Найти в Дзене
By A.G. | кинематограф

Фильм «Андрей Рублёв» — это культурное наследие всего народа.

❝ — Русь, Русь, всё-то ты, родная, терпишь... Всё выносишь. Долго ли так будет, а, Феофан? — Не знаю. Наверное, всегда... ❞ Ещё при жизни Андрей Тарковский стал культовым режиссёром. Его фильмы полны глубоких философских размышлений о жизни и смерти. Однако есть в его фильмографии один особенный фильм, который не только затрагивает важные темы, касающиеся жизни народа, но и в полной мере отражает художественное наследие великого русского иконописца Андрея Рублёва. Почему этот фильм стал неотъемлемой частью наследия целого народа? Источник фото: Кинопоиск Историческая основа, художественная реализация. Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский вместе со своей командой провели колоссальную работу по сбору и изучению материалов о жизни Андрея Рублёва. Однако стоит отметить, что достоверных исторических фактов о нём оказалось не так много. Поэтому образ, созданный в фильме, скорее художественный, с чертами характера, которые хотел видеть в герое режиссёр, чем отражающий реальную личность Ру
Оглавление

❝ — Русь, Русь, всё-то ты, родная, терпишь... Всё выносишь. Долго ли так будет, а, Феофан? — Не знаю. Наверное, всегда... ❞

Ещё при жизни Андрей Тарковский стал культовым режиссёром. Его фильмы полны глубоких философских размышлений о жизни и смерти. Однако есть в его фильмографии один особенный фильм, который не только затрагивает важные темы, касающиеся жизни народа, но и в полной мере отражает художественное наследие великого русского иконописца Андрея Рублёва. Почему этот фильм стал неотъемлемой частью наследия целого народа?

Источник фото: Кинопоиск
Источник фото: Кинопоиск

Историческая основа, художественная реализация.

Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский вместе со своей командой провели колоссальную работу по сбору и изучению материалов о жизни Андрея Рублёва. Однако стоит отметить, что достоверных исторических фактов о нём оказалось не так много. Поэтому образ, созданный в фильме, скорее художественный, с чертами характера, которые хотел видеть в герое режиссёр, чем отражающий реальную личность Рублёва.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Тем не менее Тарковский приложил все усилия, чтобы создать правдивый исторический образ своего героя. В его команде был выдающийся историк искусства Николай Петрович Сычёв, который не только участвовал в постановке сцен на историческую достоверность, но и оказал значительное влияние на сценарий. Из 800 страниц сценария Сычёв изменил более 400, чтобы сделать исторические сцены более подлинными.

Поэтому, хотя фильм можно считать художественным, в нём есть реальная историческая основа. В ходе работы над фильмом были задействованы локации Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Пскова и Псковской области, Изборска, Печор, а также территории рядом со Спасо-Евфимиевым монастырём и Успенским собором во Владимире. В процессе съёмок на одной из локаций произошёл случайный пожар.

Источник фото: Кинопоиск
Источник фото: Кинопоиск

Темная и жестокая Русь.

❝ — Ну хорошо, ты мне скажи по чести, тёмен народ или не тёмен?! А? Не слышу! — Тёмен... Только кто виноват в этом? — Да по дурости собственной и тёмен. Ты что ли грехов по темноте своей не имеешь? — Да как не иметь. ❞ Многие кинокритики и деятели искусства отмечали, что Андрей Тарковский в своём фильме «Андрей Рублёв» сильно исказил историческую правду о Руси XV века. Он показал её тёмной, грязной и жестокой. Даже там, где, казалось бы, должны царить братская любовь и служение. Тарковский изображает монастырскую жизнь обыденной, не замечая благости. Он рисует монастырь как место политических игр и конкуренции.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Сельская жизнь в фильме предстаёт в виде опустошения, грязи и полной деградации. У жителей нет ни смысла жизни, ни надежды на будущее. Хотя стоит отметить, что время, показанное режиссёром, было под гнётом татарского ига, междоусобных войн между русскими княжествами, болезней и неурожайности земель.

Однако фильм построен в основном на жестокости, что не может быть полной правдой. Сколько бы зла ни было, всегда есть доброта. И так было во все времена. То, что изобразил Тарковский, — это художественная и мрачная, однобокая сторона жителей Руси XV века.

Жестокий народ.

У меня сложилось впечатление, что режиссер полностью разочаровался в русском народе, на который у него затаилась своя какая-то личная обида. И эту личную обиду он вложил в весь фильм «Андрей Рублев». Присмотритесь, ведь куда ни глянь, нет ни одного доподлинно положительного персонажа. Даже Рублев в фильме изображен не праведником, а преступившим законы человеческие, забрав жизнь другого человека. Когда режиссер показывает нам монастырскую жизнь иконописцев, там царит зависть. Далее, когда нам показывают отношения князей, то там властолюбие, там, где показывают татар, там жадность. Режиссер как будто задался целью отобразить в фильме всё темное, что было в народе того времени.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Междуусобные войны, истребление язычников за Христа, уничтожение мастеров разных ремесел лишь по прихоти князя, лишь потому, чтобы они не стали служить другому князю - из за зависти князя. И так по всему фильму. Однако можно заметить, что кинокартина, возможно, изначально имела такой смысл: показать мрачность и жестокость того времени и одновременно показать, как в такое время Андрей Рублев создавал шедевры, которые прошли столетия и стали достоянием русского народа. Возможно, в этом был смысл этого фильма: показать, что даже в темные времена могут создаваться по истине удивительные творения.

По теме:

Путь Рублева.

Каждая из новелл фильма раскрывает перед нами путь иконописца, который, пройдя через духовные испытания, стал тем, кем был Андрей Рублев в конце своей жизни. Рублев видел не только мирную жизнь монастыря, но и ужасы войн, бесчеловечность и жестокость.

Один из персонажей фильма говорит: «В суть всякой вещи можно вникнуть, если правдиво наречешь её. А Андрей... Я и в глаза ему скажу. Он мне как брат. Его хвалят, это верно. Так ведь он и краски кладёт тоненько, нежно, умело кладёт. А вот только нет во всём этом у него... страха, нет веры! Веры, что из глубины души исторгнута. А и простоты, как это у Епифания-то о Сергиевой добродетели сказано: Простота без пестроты! Так ведь вот что это. Это — святое. Простота без пестроты. Так лучше-то и не скажешь!»

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

С самого начала своего пути Рублев отличался от других иконописцев. Он писал так, чтобы не вызывать у людей страх, а призывать их к любви и смирению, чему изначально учит Православная церковь. В то время ещё свежо было воспоминание о насильственном крещении Руси, поэтому иконопись изображалась как устрашающая, чтобы вызвать у людей страх Божий. Однако Рублев пошёл по иному пути, став изображать более смиренные и наполненные любовью иконы. Попытка показать Андрея Рублёва как художника и мыслителя эпохи Возрождения — один из ключевых аспектов фильма Тарковского, который мы анализируем.

Структура фильма.

Фильмы Тарковского — это в первую очередь художественные произведения, наполненные символами и глубокими философскими размышлениями о жизни. В каждой из новелл «Андрея Рублева» мы видим множество символов, которые Тарковский использует практически в каждом своём фильме. Не стал исключением и «Андрей Рублев».

По теме:

С каждым важным событием в фильме мы видим воду: будь то ручей, река или дождь, она присутствует во всех сценах. Вода здесь — это образ жизни и извечного пути. Пока она есть, дорога идёт вперёд, и иконописец Андрей идёт по ней.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Помимо воды, в фильме есть ещё один символ — лошадь. Она открывает и закрывает некоторые из новелл, олицетворяя доверчивую силу, которую человек не ценит. А ещё один символ — голубь — олицетворяет библейский символ Святого Духа. Тарковский помещает голубей в сцены росписи храмов и отлития колокола, показывая, что над создателями символов Бога всегда витает Святой Дух, благословляя всех участников этого доброго дела, независимо от их праведности.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Мнение.

Фильм «Андрей Рублёв» неоднозначное произведение искусства. Сложно сказать, какой смысл вложил в него режиссёр Тарковский. Возможно, вся суть картины сводится к размышлениям главного героя Андрея Рублёва: «А на мужика всё новые беды сыплются: то татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он всё работает, работает, работает. Несёт свой крест смиренно. Не отчаивается, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило».

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

И так было всегда: сколько бы ни уничтожали и ни грабили, Русь стоит и будет стоять. Поэтому мы видим, как даже утраченные ремесла возрождаются и совершаются подвиги новых великих творений человеческих, таких как отлитие купола в фильме.

По теме:

  • Благодарен что дочитали до конца статью!
  • Если вы смотрели «Андрей Рублев», поделитесь своим мнением в комментариях.
  • До встречи на очередном киносеансе с By A.G. | кинематограф , гармонии и удачи!