Признаюсь, я долго оттягивала момент чтения второй книги цикла «Крылья» Марии Герус – «Повелитель и пешка» – и, что особенно забавно, по двум противоположным причинам. Первая книга цикла мне очень понравилась, я читала её запоем и даже не почувствовала её внушительного объема. Мне казалось, что если я сразу начну читать вторую и третью книги, то так же проскочу их, и возможность наслаждаться творчеством М. Герус быстро закончится. Не хотелось мне так скоро прощаться с героями. С другой стороны, я прочитала несколько отзывов уважаемых мной книжных блогеров, которые намекали на то, что второй роман получился слабее, герои более блеклые, да и история не такая захватывающая. Мне не хотелось убеждаться в этом. Но как же я ошибалась в обоих этих предположениях.
Начну с того, что «Повелитель и пешка» читался гораздо медленнее, чем «Крылья» (см. отзыв): здесь события сменяют друг друга с такой скоростью, что, если через каждые двадцать страниц не откладывать книгу и не обдумывать прочитанное, половина сцен просто вылетит из головы. Да, жизнь шестнадцатилетнего разбойника, убийцы, благородного Хорта, сына леса или просто Обра очень насыщенна и, как правило, идет бок о бок со смертью, риском, тайной. Обр принадлежал к некогда славному княжескому роду, не пожелавшему подчиняться новой власти, последних Хортов убили во время большой облавы и казнили на центральных площадях. Парню чудом удается выжить, и он решает во что бы то ни стало отомстить за смерть родных, но для начала ему нужно постараться выжить. Несмотря на то, что на нем всё заживает, как на собаке, (да и выглядит он, как бродячая собака: лохмат, худ, силен, зол и неприручаем) его то и дело выручает из беды пятнадцатилетняя сирота и, по общему мнению, дурочка Нюська. Обр злится на неё, но волею случая их судьбы оказываются сплетены, герои вынуждены вместе странствовать, скрываться, притворяться.
Мне понравилось, как автор играла с именами героев. «Повелитель и пешка» строится как роман-путешествие. Герои постоянно перемещаются, попадают в новые поселения и, поскольку вынуждены скрываться, Обр каждый раз представляется по-разному. Будучи разбойником Обром, княжеским сыном Свеном, рыбаком Лексой он как будто каждый раз примеряет новую судьбу, у него меняется характер, поведение, даже речь. Наблюдать за этим было интересно. Нюська ближе к концу повествования тоже начинает менять имена, но не сама, как Обр. Анна, госпожа Анна, Нюська, Нюсенька – разные имена автор использует, чтобы показать разное отношение других героев к девочке. Это тоже было любопытно.
Если «Крылья» я назвала романом-взросления, то «Повелитель и пешка» - это не только роман-путешествие, но и приключенческий триллер (есть вообще такой жанр?). Временами мне становилось по-настоящему страшно за героев и хотелось пролистнуть несколько страниц, чтобы поскорее узнать, хорошо или плохо закончится очередная переделка, в которую они попали. Мне понравилось, что в книге было несколько совершенно неожиданных поворотов, которые существенно меняли ход дела, но при этом очень органично соединялись с предыдущими событиями. Да, Обр и Нюська тоже меняются не протяжении романа, познают себя, становятся взрослее, им приходится формулировать для себя понятия добра и зла, допустимого и преступного, но всё же основное внимание в романе уделено не формированию характеров героев. Мне показалось, что Обр, Нюська и герои «Крыльев», которых я с удовольствием встретила на страницах романа, нужны были автору как пешки, примеры, глядя на судьбу которых можно было бы поразмышлять. О чем?
Много внимания в романе, как ясно из его названия, уделено вопросу власти и её пределов. Автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что безграничная власть даже в руках благородного человека в конечном счете развращает его. Мне оказалась очень близка идея автора о том, что человек, наделенный властью, всегда должен помнить о том, что управляет он не бездушными функционирующими фигурами, а живыми людьми, каждый из которых может что-то чувствовать, чего-то бояться, о чем-то мечтать.
«Люди? Живут, я думаю, как обычно. Пакостят друг другу и помогают. Убивают и спасают. Грабят и отдают последнее. Самое любопытное, что иногда это одни и те же люди. Понимаешь, они не скот и не быдло, как бы этого ни хотелось иным правителям. Люди могут выбирать».
Меня удивила мысль автора о том, что не все люди поддаются чужой власти, становятся пешками в большой игре. Я раньше не задумывалась над тем, что, если человек не желает страстно денег, власти, признания, мести, а просто принимает свою жизнь, понимает свое место в мире и заботится о других, его сложно заставить играть по задуманным кем-то правилам – рычага давления нет. И здорово, что эти мысли звучат в подростковой литературе. Мне кажется, в современном мире подросткам особенно важно понимать, как действуют механизмы управления чужой волей.
«Нужда разная бывает. Вот маленьким деткам нужно, чтоб их мама любила. И все. А этого ваша доска дать не может. Зацепиться ей не за что. И взрослые такие есть. Ну, такие, которым для себя ничего не надо».
К слову о воле, я также нашла в романе любопытные размышления о том, что оказывается сильнее при формировании личности человека: среда или натура. Начиная читать роман, думаешь, что, по мнению автора, среда побеждает истинную суть человека, ведь Обра растили разбойники, его дядькой был беглый каторжник, и мальчик стал хладнокровным убийцей, волчонком, человеком без жалости, без души. Но появление Нюськи будит истинную суть героя, и оказывается, что он добр, заботлив и предан, не забывает добра и умеет был милосерден, благодарен. Способность Обра понимать животных, проникаться жизнью леса, который, пусть и суров, но всегда справедлив, постепенно раскрывают перед читателем искалеченную, но не уничтоженную средой душу героя.
«Для таких, как ты, весь мир – это прекрасный сад. Что станет делать со своим даром?»
И получается, что среда оказалась не способна истребить истинную суть Обра, но смогла похоронить её так глубоко, что тот чувствовал свою душу, свой истинный путь. Однако правильное окружение смогло пробудить светлую сторону его личности. Доброе отношение, бескорыстная помощь и забота, прощение и безопасность помогли потерявшему себя в жестокости и злобе человеку раскрыться, найти в себе добро и благодарность.
Удивительно, но весьма неприятный в начале повествования Обр к концу романа стал моим любимым героем. Он оказался гораздо интереснее, загадочнее и как будто глубже главных героев «Крыльев». Жаль только, главную его загадку автор так и не раскрыла. Роман оставил меня с несколькими неразрешенными вопросами, которые, возможно, прояснятся в третьей части цикла – «Слепой бабочке».
Несмотря на то, что роман «Повелитель и пешка» написан как самостоятельная история, с независимыми от первой части главными героями и интригой, я бы всё-таки советовала начинать знакомство с циклом с первой книги. Без этого не только некоторые отсылки и персонажи в «Повелителе и пешке» могу показаться непонятными, но и все глубины романа вы не увидите.
Знакомы ли вы с творчеством Марии Герус?
Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал, там я делюсь новостями и первыми впечатлениями о книгах.