Найти в Дзене
Партнёр НКО

Советские автобусы

В Советском Союзе автобусы производились более чем на 30 предприятиях, среди которых Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ), Львовский автобусный завод, Горьковский автобусный завод (ГЗА), Павловский автобусный завод (ПАЗ), Рижская автобусная фабрика (РАФ), Ереванский автомобильный завод (ЕРАЗ) и многие другие. Сразу же после Великой Отечественной войны, на заводе им. Сталина (позже ЗИЛе) был налажен выпуск автобуса ЗиС-154, который стал одним из самых массовых городских автобусов. Машина вагонной компоновки была оснащена двухтактным 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 110 л.с., который был позже заменён на двигатель ЯАЗ-204. Автобус имел 34 посадочных места. В 1949 году советские учёные и инженеры-машиностроители на Горьковском заводе автобусов (ГЗА) начали выпуск капотного автобуса ГЗА-651, оснащённого бензиновым двигателем объемом 3,5 литра и мощностью 70 л.с. – одной из самых распространенных моделей в Советском Союзе. Автобус имел 19 посадочных мест
Оглавление
Источник фото: https://uk.m.wikipedia.org/wiki/Файл:LAZ-695_BK_1978_AK_(Rivne,_cropped).jpg
Источник фото: https://uk.m.wikipedia.org/wiki/Файл:LAZ-695_BK_1978_AK_(Rivne,_cropped).jpg

В Советском Союзе автобусы производились более чем на 30 предприятиях, среди которых Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ), Львовский автобусный завод, Горьковский автобусный завод (ГЗА), Павловский автобусный завод (ПАЗ), Рижская автобусная фабрика (РАФ), Ереванский автомобильный завод (ЕРАЗ) и многие другие. Сразу же после Великой Отечественной войны, на заводе им. Сталина (позже ЗИЛе) был налажен выпуск автобуса ЗиС-154, который стал одним из самых массовых городских автобусов. Машина вагонной компоновки была оснащена двухтактным 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 110 л.с., который был позже заменён на двигатель ЯАЗ-204. Автобус имел 34 посадочных места.

В 1949 году советские учёные и инженеры-машиностроители на Горьковском заводе автобусов (ГЗА) начали выпуск капотного автобуса ГЗА-651, оснащённого бензиновым двигателем объемом 3,5 литра и мощностью 70 л.с. – одной из самых распространенных моделей в Советском Союзе. Автобус имел 19 посадочных мест и отличался характерной формой с узкими вертикальными окнами и большими боковыми дверями. ГЗА-651 эксплуатировались на протяжении нескольких десятилетий как в городах, так и межгородских маршрутах. Позже выпуск данного автобуса был налажен на 15 заводов по всей стране.

В 1952 году появился автобус ГЗА-651, нередко называемый «коробочкой». Он стал ярким примером унификации в советской автопромышленности. Производство автобуса также распространилось по всей стране. Автобус строился на шасси ГАЗ-51 и имел также 19 мест. Позже появились ПАЗ-651, за на базе шасси ГАЗ-51, отличавшееся более мягкими задними рессорами, 4 амортизаторами на переднем и заднем мостах и удлиненной на 735 мм задней рамой. Автобус, прозванный в народе «коробочкой», эксплуатировался повсеместно во всех уголках СССР – от нужд армии до городских маршрутов. Простота конструкции позволяла собирать его практически в полукустарных условиях, используя широко распространенное шасси грузовика ГАЗ-51.

Давайте вспомним самые массовые модели

УАЗ-2206

Источник фото: https://auto.ru/lcv/new/sale/uaz/2206/16469370-afa84052/
Источник фото: https://auto.ru/lcv/new/sale/uaz/2206/16469370-afa84052/

УАЗ 2206 – полноприводный советский и российский микроавтобус повышенной проходимости, производящийся на Ульяновском автомобильном заводе с 1968 года по настоящее время. Основной задачей являлось использование в военной сфере, особенно для вывоза пострадавших и перемещения личного состава. В гражданской сфере, данные машины нашли применения для организаций различных геологических экспедиций, требующих наличия компактного салона для размещения до 10-11 пассажиров, перевозки багажа и передвижения по труднопроходимой местности. Также нередко применялась в туристических путешествиях. Автомобиль использовался в основном для автономных, продолжительных поездок, включая поездки по северным районам. УАЗ-2206 также использовался для пассажирских перевозок по некоторым автобусным маршрутам, в частности, в Архангельской области (например, на маршруте «Архангельск — Пинега») и Приморском крае (например, на линии «Лучегорск — Красный Яр»). В народе – "буханка". 

Источниу фото: https://www.drom.ru/catalog/lcv/uaz/buhanka/77961/
Источниу фото: https://www.drom.ru/catalog/lcv/uaz/buhanka/77961/
Источник фото: https://avto-trend.ru/uaz-2206-obzor/
Источник фото: https://avto-trend.ru/uaz-2206-obzor/
  • Двигатель: объём 2,7 л., мощность 112 л.с.
  • Колесная формула – 4х4
  • Скорость – до 120 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 12 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 11
  • Общая вместимость, человек – 11

РАФ-2203 «Латвия»

Источник фото: https://www.yaplakal.com/forum11/st/0/topic2634433.html
Источник фото: https://www.yaplakal.com/forum11/st/0/topic2634433.html

РАФ-2203 – серия советских микроавтобусов, производившихся на так называемой Рижской автобусной фабрике (РАФ) с 1975 по 1997 гг. В Советском Союзе микроавтобусы нашли широкое применение в самых разных сферах: в качестве маршрутных такси для перевозки пассажиров, как автомобили скорой медицинской помощи, причем именно медицинская версия была наиболее популярной и широко распространенной в СССР, для различных служебных целей. Эти машины также широко использовались в пожарных частях, органах милиции и даже для банковской инкассации. В народе – "рафик"

Источник фото: https://www.kolesa.ru/test-drive/raf-2203802-simvol-vosmidesjatyh-2015-11-13
Источник фото: https://www.kolesa.ru/test-drive/raf-2203802-simvol-vosmidesjatyh-2015-11-13
Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:РАФ-2203_пассажирский.JPG
Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:РАФ-2203_пассажирский.JPG
  • Двигатель: объём 2,4 л., мощность 95 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 120 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 11,2 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 11
  • Общая вместимость, человек – 11

ЕрАЗ-762ВГП

Источник фото: https://tr.pinterest.com/pin/soviet-autoprom--43839796350222006/
Источник фото: https://tr.pinterest.com/pin/soviet-autoprom--43839796350222006/

ЕрАЗ-762ВГП – микроавтобусы на базе одноимённых грузопассажирских фургонов, выпускавшихся на Ереванском автомобильном заводе (ЕрАЗ) с 1988 по 1996 гг. Были оснащены двигателем от ГАЗ-21/24 "Волга". В соответствии с техническими требованиями, утвержденными в Минавтосельхозмаше СССР, микроавтобусы модели ЕрАЗ-762ВГП выпускались в двух исполнениях: 1-ый вариант включал в себя две продольные скамьи, рассчитанные на размещение 7 пассажиров. 2-ой вариант предполагал наличие пяти стандартных сидений в пассажирском отсеке, расположенном за кабиной водителя. Области применения этих микроавтобусов были разные: организацию выездной торговли, обеспечения доставки продовольственных и промышленных товаров в сельские населенные пункты, обслуживание нужд населения в сфере бытовых услуг, транспортировку почтовой корреспонденции и др. Кроме того, отдельные модификации ЕрАЗ-762 нашли применение в качестве автомобилей аварийно-спасательных служб и машин скорой медицинской помощи. В народе – "ереванское чудо"

Источник фото: https://dzen.ru/a/Xbb9VubLmwCtnxER
Источник фото: https://dzen.ru/a/Xbb9VubLmwCtnxER
Источник фото: https://dzen.ru/a/Xbb9VubLmwCtnxER
Источник фото: https://dzen.ru/a/Xbb9VubLmwCtnxER
  • Двигатель: объём 2,4 л., мощность 92 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 120 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 15 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 6
  • Общая вместимость, человек – 6

ЗИЛ-118 «Юность»

Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/799881583791894238/
Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/799881583791894238/

ЗИЛ-118 «Юность» – представительский микроавтобус повышенного класса на базе лимузина ЗИЛ-111. Выпускался на Заводе им. Лихачёва небольшими партиями в период с 1961 по 1998 гг. В Советском Союзе ЗИЛ-118 "Юность" нашел применение в самых разнообразных областях, в основном обслуживая правительственные структуры и нужды ЦК КПСС. В Москве машина активно применялась в качестве экспериментального маршрутного такси. Этот вариант "Юности" был тепло принят жителями столицы, получив массу положительных отзывов. Автомобиль и применялся и медиками в качестве скорой реанимации: проходил испытания в Ленинграде, а затем и в Москве, в Институте им. Склифосовского. С 1966 года машина обслуживала медицинское учреждение при заводе ЗИЛ. Также использовался как специализированный автомобиль скорой медицинской помощи при Кремлевской больнице. Также «Юность» применялась в качестве специального автомобиля для телерепортажей. Изначально использовался для прямых трансляций "Ленинградским Телевидением", позже стал транспортом для съемочной группы программы "Телекурьер". Нередко автомобиль служил транспортом Управления санаториями и домами отдыха в городе Ялте, относящегося к 4-му Главному управлению Минздрава СССР в Крыму. В народе – "витрина социализма"

Источник фото: https://www.yaplakal.com/forum11/st/0/topic2109850.html
Источник фото: https://www.yaplakal.com/forum11/st/0/topic2109850.html
Источник фото: https://autoreview.ru/news/predstavlen-lyuks-avtobus-hongqi-guoyue-s-turbomotorom-v6?_escaped_fragment_=comment=2299119
Источник фото: https://autoreview.ru/news/predstavlen-lyuks-avtobus-hongqi-guoyue-s-turbomotorom-v6?_escaped_fragment_=comment=2299119
  • Двигатель: объём 6,0 л., мощность 150 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 120 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 28 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 17
  • Общая вместимость, человек – 17

КАвЗ-685

Источник фото: https://trashbox.ru/public/comments/?author=takoito43
Источник фото: https://trashbox.ru/public/comments/?author=takoito43

КАвЗ-685 – советский автобус среднего класса капотной компоновки на грузовых шасси ГАЗ-53. Производился на Курганском автобусном заводе с 1971 по 1984 гг. В Советском Союзе автобусы КАвЗ-685 нашли широкое применение в сельских районах, особенно там, где преобладали труднодоступные проселочные дороги. Помимо этого, автобусы служили средством доставки сотрудников на заводы и фабрики в городах. Стоит отметить, что существовали специализированные варианты КАвЗ-685: модель "С", адаптированная для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, и модель "Г", предназначенная для горных территорий. В народе – "ботинок".

Источник фото: https://dzen.ru/a/YKKuNDnbuV9z7l_G
Источник фото: https://dzen.ru/a/YKKuNDnbuV9z7l_G
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo.php?pid=758261&lang=uk
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo.php?pid=758261&lang=uk
  • Двигатель: объём 4,2 л., мощность 115 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 90 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 24 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 21
  • Общая вместимость, человек – 28

ПАЗ-672

Источник фото: https://dzen.ru/a/YtjpEUK771bvye_l
Источник фото: https://dzen.ru/a/YtjpEUK771bvye_l

ПАЗ-672 – советские автобусы малого класса, производившиеся Павловским автобусным заводом им. А. А. Жданова в 1967–1989 годах. Автобус преимущественно эксплуатировался для транспортировки пассажиров в небольших городах и в пригородной зоне, для обеспечения нужд жителей сельской местности и работников колхозов и совхозов, а также нередко выполнял функции ведомственного транспорта. Также применялся для обеспечения работы, так называемых, мобильных кинотеатров, передвижных медицинских пунктов и пунктов сбора донорской крови. В народе – "пазик"

Источник фото: https://dzen.ru/a/YtjpEUK771bvye_l
Источник фото: https://dzen.ru/a/YtjpEUK771bvye_l
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1383384/?lang=cs
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1383384/?lang=cs
  • Двигатель: объём 4,2 л., мощность 115 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 80 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 28 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 26
  • Общая вместимость, человек – 42

ПАЗ-3201

Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1899613/?&lang=pl
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1899613/?&lang=pl

ПАЗ-3201 – советский полноприводный автобус малого класса на базе ПАЗ-672, производящийся также на Павловском автобусном заводе с 1972 по 1989 гг. Являлся полноприводная модификацией ПАЗ-672 и предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья. Очень часто применялся в деятельности геологоразведочных экспедиций и специалистов нефтегазовой индустрии. А также для обеспечения функционирования и жизни отдалённых и труднодоступных поселений. Особую любовь у водителей приобрёл в труднопроходимой местности (разрушенные дорожные покрытия, обильные снегопады, грунтовые дороги и пр.). После распада Советского Союза, в связи с прекращением бюджетной поддержки автотранспортных предприятий, автобусы ПАЗ-3201 начали активно использоваться на маршрутах в малых городах.

Источник фото: https://www.kolesa.ru/test-drive/vmesto-dorog-test-drajv-avtobusa-paz-3201s
Источник фото: https://www.kolesa.ru/test-drive/vmesto-dorog-test-drajv-avtobusa-paz-3201s
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1222513/?
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1222513/?
  • Двигатель: объём 4,2 л., мощность 115 л.с.
  • Колесная формула – 4х4
  • Скорость – до 80 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 28 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 23
  • Общая вместимость, человек – 42

ПАЗ-3205

Источник фото: https://ttransport.ru/amp/photo/160191.html
Источник фото: https://ttransport.ru/amp/photo/160191.html

ПАЗ-3205 – советский и российский высокопольный автобус малого класса производства Павловского автобусного завода. Годы выпуска с 1989 года по настоящее время (в модернизированном варианте). В советское время автобус ПАЗ-3205 служил, как правило, для транспортировки пассажиров на короткие дистанции, придя на замену устаревшей модели ПАЗ-672. С 1989 по 1991 год эти автобусы можно было встретить практически в каждом уголке СССР, в основном, в небольших городах и для местных перевозок между небольшими населёнными пунктами. Благодаря своей повышенной проходимости, он идеально подходил для грунтовых дорог, характерных для сельской местности, где асфальтированных дорог было немного. Кроме того, ПАЗ-3205 стал широко распространен в качестве служебного транспорта, в том числе и в силовых ведомствах. Его использовали на городских и пригородных маршрутах с небольшим количеством пассажиров, а крупные предприятия организовывали доставку сотрудников от остановок общественного транспорта к месту работы и обратно.

Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/695726/?&lang=cs
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/695726/?&lang=cs
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo.php?pid=333385&lang=uk
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo.php?pid=333385&lang=uk
  • Двигатель: объём 4,4 л., мощность 124 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 110 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 25 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 26
  • Общая вместимость, человек – 45

Г1А1-01 "Кубань"

Источник фото: https://dzen.ru/a/YTNFpHq5Olht62IC
Источник фото: https://dzen.ru/a/YTNFpHq5Olht62IC

"Кубань" Г1А1-01 – серия автобусов среднего класса, выпускавшихся на базе грузовиков ГАЗ-51/52/53 на Краснодарском автобусном заводе с 1962 по 2001 год. Предназначался для нужд Министерства культуры СССР. Массово использовался для культурного обслуживания и агитационно-пропагандистской работы. В перевозке сотрудников районных отделов культуры, театральных и музыкальных коллективов, в качестве мобильных библиотек и стационарных автоклубов. В народе – "бурбухайка"

Источник фото: https://dzen.ru/a/YAmUJRmBHwwj7u6x
Источник фото: https://dzen.ru/a/YAmUJRmBHwwj7u6x
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/614368/?lang=pl
Источник фото: https://fotobus.msk.ru/photo/614368/?lang=pl
  • Двигатель: объём 4,2 л., мощность 125 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 90 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 25 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 17
  • Общая вместимость, человек – 30

ЛАЗ-695

Источник фото: https://www.drive2.ru/l/491109239125705490
Источник фото: https://www.drive2.ru/l/491109239125705490

ЛАЗ-695 – советский городской высокопольный автобус среднего класса, разработанный учёными-инженерами Львовского автобусного завода и московского Завода им. Лихачёва (ЗИЛ). Оснащался двигателями ЗИЛ-130/158Л. Выпускался с 1956 по 2010 гг. В Советском Союзе автобусы модели ЛАЗ-695 были широко распространены и эксплуатировались на самых различных маршрутах, включая городские, пригородные, туристические и междугородние направления. Спектр применения машины был довольно широк: применялся на крупных предприятиях, где служил в качестве служебного транспорта и обеспечивал доставку работников к месту работы, для перевозки граждан на сельскохозяйственные работы, такие как сбор картофеля, и в других общественных мероприятиях. В народе – "фестиваль"

Источник фото: https://www.drive2.ru/b/522583309226607025
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/522583309226607025
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/522583309226607025
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/522583309226607025
  • Двигатель: объём 5,5 л., мощность 109 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 90 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 37 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 32
  • Общая вместимость, человек – 55

ЛиАЗ-677

Источник фото: https://ttransport.ru/amp/photo/237955.html
Источник фото: https://ttransport.ru/amp/photo/237955.html

ЛиАЗ-677 – советский городской высокопольный автобус выпускавшийся на Ликинском автобусном заводе (Московская обл.) с 1967 по 1994 гг. В народе – "луноход"

Источник фото: https://www.drive2.ru/b/492597153235993121
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/492597153235993121
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/492597153235993121
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/492597153235993121
  • Двигатель: объём 7 л., мощность 175 л.с.
  • Колесная формула – 4х2
  • Скорость – до 70 км/ч.
  • Расход топлива по шоссе – 35 л/100 км
  • Количество посадочных мест – 25
  • Общая вместимость, человек – 80

Читайте также: