировым была какая-то давняя вражда. В "Русских ведомостях" за 1878 год Панфил Яковлевич Тихомиров был описан как "кулак" и "мирской воротило", который выходил виноватым даже за то, что устанавливал порядки в построенной им же школе:
В селе Новлянском главным мирским воротилою является коммерсант П. Я. Т., без которого не решается ни одно мирское дело. Несколько времени назад он выстроил в своем селе школу, куда дети принимаются и откуда выгоняются по его личному усмотрению. Как только на сельском сходе кто-нибудь из крестьян осмелится поперечить ему, сын того крестьянина, или дочь немедленно исключаются из школы.
Вскоре после открытия школы в Новлянском в 1871 году скончался упоминавшийся священник Василий Сокольский, как писали тогда "сделался жертвою господствующей эпидемии". На его место священником в село Новлянское был назначен о. Григорий Иванович Горетовский. Он был сыном пономаря села Горетова Рязанской губернии, от которого и образовалась его фамилия, и до этого служил в одной из церквей Коломенского уезда. Через пять месяцев после переезда в Новлянское новый священник простудился и серьезно заболел, едва не умер. Он вспоминал:
В это-то скорбное время многие из вас [прихожан с. Новлянского] чуть не ежедневно считали для себя обязанностью посетить и утешить меня, кто чем мог... а некоторые предложили свои услуги пригласить врача ко мне.
Через шесть лет служения в Новлянском о. Григорий был вынужден уйти за штат. В Златоустовской церкви стал служить его зять молодой священник о. Вениамин Соколов. Прихожане на свой счет построили для о. Григория Горетовского дом, так что он смог остаться в Новлянском и служил в качестве "раннего" священника. Таким образом, в Златоустовской церкви фактически стало два священника: Вениамин Соколов и его тесть Григорий Горетовский.
В 1878 году при священнике Вениамине Соколове произошла кража священных предметов из церкви. Воры проникли в церковь через западные двери, взломав замки и железные скобы. Несмотря на то, что за храмом присматривал сторож, пользуясь темнотой, святотатцы смогли унести кресты и священные сосуды, которые затем, вероятно, были переплавлены на кольца, серьги и тому подобные украшения. К счастью, благодаря неопытности, воры не тронули или не заметили многие ценные предметы. В случившейся краже винили отсутствие фонарей у храма. Конечно, керосин для фонарей в то время обходился бы очень дорого, если его жечь долгие зимние ночи. Священник Вениамин Соколов жаловался на прихожан, которые мало средств давали на сторожа. Из-за этого сторожем соглашался быть только старик, который не только не мог испугать воров, но еще и плохо видел и слышал.
Всего четыре года прослужил в Новлянском о. Вениамин Соколов - он неожиданно скончался в 1882 году, оставив беременную супругу с двумя маленькими детьми. Тогда, по просьбе прихожан, настоятелем церкви стал вновь о. Григорий Горетовский. В 1889 году торжественно отмечалось в Новлянском приходе 50-летие служения о. Григория. После церковной службы, на которую приехали священники из соседних приходов, прихожане преподнесли ему в дар икону Трех Святителей.
Священник Григорий Горетовский оставался настоятелем церкви в с. Новлянском до глубокой старости. Он скончался в 1904 году, будучи уже за штатом. Место настоятеля несколькими годами ранее занял священник Александр Воскресенский. С именем этого священника связан необычный диспут, который произошел в церкви с. Новлянского. Уроженцем деревни Гостиловой, состоявшей в приходе церкви свт. Иоанна Златоуста, был неординарный крестьянин, "раскольнический фотограф" Никифор Дмитриевич Зенин. Его называли последователем старообрядческих начетников Федора Мельникова и Михаила Бриллиантова. Вот как его описывали в 1903 году:
На вид ему не более 35 лет, одевается всегда в модный покрой одежды, в пенсне. Кое-что говорит по-немецки, по-французски и даже по-чешски. Но, к сожалению, плохо изучил историю старообрядческого раскола. Живет постоянно в гор. Егорьевске
В Егорьевске Зенин содержал фотоателье. В сентябре 1902 года он выставил у себя в ателье фотокопию картины Сурикова "Боярыня Морозова", к которой сделал подпись: "молитесь так православные", то есть призывал креститься двоеперстием. Затем Зенин послал письмо священнику села Новлянского Александру Воскресенскому, в котором предлагал прямо в Златоустовском храме устроить диспут о том, как правильно делать крестное знамение: двумя или тремя пальцами.
Публичный спор состоялся 23 февраля 1903 года. После вечерни, на которую прибыл и Зенин, священник Александр Воскресенский обратился к прихожанам, которых собралось около тысячи человек! На помощь сельскому пастырю из Бронниц прибыл священник-миссионер Иоанн Добров, который около получаса разъяснял собравшимся, что креститься двумя пальцами - это вовсе не догмат. Затем выступил Зенин. Он демонстративно повернулся спиной к алтарю и священникам, и стал утверждать обратное: что двоеперстие - это догмат, который нельзя менять, поэтому патриарх Никон и все его последователи являются еретиками. Зенин показал прихожанам фотодоказательства своей точки зрения: снимок фрески собора святого Марка в Венеции и снимки мощей святого Спиридона Просфорника из Киево-Печерской лавры. Этими фотографиями Зенин намеревался доказать, что древние святые складывали руки в двоеперстии.
Незадолго до революции в церковь с. Новлянского был назначен о. Александр Цветков, который служил здесь вплоть до закрытия храма в 1937 году. В 1930 году о. Александра арестовали первый раз и приговорили к ссылке в лагерь. Вскоре он был освобожден по амнистии и вернулся служить в с. Новлянское. Однако в 1937 году о. Александр был вновь арестован. Он был осужден за антисоветскую агитацию и расстрелян на полигоне в Бутово. После Великой Отечественной войны Златоустовский храм был вновь открыт, и стал вновь действующим. В церкви сохранилось дореволюционное убранство и старые иконы, в том числе список знаменитой Иерусалимской иконы Божией Матери из Бронниц. В 1956 году решением Московского областного суда был реабилитирован расстрелянный священник Александр Цветков.
За алтарем храма находится часовня, над могилой почитаемой многими старицы монахини Нилы (Новиковой), которая последние годы вплоть до своей кончины в 1999 году проживала в поселке Фосфоритный и помогала на клиросе в храме Иоанна Златоуста села Новлянского.