Советская промышленность, включая автомобилестроение, были во многом «заточены» под военные цели и нужды. С одной стороны, перегиб в сторону ВПК негативно сказывался на гражданской сфере, так как во многом сдерживал производство в гражданских отраслях по причине того, что ВПК «оттягивал» на себя все ресурсы. А с другой – военный комплекс, в частности научно-технологическая его составляющая, «тянул за собой» развитие гражданских отраслей. Так, например, благодаря достижению военных учёных-инженеров в спутниковых технологиях появилась спутниковая связь. Она начала широко применяться и в гражданской сфере. В 1965 году была впервые обеспечена спутниковая связь между Москвой и советским Дальним Востоком.
То же самое происходило и с портативными радиостанциями. Благодаря военным в 1960 году у советских геологов и строителей появилась серия радиостанций «Недра». То же самое происходило и в автомобильной промышленности. Технологии военного автомобилестроения во многом «перекочёвывали» в гражданскую сферу. Например, автомобиль высокой проходимости Луцкого автомобильного завода ЛуАЗ-967/969, который создавался изначально для военных целей – для создания на его базе автомобиля–амфибии для подвозки боеприпасов по воде и эвакуации раненых. Однако прижился этот автомобиль и сыскал себе популярность в гражданской сфере – у советских геологов, рыбаков и охотников.
Один из самых первых и массовых отечественных военных автомобилей – ГАЗ-АА, или в народе – «полуторка». Всего было выпущено около 450 тысяч машин. ГАЗ-АА отличался своей простотой, надежностью и безотказностью.
ГАЗ-АА
ГАЗ-АА – советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 1500 кг. Производился на Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1942 гг.
- Двигатель: бензиновый, 4-хцилиндровый, объём 3,3 л.
- Масса – 1810 кг
- Грузоподъемность – 1500 кг
- Колесная формула – 4х2
- Мощность двигателя – 40 л.с.
- Коробка передач –4-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 70 км/ч
- Расход топлива – 20л./100км.
ЗИС-5
Советский грузовой автомобиль, выпускавшийся московским заводом ЗИС с 1932 по 1948 гг.
- Двигатель – бензиновый, 6-цилиндровый, объём 5,6 л.
- Масса – 3000 кг
- Грузоподъёмность: 3000 кг.
- Колёсная формула – 4х2
- Мощность двигателя – 73 л.с.
- Коробка передач: 4-ступенчатая.
- Скорость по шоссе – 60 км/ч.
- Расход топлива – 33л./100км.
ЗИС 151
ЗИС-151 (ЗИЛ-151) – советский среднетоннажный полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся в 1948–1958 годах на Московском автозаводе имени И. А. Лихачёва.
- Двигатель: бензиновый, 6-цилиндровый, объём 5,5 л.
- Масса – 5880 кг
- Грузоподъемность – 4500 кг
- Колесная формула – 6х6
- Мощность двигателя – 92 л.с.
- Коробка передач – 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 55 км/ч
- Расход топлива – 42л./100км.
ГАЗ 63
ГАЗ-63 – советский среднетоннажный полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой. Выпускался на Горьковском автозаводе с 1948 по 1968 гг.
- Двигатель: бензиновый, 6-цилиндровый, объём 3.5 л.
- Масса – 3280 кг
- Грузоподъемность – 2070 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 70 л.с.
- Коробка передач – 4-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 65 км/ч
- Расход топлива – 30л./100км.
ГАЗ-64
ГАЗ-64 – советский военный полноприводный легковой автомобиль высокой проходимости с упрощённым открытым кузовом.
- Двигатель: бензиновый, 4-цилиндровый, объём 3.3 л.
- Масса – 1200 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 50 л.с.
- Коробка передач – 4-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 100 км/ч
- Расход топлива – 21л./100км.
ГАЗ-67
Газ-67 – советский военный полноприводный легковой автомобиль высокой проходимости с упрощённым открытым кузовом.
- Двигатель: бензиновый, 4-цилиндровый, объём 3.3 л.
- Масса – 1320 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 54 л.с.
- Коробка передач – 4-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 88 км/ч
- Расход топлива – 15л./100км.
ГАЗ-69
ГАЗ-69/69А – советский легковой полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Год выпуска – с 1952 по 1973.
- Двигатель: бензиновый, 4-цилиндровый, объём 2.1 л.
- Масса – 1525 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 55 л.с.
- Коробка передач – 3-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 90 км/ч
- Расход топлива –14л./100км.
ЗИЛ–157
ЗИЛ-157 – советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости производства Завода имени Лихачёва (ЗИЛ). Годы выпуска – 1958-1994 гг.
- Двигатель: дизельный, 6-цилиндровый, объём 5,5 л.
- Масса – 6600 кг
- Грузоподъемность – 4000 кг
- Колесная формула – 6х6
- Мощность двигателя – 115 л.с.
- Коробка передач – 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 65 км/ч
- Расход топлива – 40 л/100 км
УАЗ-469
УАЗ-469 – советский и российский легковой полноприводный автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе с 1972 по 2011 гг.
- Двигатель: бензиновый, 4-цилиндровый, объём 2.7 л.
- Масса – 1770 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 75/92 л.с.
- Коробка передач – 4-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 130 км/ч
- Расход топлива – 10,6 л/100 км.
УАЗ-452
УАЗ-452 – советский и российский полноприводный внедорожный фургон высокой проходимости, выпускаемый Ульяновским автомобильным заводом с 1965 года по настоящее время.
- Двигатель: бензиновый, 4-цилиндровый, объём 2.9 л.
- Масса – 1845 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 72 л.с.
- Коробка передач – 4—и 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 120 км/ч
- Расход топлива – 18 л/100 км
ГАЗ-66
Газ-66 – советский и российский среднетоннажный грузовой полноприводный автомобиль высокой проходимости. Годы выпуска – 1964–1999 гг.
- Двигатель: бензиновый, 8-цилиндровый, объём 4.3 л.
- Масса – 5940 кг
- Грузоподъемность – 2000 кг
- Колесная формула – 4х4
- Мощность двигателя – 120 л.с.
- Коробка передач – 4-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 90 км/ч
- Расход топлива – 20 л/100 км
Урал-375
Урал-375 – советский и российский крупнотоннажный полноприводный грузовой автомобиль высокой проходимости, производящийся на Уральском автомобильном заводе с 1961 по 1993 год.
- Двигатель: бензиновый, 8-цилиндровый, объём 7 л.
- Масса – 8300 кг
- Грузоподъемность – 5000 кг
- Колесная формула – 6х6
- Мощность двигателя – 180 л.с.
- Коробка передач – 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 75 км/ч
- Расход топлива – 48 л/100 км
ЗИЛ-131
Зил-131 – советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся на Московском автомобильном заводе имени Лихачёва с 1966 по 2002 гг.
- Двигатель: бензиновый, 8-цилиндровый, объём 6 л.
- Масса – 6200 кг
- Грузоподъемность – 5000 кг
- Колесная формула – 6х6
- Мощность двигателя – 150 л.с.
- Коробка передач – 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 80 км/ч
- Расход топлива – 36 л/100 км
Урал-4320
Урал-4320 – советский и российский крупнотоннажный полноприводный грузовой автомобиль высокой проходимости, производящийся на Уральском автомобильном заводе с 1977 года по настоящее время.
- Двигатель: дизельный, 6-цилиндровый, объём 11,1 л.
- Масса – 8050 кг
- Грузоподъемность – 6855 кг
- Колесная формула – 6х6
- Мощность двигателя – 230 л.с.
- Коробка передач – 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 85 км/ч
- Расход топлива – 45 л/100 км
КамАЗ-4310
КамАЗ-4310 – советский и российский крупнотоннажный полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости Камского автомобильного завода. Годы выпуска – 1981–2000 гг.
- Двигатель: дизельный, 8-цилиндровый, объём 11 л.
- Масса – 8500 кг
- Грузоподъемность – 6000 кг.
- Колесная формула – 6х6
- Мощность двигателя – 210 л.с.
- Коробка передач – 5-ступенчатая
- Скорость по шоссе – до 85 км/ч
- Расход топлива – 31 л/100 км
Читайте также: