Глава 1
Глава 2
Окончив школу, Ира успешно сдала экзамены в медицинский вуз, где уже на первом курсе определилась с будущей специальностью – хирургия. Держать в руках чью-то жизнь казалось ей вершиной восторга.
Амбициозную, активную, умную, уверенную в себе студентку быстро заметили и на практику пригласили в хирургическое отделение недавно открывшегося медицинского научно- исследовательского центра. После окончания ординатуры Ира стала детским хирургом, тем, кто брался за самое важное – хрупкое крошечное детское сердце! Сокурсники открыто завидовали ведь девушку после защиты диплома ждала престижная работа, научные исследования, слава. Никому и в голову не пришло, что всем этим она обязана лишь своему упорству и стремлению стать лучшей во всем, за что бралась.
В отличие от многих знакомых, она не распаляла свое внимания, стараясь уметь всё и сразу. Она спокойно признавалась, что терпеть не может домашние дела, а от одного упоминания о готовке ее бросает в ужас. Знакомые посмеивались и задирали нос, радуясь возможности хотя бы в чем-то быть лучше. Когда очередная «подружка» похвалилась, что и готовит вкусно, и рукодельничает, и в доме у неё чисто, и муж всем доволен, и детей нарожать успела, Ира жестко парировала нападки всего лишь одной фразой:
— Здорово. Ты – большая молодец! Во всем меня обошла. А я вчера всего лишь двухмесячного младенца оперировала. Зашивала отверстие в его маленьком сердечке размером с клубничку. Так сложилось, что малыш родился с патологией и мог остаться инвалидом на всю жизнь, а то и вовсе погибнуть. А после моей операции он сможет жить. Представляешь, маленький человечек будет жить! И не просто жить, он сможет сам подниматься по лестнице, бегать, работать, создать семью! А могла бы вместо этого борщ сварить. Ведь борщ – это так важно! — Едкий сарказм Иры не понравился подруге, она осеклась и предпочла больше не общаться с Ирой.
Так бывало часто. Не все выдерживали характер Иры, а она и не стремилась удерживать кого-то рядом с собой. Она гораздо больше ценила качество своих друзей, нежели их количество.
Подруг у нее всегда было немного. А придя в отделение детской хирургии, она и вовсе попала в мир мужчин. Циничных, язвительных и вечно грустных мужчин. Долгое время она не могла понять, в чем причина такого поведения. Оказалось – это была защитная реакция от случаев, в которых они бессильны были что-то изменить.
Еще будучи интерном, она присутствовала на операции молодого хирурга. Парень бился за жизнь мальчишки, который попал под колеса автомобиля. Подросток, который почему-то решил, что выехать на проезжую часть будет отличной идеей и потрясающей возможностью похвастаться своей удалью перед друзьями. С самого начала более опытным коллегам было ясно – мальчика не жилец, но молодой врач решил не сдаваться. Он бился за ребенка час, упорно, не сдаваясь, не позволяя мальчику «уйти».
Когда же реаниматолог буквально оттащил врача от стола и констатировал смерть, хирург, не справившись с эмоциями от первой потери, разнес операционную и затем, выгнав всех, уселся в угол и несколько часов просидел неподвижно. Сначала плакал, беззвучно сотрясаясь всем телом, а потом просто смотрел на накрытое простыней тело ребенка остановившимся стеклянным взглядом. На следующий день он написал заявление на увольнение. Больше его в больнице никто не видел.
— Ты видела, Ирочка? Поняла, что случилось? Помнишь, ты меня в самом начале учебы спрашивала, что самое сложное в нашей профессии, а я не ответил. – Спросил девушку старший коллега.
— Да, теперь мне все ясно. — Ира едва могла сдержать слезы, хотя в университете им говорили, что такие ситуации рано или поздно коснуться каждого хирурга, сколь бы опытным, везучим, гениальным он ни был. Потеря пациента всегда накладывала на врача глубокий след и не каждый способен справиться с подобной ситуацией.
Ира тогда хорошо запомнила этот пустой стеклянный взгляд. Взгляд человека, который проиграл.
— Не удивляйся тому, что хирурги редко улыбаются. Постепенно мы вообще превращаемся в едких, желчных циников. Сухих, как песок в пустыне. Так мы выстраиваем защиту от тяжелых случаев. Иначе можно сойти с ума!
Вернувшись в больницу в качестве штатного хирурга, Ира быстро втянулась в работу и вскоре, сама того не замечая, стала такой же, какой были её коллеги – циничной, замкнутой, немногословной. Лишь в кругу близких она позволяла себе немного расслабиться и снять броню, которая защищала её от мира.
И вдруг, эта броня оказалась пробита. И кем?! Крошечной точкой на экране аппарата УЗИ. Врач, подтвердивший беременность, был поражен эмоциональной буре, которая произошла с пациенткой. Ира плакала и смеялась, еще не понимая, насколько теперь изменится её жизнь, но твердо уверенная, что она очень рада этому крошечному комочку!
После рождения ребенка Ира решила взять паузу в работе и полностью посвятить себя сыну. У нее не было нянек, бабушек или подруг, которые могли бы подстраховать, пока она работала. К несчастью, вскоре стало ясно – малыш родился слабеньким и болезненным. Многочисленные аллергии, проблемы с легкими.
Было понятно - грязный столичный воздух не для него. Постепенно ситуация становилась только хуже и вскоре появилась мысль – если Ира не увезет сына из столицы, на его здоровье можно будет ставить крест. Тогда она взялась за поиски подходящего места в глубинке, писала заведующим. Пока продолжались поиски, у сына обнаружилась астма. Именно поэтому настоящим благословением стал звонок от знакомого, который сообщил, что Иру приглашают занять должность главного врача в больнице таежного поселка, где ей предстояло лечить не только детей, но и взрослых.
И вот, промозглым дождливым днем они с сыном вышли из поезда и сразу направились на место будущей работы Иры – в больницу, но по другой причине – мальчика продуло в поезде и реакция организма не заставит себя долго ждать. Температура поднялась высокая, мальчик тяжело дышал. Знакомство с рабочим местом получилось интересным – изнутри, по другую сторону баррикад, что позволило Ирине яснее увидеть все недостатки и слабые места.
Благодаря грамотным действиям врачей мальчик быстро пошел на поправку и уже спустя неделю им разрешили отправиться в их новый дом – квартиру при больнице, в которой традиционно жили врачи, но она сейчас пустовала, так как у всего персонала было собственное жилье.
Освоившись, Ира решила каждый день ходить с сыном гулять в лес – чистый воздух давал мальчику возможность легко дышать полной грудью, не задыхаться, не кашлять и не пользоваться ингалятором. Прогулки стали их маленькой традицией. Во время них они вели неспешные беседы.
— Мамочка, а почему в лесу так тихо? Как будто кроме нас тут никого нет. Но ведь это не так – ты говорила, здесь и ежики, и белочки, и птички, и зайчики живут! Правда?
— Правда, но деревья поглощают весь лесной шум. Это такой фокус, который помогает сохранить тишину и спокойствие.
— А почему, когда мы жили в Москве, тихо не было, а там ведь тоже много деревьев? Очень много. И лес рядом с больницей был. Но там так тихо не было. Я помню, мы же с тобой ходили по нему гулять! — Любознательный малыш находился в том возрасте, когда хотелось знать всё на свете.
— Потому, что в Москве постоянно кто-то шумел и деревья просто не справлялись с таким количеством шума. А здесь кому шуметь? Птичка взлетела, веточка сломалась – вот и весь шум! С ним деревья легко справляются. Поэтому тут такая тишина.
— Значит, в лесу шуметь нельзя? Чтобы не беспокоить лесных обитателей? Правильно?
— Правильно, попусту не стоит нарушать покой леса и его обитателей. Но если вдруг случится беда, ты потеряешься или заблудишься, крик станет твоим помощником. В такой ситуации необходимо шуметь и звать на помощь! Так тебя и дикие звери испугаются, и помощь быстрее подоспеет!
— Хорошо, я так и сделаю! — серьезно ответил мальчик!
К сожалению, мамин урок пригодился мальчику гораздо раньше, чем его мама предполагала.