Найти в Дзене

Евгений Леонов: любимые домашние блюда, воспоминания близких и самые интересные факты о великом артисте

Оглавление

Евгений Леонов. О том, каким он был вне кадра, как любил своих близких, чем радовал гостей и какие блюда по‑настоящему согревали его душу, - именно об этом хочется рассказать сегодня.

Евгения Павловича обожали за абсолютную искренность – такую душевную простоту, которую ни сыграть, ни придумать нельзя. Евгений Леонов умел смеяться и над собой, и вместе со всеми, но всегда строил вокруг себя уют: будь то съёмочная группа, семейный стол или тёплая компания друзей.

Фрагмент из интервью Николая Павловича Леонова (брат Евгения Леонова), опубликовано 19 декабря 2015 года :

«Помню, однажды обратился ко мне с просьбой:
— Коля, можешь раз в неделю заезжать к нам за мясом в магазин?
— А сам чего? Тебе же лучшие куски отрезают.
— Не могу я больше ходить с чёрного хода и унижаться. А если появляюсь в магазине как обычный покупатель — все сразу начинают глазеть, автографы просят. Я так неловко себя при этом чувствую.

Как я мог отказать? Полгода выстаивал в магазине очереди. Потом Женя стал сниматься, и у семьи появилась возможность покупать продукты на Черёмушкинском рынке. Ездил он туда всегда один и возвращался домой с полным багажником мяса, овощей и фруктов. Если Ванда принималась сокрушаться: ну куда ты опять столько накупил? Испортится же. Он только махал рукой: не испортится, мы гостей побольше пригласим.

В еде Женя был неприхотлив. Любимые блюда — картошка с тушёнкой и тефтели с пюре. Но когда приходили гости, на столе их ждали деликатесы. Зная, как нелегко брату достаются деньги, я поражался лёгкости, с которой он их тратил. Женя сходил с ума, если заболевал кто-то из близких или его любимая собака. Но над вещами, даже очень дорогими, никогда не трясся.»

-2

Фрагмент из интервью Николая Павловича Леонова (брат Евгения Леонова), опубликовано 19 декабря 2015 года:

О знакомстве с Вандой брат рассказывал с присущей ему самоиронией.
«Мы с ребятами шли на спектакль по центральной улице Свердловска. Лёня Сатановский, как всегда, травил анекдоты и вдруг, ускорив шаг, обогнал двух идущих впереди девушек. "Добрый день! Можно с вами познакомиться?" Вообще, я человек стеснительный, а что касается прекрасного пола — особенно. Но вот тут решительно подтянул брюки (они у меня всё время с живота сползают) и рванул за Леонидом. "И я, и я хочу познакомиться".

Ванда
Ванда

Девушки оказались студентками музыкально-педагогического училища и с радостью согласились на предложение прийти по броне на спектакль "Дни Турбинных", билеты на который было не достать. Ребятам удалось уговорить директора отдать два самых лучших места в партере.

Брат рассказывал, что перед началом спектакля они с Лёней в щёлку занавес осмотрели на девчонок. Ванда пришла нарядная и, судя по тому, что не знала, куда деть руки, очень волновалась. Но что было её волнение по сравнению с моим?»

-4

После спектакля Женя с Вандой отправились гулять по городу. Он читал ей стихи Блока и Есенина, она слушала. Четыре дня так встречались, а потом театр вернулся в Москву. Брат бесконечно звонил в Свердловск, уговаривал новую знакомую приехать в гости. В конце концов Ванда согласилась.

Папа с мамой приняли её очень приветливо — девушка, которую выбрал сын, изначально была для них самой лучшей. Днём Женя показывал Ванде Москву, вечером мы все вместе ужинали, а потом брат провожал её к маме одного из своих друзей. Оставить девушку ночевать у себя не позволяли нормы приличия: а вдруг соседи подумают о ней что-то плохое.

Их решение пожениться наши папа и мама восприняли с радостью, а родители невесты — в штыки. Им категорически не нравилась Женькина профессия и его нищенская зарплата. Пришлось идти в ЗАГС без благословения тестя и тёщи.

-5

Подробностей и воспоминаний о любимых блюдах, тем более рецептов из книг и интервью о Евгении Леонове я не нашла. Но вставлю здесь всё-таки один рецепт блюда, о котором упомянул брат артиста.

Подробный пошаговый рецепт домашних тефтелей с подливкой

Домашние мясные тефтели с подливкой

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • Говядина и свинина (фарш, 1:1) — 400–500 г
  • Лук — 1 крупная головка
  • Рис — 70 г
  • Яйцо — 1 шт.
  • Молоко — 50 мл
  • Соль, перец — по вкусу
  • Масло растительное — для жарки

Для подливы:

  • Лук, морковь
  • Мука — 1 ст. ложка
  • Томатная паста — 1 ст. ложка
  • Сметана — 2–3 ст. ложки
  • Вода или бульон — 350–400 мл
  • Лавровый лист, сахар, соль, перец
-6

Пошаговый процесс:

  1. Рис промыть, отварить почти до готовности, остудить.
  2. Фарш смешать с рисом, мелко порезанным или тёртым луком, яйцом, солью, перцем, добавить молоко.
  3. Вымесить до однородности, скатать небольшие шарики.
  4. Обжарить с двух сторон на сильном огне до румяной корочки, выложить из сковороды.
  5. На той же сковороде обжарить лук и морковь, добавить муку, потом томатную пасту, сметану, влить воду или бульон, размешать до однородности, заправить специями.
  6. Вернуть тефтели в подливку, тушить под крышкой 25–30 минут.
  7. Всем подавать с картофельным пюре, обязательно — щедро полить соусом!
    Совет: «Для нежности и аромата добавьте немного зелени прямо перед подачей.»
-7

Кстати, если хочется попробовать тот самый вкус детсадовских или школьных столовых, обратите внимание на альтернативную технологию: после обжарки тефтели не тушат, а заливают особым молочно-томатным соусом и запекают в духовке. Получается как в детстве — с густой подливкой и очень нежно.

-8

Вариант: тефтели по‑детсадовски, как в детстве

Если хочется той самой нежности и уюта, которую многие помнят с детсадовских или «школьных» лет, попробуйте этот способ приготовления тефтелей с особым, молочно-томатным соусом и запеканием в духовке. Тут главное отличие — технология обработки и окончательная текстура блюда.

Ингредиенты:

- Свино-говяжий фарш — 400 г

- Лук — 3 шт.

- Рис круглозерный — 70 г

- Яйцо — 1 шт.

- Морковь — 1 шт.

- Растительное масло — для жарки

- Лавровый лист — 3 шт.

Для соуса:

- Томатная паста — 1 ст. л.

- Мука — 1 ст. л.

- Сметана — 2 ст. л.

- Молоко — 1 стакан

- Соль — по вкусу

Как готовить:

  • 1. Рис промыть, залить кипятком на 10–15 минут, откинуть на дуршлаг, немного подсушить.
  • 2. Фарш соединить с измельчённым луком, яйцом и солью, тщательно вымешать, добавить остывший рис — и снова перемешать до однородности.
  • 3. Смоченными руками сформировать небольшие шарики, обвалять их в муке и быстро обжарить со всех сторон до лёгкой золотистой корочки на растительном масле.
-9

Подлива:

  • — Лук пассеровать до прозрачности, добавить натёртую морковь, тушить, затем ввести томатную пасту и перемешать.
  • — В тёплом молоке развести муку (чтобы не было комочков), добавить сметану и тщательно размешать.
  • — Смешать овощную (томатную) и молочную часть соуса (если густо — добавить немного воды), подсолить.

Запекание: Выложить обжаренные тефтели в огнеупорную форму, залить их подготовленным соусом, добавить пару лавровых листов.

Отправить в разогретую до 170 °C духовку на 20–25 минут.

Подавайте тефтели горячими, с картофельным пюре или макаронами, обязательно поливая их густой молочно‑томатной подливкой.

Такую подливку любят дети, а сами тефтели получаются в меру рассыпчатыми и сливочными — идеально в духе советской столовой или детсадовской кухни.

-10

Интересные факты о Евгении Леонове, ролях и жизни вне сцены

Первый советский актёр, снявшийся в рекламе

Леонов стал одним из первых артистов СССР, осмелившихся появиться в телерекламе. Он сыграл обаятельного продавца рыбы нототении, искренне советовавшего добавить этот деликатес в рацион. В 1970‑х рекламные ролики создавались мэтрами «Мосфильма» и «Ленфильма», и приглашение известных артистов было престижным и достаточно прибыльным делом.

Как вспоминал режиссёр советских рекламных роликов Иосиф Трахтенгерц:

«Сняться в рекламе тогда считалось престижно, и эта работа, как и сейчас, хорошо оплачивалась».

Однако главный режиссёр Театра имени Маяковского, где в то время работал Евгений Леонов, не оценил новый «подработок» звезды и жестко отреагировал, собрав труппу и бросив колкое:

«Дескать, костлявая рука голода задушила Евгения Павловича Леонова. Скинемся шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией».
Это стало настоящим конфликтом — Леонов не простил, ушёл из театра и позже присоединился к коллективу Марка Захарова в Ленкоме.
Полосатый рейс
Полосатый рейс

Короткий путь от буфетчика до секс-символа

Роль очаровательного буфетчика Шулейкина в «Полосатом рейсе» подарила Леонову огромную популярность.
Кадры этого фильма многие помнят ещё с детства — та самая ванна и забавная сцена с тигром, которая довела до министерского удивления и даже вызвала резонанс в кинематографических кругах:

«Я первым из актёров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, поразила министра культуры Фурцеву…»

Фрагмент из книги «Письма сыну» (Евгений Леонов, Ленинград, 29.09.1974):

«Тебе, мой друг, явно смелости не хватает, а актерское дело требует лихости и отчаянности. Я, быть может, тоже не смелого десятка, но когда надо было, чудеса храбрости показывал, хотя бы в “Полосатом рейсе”. Я, правда, в пасть тигру не лез, как некоторые дрессировщики делают, но страха от зверюк полосатых натерпелся.

Я хорошо помню съемки этого фильма. Помню, как мы приехали на корабль, красивый очень. Ко мне подошли режиссер, оператор и сказали: “Ты не волнуйся, мы придумали очень смешной эпизод. Посадим тебя в клетку, выпустим тигров и посмотрим, что будет”. Я говорю: “Нет, я не согласен. У меня семья, маленький сын, я против”. Меня, конечно, уговорили, ведь я ожидал согласия сниматься в этом фильме. Сами все попрятались: режиссер смелый-смелый, а сам залез на мачту — и оттуда все видно, руководить легче. Оператор спрятался в железный ящик, выставил камеру.

Полосатый рейс
Полосатый рейс

Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются — комедия не получается. Режиссер кричит: “Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?” — Они к нему принюхались, говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: “Леонов, возьми вилку и покали поросенка, а то тигры на него не реагируют”. Я говорю: “Тебе надо — ты и кали, у меня другая профессия”.

За то, что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка... Они его через прутья подсарапали, поросенок вяжет, тигры от этого еще больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю, а поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться, тигры кричат, поросенок вяжет, я кричу: “Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой!”

Дрессировщик выстрелил в воздух, конечно, но тигрица Кальма от всего этого визга и грохота бросилась в море. Целый час ее спасали, и спасли, конечно. Об этом случае много было написано в газетах и журналах: в “Огоньке”, в “Юности”, а молодой тогда писатель Юлиан Семенов даже написал повесть.

Вот так-то, друг мой Андрюша, а тебя пока тиграми никто не пугает, только экзаменами вступительными. Так что смелее, смелее! Папа»

Читайте статью до конца, расскажу , где можно почитать эту книгу полностью.👇

-14

Рокировка при просмотре "Донской повести" благодаря случайности

О роли механика в судьбе «Донской повести»
Спустя три года после съёмок «Полосатого рейса» Владимир Фетин неожиданно предложил Леонову драматическую роль в фильме «Донская повесть». Картина рассказывает о трагической судьбе и любви донского казака Якова Шибалко.
Леонов вспоминал, что когда Фетин сообщил ему о роли в новом фильме по рассказам Шолохова «Донская повесть» и «Шибалково семя», он замер и подумал, что это похуже хищников. Сначала актёр возразил, а потом согласился, решив, что всё равно худсовет «Ленфильма» не допустит, чтобы комедийный актёр играл такую драматическую роль. Действительно, худсовет возражал:
«Только что Леонов рассмешил всех в „Полосатом рейсе“ — и вдруг „Донская повесть“. Что общего? Где логика?»
Но Фетин всех убедил.

Кстати, приёмная комиссия смотрела фильм с финала — механик перепутал коробки с плёнкой. И оказалось, такая перестановка придала картине ещё больше трагизма и накала страстей. Режиссёр принял случайную оплошность механика — и в такой последовательности картина и вышла в прокат.

из к/ф Старший сын
из к/ф Старший сын
-17

Фильмы с участием Евгения Леонова стали родными для миллионов зрителей — даже для тех, кто никогда не бывал в столичных театрах и видел актёра только на экране. Его герои всегда были на удивление простыми и обаятельными: тут не было ни толстого слоя грима, ни вычурных эффектов — как есть, с открытой улыбкой и взглядом, которому веришь с первой секунды.

Каким бы ни был персонаж — увалень, прощавашка, невероятный хитрец или даже тот самый "отрицательный" герой, — в каждом Леонов оставался милейшим человеком. Его голоса хватало, чтобы растопить лёд даже у самого сурового зрителя, а любимая публика через экраны и годы всё равно чувствовала: этот человек свой, настоящий.

-18

Впрочем, не только в кино его доброта и обаятельность стали визитной карточкой. Именно благодаря невероятно тёплой интонации Евгения Леонова в мультфильмах советские дети и взрослые так полюбили нашего Винни-Пуха. С годами даже сами авторы признавали: Леонов не просто озвучил, он стал настоящим прообразом этого медвежонка — пухлячка, чуть-чуть хитрого, очень рассудительного и всегда, несмотря ни на что, милого. Со временем Винни-Пух с его голосом стал почти синонимом самого Леонова.

в иллюстрациях к «Хоббиту»
в иллюстрациях к «Хоббиту»

А уж в иллюстрациях к «Хоббиту» из советского издания, которые когда-то нарисовал Михаил Беломлинский, угадывался сам Евгений Павлович — такой же уютный, незаменимый для любой компании.

Годы идут, а фильмы и герои Леонова остаются вечными. Может быть, потому, что очень хочется — хотя бы через экран — снова ощутить ту самую простую доброту, немного мудрости и живого человеческого тепла, которое нес каждый его взгляд.

-20

Книга Письма сыну, которую Евгений Леонов писал не в строгом порядке даты и события, а как будто ведёт неспешный разговор со своим сыном. Здесь нет скучной хронологии — только честные, тёплые воспоминания, простые письма родному человеку, полные добрых шуток, заботы, иногда неряшливого почерка, но всегда — настоящей любви.

Эта книга — не просто автобиография великого артиста, а очень личная история семьи, в которой чувствуешь узнаваемое тепло, простоту и настоящую искренность Леонова. Можно прочитать не только в текстовом формате но и послушать на Литрес.

Письма сыну

-21

Пусть в вашем доме звучит смех, пусть на столе всегда найдётся тарелка тёплых тефтелей, а в душе живёт свет - такой, каким озарял всё вокруг неповторимый Евгений Леонов.

Если понравилась статья, ставьте лайк, 👍подписывайтесь, 👇делитесь воспоминаниями о любимом артисте и советскими рецептами в комментариях.
Какие фильмы Леонова вы бы пересмотрели прямо сейчас? Какие семейные блюда напоминают вам о детстве и родных? 💖

Обязательно заходите в другие мои публикации.

Вам может быть интересно: