Что мы знаем о мотивах, которые движут наемными убийцами? И есть ли что-то общее между древними самураями и современными киллерами?
Жан-Пьер Мельвиль представляет нам современного самурая.
Что мы знаем о самураях? Это воины, которые стремились к достижению совершенства в смерти и беспрекословно следовали долгу перед своим господином. Эти две важнейшие заповеди, по которым жили настоящие самураи, ярко отражены в книге «Хагакурэ сокрытое в листве», созданной Ямамото Цунэтомо, самураем, жившим на рубеже 17 века. Этот трактат стал одним из немногих ключей к пониманию философии самураев. О нём мы рассказывали в одной из статей нашего книжного канала.
Что общего между древними самураями и наёмным убийцей? Режиссёр фильма показывает нам Жефа Костелло — настоящего профессионала своего дела, для которого работа — это долг, который он должен исполнить безупречно.
Жеф Костелло — перфекционист и минималист. В его мире нет ничего лишнего, и он не стремится к материальным благам. Его цель — работа, и он посвящает ей все свои силы.
Заказчик становится для него господином, и Костелло преданно служит ему, считая невыполнение заказа позором и смертью. Как и самураи, он придерживается одной из главных догм: «лучше быстрая смерть, чем позор».
Персонаж Алена Делона, воплощённый на экране, напоминает настоящего самурая древности. Он тоже знает свой долг, не стремится к материальным благам, не имеет семьи и полностью посвящает себя делу.
Конечно, не стоит идеализировать образ Жефа Костелло, ведь он всё-таки киллер. Но наблюдать за таким персонажем — одно удовольствие. Его воля и характер становятся выше любых плотских или духовных желаний, и остаётся только работа и её безупречное выполнение.
Неонуар по-французски.
В конце 70-х годов прошлого века в кинематографе произошёл перелом: непобедимый и всемогущий детектив, который всегда найдёт преступника и раскроет любое дело, уступил место образу некомпетентного и неспособного полицейского. В фильмах этого жанра главная роль стала отводиться преступнику — главному антагонисту картины. Он не только хитрее и умнее детектива, но и предстает перед зрителем более волевым и преданным своему делу.
В фильме «Самурай» такой подход прослеживается с первых минут: нам демонстрируют невероятно харизматичного, хладнокровного и волевого Жефа Костелло, а также его противника — главного комиссара Парижа. Несмотря на профессионализм комиссара и штат из более чем ста человек, ему так и не удаётся поймать с поличным персонажа Алена Делона.
В итоге персонаж Алена Делона выполняет все заказы, устраняет угрозу своей жизни, расправляется с теми, кто его предал, и принимает смерть. Как истинный воин.
Почему же так привлекателен персонаж Алена Делона? В нём есть всё, чего не хватает современному человеку: он - прямая противоположность современному человеку с его страстями и желаниями. Жеф Костелло становится почти мифическим существом, готовым покарать любого, кто становится жертвой предательства. Он лишь инструмент в руках господина, как и положено самураю. Но неумелое обращение с оружием может привести к беде и для самого хозяина, что мы и наблюдаем в этой картине.
Атмосфера фильма.
Жан-Пьер Мельвиль создал утончённый и изысканный фильм «Самурай». В этой картине мы не услышим философских диалогов или обсуждений на другие темы. Нам покажут это через образы и стиль главных героев.
С самого начала становится ясно, что здесь работают профессионалы, независимо от того, к какой сфере они принадлежат — к преступному синдикату или к полиции. Это фильм о мужчинах, которые не говорят, а молча делают своё дело.
Особенно показателен момент, когда Жеф Костелло перебивает номера у машины за городом у мастера. Ни единого слова, только дело и гонорар за выполненный заказ. Ничего лишнего. Мужчины-профессионалы не занимаются пустой болтовнёй, они выполняют свою работу. И в этом фильме это проявляется особенно ярко.
Эта картина потрясающе выдержана во всех аспектах. В ней нет ничего лишнего, только действие и результат. Это действительно кино о самурае, но с элементами французского детектива. Как режиссёру удалось это совместить? Возможно, здесь сыграл талант не только режиссёра, но и всего актёрского состава.
Итог.
Последним фильмом, который меня по-настоящему впечатлил, был «Сталкер» Тарковского. О Сталкере мы говорили в этой статье:
Сталкер. Шедевр советского кинематографа.
Хотя это совершенно разные миры и подходы к их созданию, у них есть нечто общее. Они оба созданы в лучших традициях гениального кино.
Я считаю, что для любого мыслящего человека, данная картина станет пищей для ума, так как картина уже считается классикой мирового кинематографа.
P.S: Дорогие читатели, вы так же можете читать меня, на моем телеграмм канале https://t.me/chanelbyag
- Благодарен что дочитали до конца данную статью!
- Если вы смотрели "Самурай", поделитесь своим мнением в комментариях.