Сегодня я открыл для себя нового мастера визуального искусства. В его работах всё раскрывается не словами, а через кадры. Каждая сцена — это послание или скрытый смысл. Этот фильм стал для меня настоящим испытанием. Я понимаю его на каком-то глубинном уровне, но не могу выразить свои мысли словами. Я постараюсь поделиться с вами своими наблюдениями, но не претендую на глубокие знания.
Ким Ки Дук оставил нам богатое наследие в мире кино. Давайте обсудим его фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и поймём, что в нём уникального и почему его стоит посмотреть, если на душе тяжело.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ПРОСТЫМ ЛЮБИТЕЛЕМ КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В НАДЕЖДЕ НАЙТИ ОТКЛИК И НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ ПО ЛЮБВИ К ФИЛЬМАМ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Символизм перед временами года.
В этом фильме каждый сезон символизирует определённый период жизни: появление на свет, взросление, старение, уход и обновление. Режиссёр выражает эту идею через символы, которые меняются в каждой части фильма.
Каждый символ связан с главным героем — учеником монаха, который исследует мир.
Природные элементы озеро, земля, камни, горы, лес взаимодействуют и противопоставляются друг другу. Они показывают, что мир состоит из противоположностей, но при этом представляет собой единое целое. Это напоминает концепцию инь и ян, где даже в кажущейся гармонии происходят внутренние изменения. Смена времён года подчёркивает эту динамику.
Фильм состоит из пяти отдельных историй, каждая из которых соответствует определённому времени года. Такая структура не только отражает природный цикл, но и метафорически показывает этапы человеческой жизни: от рождения до возрождения.
Весна.
Фильм разделён на главы, каждая из которых соответствует времени года. Монах и его ученик живут в уединении на берегу озера, среди горных склонов. Они проводят время в молитвах и славят Будду. У них нет имён, только монах и ученик, которого тот называет учителем.
История начинается с того, как маленький мальчик познаёт мир. Но уже в начале пути у него проявляются склонности к насилию. Режиссёр исследует тему насилия на протяжении всего фильма. Ключевая сцена с мальчиком, который привязывает камушки к трём животным, становится центральной темой картины.
Важно отметить, что склонность к насилию проявляется только у человека. Животные не убивают ради забавы. О чём монах рассказывает ученику, наблюдая за его скверными забавами. Что ученик, совершая это, обретет в конечном итоге не физические, а душевные муки совести, которые будут его преследовать после всю жизнь.
Подход монаха к обучению ученика впечатляет. Он не наказывает и не упрекает, а делится философскими истинами в нескольких словах. Эти слова настолько глубоко проникают в душу ученика, что то без каких либо наказаний сам раскаивается в содеянном. Ведь двое из животных все таки умирают.
❝ — Разве не ты привязал камень к рыбе? — Я, учитель. — Разве не ты привязал камень к лягушке? — Я, учитель. — Разве не ты привязал камень к змее? — Я, учитель. — Иди и освободи всех животных. И если кто-то из них умрет, то ты будешь носить камень на сердце всю свою жизнь… ❞
Лето.
Юноша становится старше и взрослеет. Он становится более уравновешенным и зрелым. Однако его покой нарушает визит матери и её больной дочери. Мать оставляет дочь на попечение монаха, надеясь на её исцеление.
Молодой ученик, конечно, не может устоять перед девушкой. Природа берёт своё, и между ними возникает близость. Монах, застигнув их вместе, даёт короткий ответ.
❝ Похоть порождает желание обладать, а желание обладать порождает желание убивать. ❞
В фильме режиссёр демонстрирует, как молодой человек чрезмерно привязан к материальным ценностям. Однако монах замечает, что это естественное явление в природе. Но для достижения просветления необходимо преодолеть земную любовь. Нужно научиться освобождаться от привязанностей, чтобы обрести истинную свободу. Ведь любовь — это тоже своего рода ограничение и зависимость.
Осень.
В этой главе ученик возвращается в обитель, но его душа разбита. Он потерял внутреннее спокойствие и полностью опустошён из-за своей любви, которая и стала причиной его ухода от учителей и монаха.
Режиссёр уже открыто говорит со зрителем языком символов и образов. Он даёт ученику мантру, которую тот должен вырезать за одни сутки. Эта мантра — одно из основных положений буддийской философии «Анатмавада».
Люди — всего лишь люди. И даже воспитание в храме не может уберечь мальчика от насилия, похоти и убийства. Но искупление должно произойти не в материальном мире, а в духовном. Поэтому самым страшным наказанием за убийство змеи в детстве становятся муки совести, которые тяжким грузом ложатся на сердце.
Даже детективы, которые пришли за учеником-преступником, терпеливо ждут, пока он выполнит наставление своего учителя. После этого они уходят, а учитель совершает самосожжение и уходит в вечность.
Зима.
В этой главе происходит переломный момент в жизни ученика, который уже стал зрелым человеком и прожил больше половины своей жизни. Он начинает путь к просветлению и самопознанию, к пониманию своего духа и тела.
Это ключевой момент фильма, связанный с первой главой. Ученик берёт в руки статую Будды и начинает восхождение на самую высокую гору в окрестностях, чтобы искупить свои грехи, совершённые в детстве. Он берёт с собой камень, который символизирует его прошлые ошибки.
После убийства своей жены он осознал свою вину и решил искупить её в материальном мире. Теперь он должен совершить искупление других грехов, которые остались в его душе с самого детства.
Этот путь ученика от свободного выражения человеческой природы до её искупления и отказа от неё является центральной темой фильма. Если единственное выражение этой концепции — это насилие, то можно сказать, что «Весна…» соответствует этике гуманизма, основанной на морали и запрете на убийство.
Заключение.
В этом фильме затрагиваются и некоторые этические вопросы, которые излагаются предельно ясно. В основе сюжета лежит противопоставление человека и природы, а также их связь.
Идея цикличности жизни, которая пронизывает все художественные средства, делает финал предсказуемым. Однако сила фильма не в неожиданном сюжете, а в медленном, почти гипнотическом темпе повествования и в объяснении простых истин через понятные примеры.
Основная идея фильма — это исследование буддийской философии через призму человеческих отношений. «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Это не просто кино, а глубокое размышление о жизни, смерти и духовном пути человека.
Картина показывает, как через страдания и испытания человек может достичь просветления и гармонии с собой и миром.
Режиссёрский подход Ким Ки-дука создаёт уникальное сочетание медитативности и драматизма, созерцательности и глубокого психологизма. Фильм оставляет после себя долгое впечатление и заставляет задуматься о важных вопросах человеческого существования.
Художественные достоинства картины делают её одним из самых значимых произведений корейского кинематографа, которое продолжает волновать зрителей и спустя годы после своего выхода.
Вы можете стать Меценатом нашего канала оформив ПРЕМИУМ подписку, средства пойдут на приобретение оборудования для создания подкастов и создания видео по разбору глубокого кино всего за 99 рублей!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)✅