Завода имени Лихачёва (ЗИЛ) начал свою историю ещё до революции – в 1916 году, с «Товарищества на паях Автомобильного Московского общества» (АМО). Строительство предприятия было заложено в рамках реализации «Программы по созданию в Российской империи автомобильной промышленности». Однако к революции завод так и не был достроен, а в 1918 году он был национализирован. Во время гражданской войны на предприятии было развёрнуто производство запасных частей и комплектующих для железнодорожного транспорта, а также осуществлялся капитальный и массовый ремонт грузовых автомобилей, в том числе иностранных. После войны началась осваиваться опытное автомобилестроение, в том числе производство двигателей внутреннего сгорания. В 1924 году с конвейера завода сошёл первый 1,5-тонный грузовик АМО-Ф-15.
В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод, а в 1927 году руководителем предприятия стал Иван Алексеевич Лихачёв – бывший матрос и активный партийный деятель, который был переброшен Сталиным с профсоюзной работы на отечественное автомобилестроение. За менее чем 15 лет работы на предприятии Лихачёв сделал из небольшого, практически кустарного автопроизводственного предприятия в мощнейший флагман машиностроения СССР. К 1930-му году с конвейера завода сошёл 7-тысячный грузовой автомобиль АМО-Ф-15.
В 1931 году завод был переименован в Завод имени Сталина (ЗИС). В 1930-ых гг. на заводе начало осваиваться производство легкового автомобиля высшего класса ЗИС-101 и грузовых автомобилей АМО-3 (ЗИС-5). Уже к концу 1930-ых годов завод ежесуточно выпускал по 50-60 автомобилей. По указанию Сталина вся инженерная и научная мысль страны должна была быть направлена на то, чтобы ЗИС стал одним из передовых и крупнейших автозаводов в Европе.
Во время Великой Отечественной войны по причине опасности захвата противником Москвы все производственные мощности предприятия были эвакуированы сразу в несколько городов: Ульяновск, Челябинск, Миасс и другие, где продолжилось производство автомобилей для военных нужд. Тогда же, сразу после окончания войны, начал осваиваться выпуск грузовика ЗИС-150. Послевоенный период считается временем небывалого бума развития завода. В 1954 году на заводе было создано специальное инженерно-конструкторское бюро с высококлассными научно-инженерными кадрами, усилиями которых были созданы сотни экспериментальных конструкций грузовых и легковых автомобилей, военной техники и вездеходов. Всего за 10 послевоенных лет завод выпустил около 700 тысяч грузовиков ЗИС-150.
В 1956 году, в разгар «хрущёвской оттепели» завод был переименован в честь своего первого руководителя И. А. Лихачёва (ЗИЛ). В 1958 году был освоен выпуск автомобиля ЗИЛ-157. К 1960-му году предприятие считалось одним из крупнейших машиностроительных предприятий в СССР. А в 1962 году начался выпуск легендарного грузового автомобиля ЗИЛ-130 грузоподъёмностью от 4,5 тонн до 5,5 тонн, с трёхместной кабиной и с панорамным ветровым стеклом. Под капотом машины находился карбюраторный V-образный двигатель мощностью 150 л.с, который отличался надёжностью и безотказностью. Машина также была оснащена гидроусилителем руля и синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач. Все узлы, механизмы и агрегаты машины на 60-70% изготавливались на самом заводе. За 30 лет с конвейера предприятия сошло более 3 миллионов грузовиков ЗИЛ-130, которые разошлись по всему постсоветского пространству и по всем странам соцлагеря. «Тудягу» ЗИЛ-130 можно и сегодня встреть во многих уголках бывшего СССР. Завод с 1966 года выпускал также версию грузовиков ЗИЛ для военных – ЗИЛ-131
С 1945 по 2002 гг. заводом выпускалась и серия легковых автомобилей высшего представительского класса с кузовами «седан», «лимузин» и «фаэтон»: ЗИС-110, ЗИЛ-111, ЗИЛ-114 и ЗИЛ-41047. Автомобиль ЗИЛ-41047 стал последним рестайлингом серийной модели поколения ЗиЛ-114. Автомобиль представительского класса типа «лимузин» ЗИЛ-41047, выпускавшийся с 1985 по 2002 год, был сделан по высшему классу и как говорят «дал бы фору» любой современной иномарки. Автомобиль был оснащён автоматической гидромеханической трансмиссией с селектором управления на рулевой колонке, системой кондиционирования воздуха, электростеклоподъёмниками, дверными замки с центральной блокировкой, детермальными (теплопоглощающими) стёклами, регулируемой рулевой колонкой, настройками кресел и боковых зеркал с электроприводом и другими опциями.
К концу 1980-ых гг. общая площадь территории завода ЗИЛ составляла около 300 гектаров, что делало его одним из крупнейших автомобильных заводов в мире. На заводе ЗИЛ трудилось свыше 80 тысяч инженеров и рабочих. Расстояние между цехами было настолько большим, что по территории завода ходили автобусы специально для рабочих. Завод ЗИЛ был, по сути, «городом в городе», так как на его территории располагалось практически всё: от собственной системы питания до объектов проведения досуга рабочих.
После распада СССР предприятие так и не смогло вписаться в систему рыночных отношений. В 1992 году завод был приватизирован, но новые его «хозяева», по сути, не были заинтересованы в его жизнеспособности. Большая часть дорогостоящего оборудования завода была продана на металлолом. 2020 году ЗИЛ был полностью ликвидирован, а на месте его цехов построили жилой комплекс.
Читайте также: