Найти в Дзене
Ребёнок плохо говорит

Вася, дизартрия и конфета под носом

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей. Сегодня наш герой – Вася. Васе восемь лет. Мы с ним очень давно знакомы. Около пяти лет. Мы встретились, когда ему было три. У Васи ничего не было. Понимания, имитации, звуков – ничего. Кроме того, у Вани была (и есть) дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

То есть Вася ничего не понимал, ничего не повторял, и имел сложности в управлении своим лицом и телом. При дизартрии есть проблемы с мышечным тонусом, например, язык лежит как тонкая тряпочка, или наоборот, сжат и не расслабляется. Или у ребенка приоткрытый рот и слабость круговой мышцы рта. Или губы сжаты, как у партизана на допросе, а по ночам ребенок скрипит зубами от напряжения мышц. Иногда бывает так, что у ребенка все хорошо, есть только отдельные нарушения звуков. Звуки произносятся искаженно. А бывает такое наслоение, как у Васи. Когда много чего нарушено одновременно.
С телом тоже все не очень. Тяжело даются мелкомоторные действия, не все действия крупной моторики Вася может сделать по имитации. Например, до сих пор он не может повторить движение «Как птичка машет крылышками». У него не получается синхронно.

Помимо меня, у Васи часто бывают циклы массажа, в том числе и лого-массажа. При дизартрии он показан.


Что мы делаем на занятии помимо речи?
- Много двигаемся. Ходим по узкой дорожке, также Вася очень любит полосу препятствий. Я ставлю стулья, он держит меня за руку и аккуратно по ним переступает.

- Крутим кубики. Я даю ему кубики с картинками и прошу найти определенную букву, цифру или изображение. Стимулирую его поисковую деятельность, визуальное восприятие, моторику.

- Лепим из пластилина. Ему сложно делать что-то мелкое, но хотя бы скатать колбаску, а потом нарезать ее на кусочки он может.

- Дорисовываем. Я рисую буквы или предметы, а Вася учится дорисовывать к ним недостающие палочки или кружочки, то что может. Например, шарикам – веревочки, машинкам – колеса, букве А – палочку в центре и т.д. Даже если ребенок не может говорить, его мышление должно развиваться.

Как мы ставили звуки?
С помощью конфет. В логопедии есть приём - вкусная артикуляционная гимнастика. Я лепила кусочек конфеты под нос Васе, и не давала Васе убрать ее руками. Он злился на меня, но тянулся языком. Шаг за шагом, язык стал продвигаться все дальше (Параллельно этому, до моих занятий, другой специалист занимался лого-массажем, то есть физически Васе упражнение становилось уже доступно). Потом ему это стало нравиться, он начал понимать, как работает язык. Я его называла мечтой логопеда - он так мне доверял, что потом не возмущался, делал все логопедические упражнения, которые я просила. Он и сейчас бы их делал, но я их немного отодвинула, ради более сложных для него дел.

Поведение
Поведение у Васи было ужасное. Неговорящие дети редко бывают без плохого поведения. Он не понимал речь, не мог донести то, что хочет. Поэтому он громко кричал, мог по часу истерить. Щипался, кусался. С этим разбиралась АВА - терапия. Сейчас этого больше нет. На занятии очень хорошо себя ведет, выполняет упражнения, даже не за приз, а потому что я попросила выполнить. Кстати, интересный факт. Когда Вася кричит, голос хороший, сильный, все соседи слышат. Но если я попрошу его поорать, он откроет рот и не сможет выдавить ни звука, или скажет звук А, но достаточно тихо. О чем это говорит? Он не может издавать громкие звуки произвольно, по инструкции. Голосом не управляет.

Что с пониманием речи?
Вася в этом отношении молодец. Он понимает инструкции, знает многие глаголы и существительные. Это большая заслуга мамы, которая дополнительно дома гоняла его по всем парам существительное-глагол. Вытри чашку, вытри ложку, вытри стол, вытри руки. Сядь на пол, сядь на стул, сядь на диван и т.д.
Совместная работа родителей и специалистов приводит к отличным результатам.
Также Вася умеет подбирать существительные к глаголам и наоборот. Например, если его спросить, что можно пить? Он покажет на сок. А чем можно рисовать – укажет на карандаш. И так он выбирает из большого количества предметов.

Что с говорением?

Дизартрия – это проблема. Я за это время поставила Васе большинство звуков, научила складывать их в слоги. Но это все равно очень долго. Алалики овладевают этим гораздо быстрее. Мы прокладываем связь между мозгом и речевым аппаратом, потом ребенок понимает как это – говорить, и, собственно, говорит. А здесь проблема в нарушении иннервации. Васе сложно управлять языком, губами, голосом. Сложно синхронизировать эту работу. На занятии мы с ним поём. Раньше у него вообще не получалось долго вытягивать звук. Сейчас он уже может тянуть звук, переключаться с одного звука на другой. АУ, АУ, ИА и т.д. Мы с Васей в прямом смысле слова вытягиваем из него слова, собираем их от звука к звуку. Каждое занятие он чуть дольше тянет звук, чуть лучше и чище произносит слово.

Как он сейчас говорит? Он умница. Он знает последовательность слогов во многих, даже сложных словах. Ма-ши-на. Нож-ни-цы. Са-мо-лет. Собственно, он их говорит. А вот здесь проблема. Так как он не может синхронизировать голос, дыхание и произнесение слогов, получается именно так, как я написала. Са (вдох), мо (вдох) лёт (вдох). Он может отлично и долго дуть. Может тянуть за мной звук ААААААААА. Знает и говорит последовательность слогов. Но одновременно не получается. Поэтому его понимаю, в основном, только я и родители. Потому что я знаю контекст. Я показываю ему самолет и поэтому знаю, ЧТО он говорит. Если бы он говорил это без картинки, я бы тоже, скорее всего, не поняла.
Причем он может просить: включить (указывает на игрушки с кнопками, или на выключатель), может просить пить, есть, прыгать, много чего может.

Как выглядит ребенок? Вы уже прочитали, и видите, что довольно неплохо. Понимание есть, память и внимание есть, на вопросы невербально отвечает (пальцем показывает ответы) и т.д.

Но, так как ему сложно произносить слова на одном дыхании (может буквально несколько слов), производит впечатление при первой встрече не очень хорошее. Как будто произносит разные слоги, в которых надо еще попытаться услышать слова.

Аутизма у мальчика нет. Он очень любит взаимодействие с другими людьми, жестами пытается донести то, что он хочет. Сейчас у нас главная задача – продолжать работать над голосом. Учиться сливать слоги в слова без пауз. Синхронизировать голос, дыхание и работу артикуляторных мышц (губ и языка). Продолжать работу над моторикой, развивать мышление. Чтобы в тот момент, когда он сможет победить свою проблему, все остальное было готово.  

P.s. ставлю тег "Аутистические расстройства" и располагаю в соответствующее сообщество, так как у ребят с аутизмом могут быть сходные проблемы.

Меня можно найти здесь vk.com/logo_svetlana