Не так давно, после обсуждения действий одного работодателя, спровоцированных участником в тг-канале, получила комментарий от другого участника:
- Норм тут полыхнуло. А что сказать-то хотел? Я так и не сумел понять.
Анна Викторовна, нет ли статеек у Вас, как доносить мысли так, чтобы их еще и другие понять могли? Я прям в ступоре после этого кейса)
Начала искать.
Поняла, что статей про коммуникацию, формулировки, психолингвистику и прочее много, но какой-то одной интегрирующей нет) Попробую плюс-минус соединить основные моменты.
Для начала предлагаю разбить понятность на несколько ключевых блоков:
- Внятная речь (это про то, чтобы в принципе можно было воспринимать произносимые слова)
- Понятный язык (это про подбор формулировок)
- Логика высказывания (это про отсутствие запутанности в озвученных мыслях)
- Диалогичность (это про готовность учитывать реакцию слушателей)
В личных переписках, чатах и комментариях первый блок логично отсутствует. В живой речи присутствует)
Внятная речь
Здесь всё относительно просто.
- Достаточная громкость:
Калибруйте громкость в зависимости от ситуации и особенностей собеседника, при переговорах по телефону или другим устройствам проверяйте, нормально ли технически работает связь, не пропадают ли слова, не искажается ли голос.
- Чёткая дикция:
За дикцией следите всегда. Да, возможно вы физиологически не до конца произносите отдельные звуки, но всегда можно разрабатывать речевой аппарат и контролировать артикуляцию.
- Темп речи и паузы:
Не спешите, разбивайте речь на отдельные фразы. Торопливость и стремление без пауз вывалить всю информацию служат плохую службу. Чисто технически есть рекомендация - говорить от 100 до 150 слов в минуту, в среднем - 125 слов.
[Кстати говоря, в сообщениях аналогом пауз являются знаки препинания, и если длинное сообщение пишется вообще без них, воспринять его крайне сложно!]
- Акценты:
Выделяйте интонацией и громкостью те слова и фразы, на которых хотите сконцентрировать внимание собеседника [да, в переписке это можно делать другим шрифтом, только лучше не капслоком)))]
Вот пример про акценты:
Понятный язык
Здесь уже сложнее))
- Короткие фразы:
Длинными и сложными предложениями характеризуется письменная речь (читая, человек может перечитать длинную фразу несколько раз), но даже в ней гораздо проще донести до человека мысль через отдельные ёмкие фразы, а не через предложения на полстраницы.
В устной же речи принципиально применяйте короткие фразы!
- Точное выражение мыслей:
До переговоров или важной переписки, и уж тем более выступления повторите свои ключевые мысли несколько раз. Порепетируйте, потренируйтесь - причём лучше всего на тех, кто не очень разбирается в предмете разговора (например, на детях). Отточите свои слова и фразы!
- Разъяснение терминов:
Технические термины, иностранные слова, выражения, принятые в отдельных узких сферах, местечковые высказывания и сленг, аббревиатуры, - всё то, что понятно вам с полуслова, для вашего собеседника может быть совершенно новым, нетипичным и вовсе непонятным. Поэтому для каждого термина имейте простое объяснение.
Кстати, статья про умные слова:
- Повторение другими словами:
Ваши идеи и мысли могут с первого раза не воспринять, это нормально.
Если вы видите, что ваш собеседник "подвис" в процессе беседы, повторите то, что вы говорили до этого, другими словами.
Логика высказывания
Вот с логикой, мне кажется, сложнее всего.
Потому что отработать голос, подобрать понятные слова, отрепетировать на ребёнке их понимание и даже отработать какие-то приёмы диалога (о нём чуть ниже) можно относительно легко, а вот встроить фактически в голову логику, если её несколько не хватает - сложнее.
Тем не менее, перечислю основное.
- Логика и структура:
Разработайте структуру (скелет, план) выступления/комментария. В идеальном варианте найдите (или разработайте сами) некий алгоритм или последовательность, по которой вы проведёте слушателя (или читателя ваших комментариев). Кстати, сейчас в этом очень хорошо помогает ИИ.
Относительно недавно ко мне пришли с запросом - помочь подготовить вебинар на тему продаж.
Основная задача звучала так: увязать логически пять (или семь, не помню)) различных полезных идей и рекомендаций по продажам, которые выступающий взял из своей обширной практики. При этом в лежащую на поверхности логику (этапы продаж) эти рекомендации не укладывались.
После короткого обсуждения мы взяли за основу идею "Пять (или семь)) лайфхаков продаж от практика", и тут человек понял, что может ещё и распределить эти идеи по весу/результату, которые они дают. Так родилась логика не просто списка, а рейтинга лайфхаков - в формате хит-парада.
Структура сложилась, логика выстроилась, дальнейшая помощь не понадобилась.
- Цепочка аргументов и выводов:
Выстраивайте аргументы и мысли по цепочке от более слабых к более сильным. Следите за причинно-следственной связью в своём комментарии или выступлении (следствия должны идти после причин, а не наоборот)).
- Деление на части:
Разбивайте свою речь/сообщение/выступление на части, причём заранее, ещё только когда готовите/пишете его. Отслеживайте, чтобы в каждой части была одна ключевая мысль. Если не очень понимаете, в какой логике выстроить свои мысли, начните просто с частей (и ключевых мыслей), а потом по-разному пособирайте эти части и подумайте, какая последовательность более понятна.
- Навигация:
Озвучивайте темы, переходы, возвраты и прочие логические перемещения и скачки своего повествования/комментария (вернёмся к... вопросу, перейдём к... теме, мы ещё не закончили с..., предлагаю обсудить теперь...).
О навигации в речи в чуть более широком понимании:
- Списки:
А ещё используйте списки там, где они актуальны. Только, если вы нумеруете что-то, следите за корректностью этой нумерации (помню одного спикера, который например обещал "десять принципов" чего-то там, но уже после пятого пункта об этом забывал и вещал дальше сплошным текстом))).
Ну и пусть "во-первых" не остаётся единственным. Ради соблюдения логики должно быть хотя бы "во-вторых".
Диалогичность
Здесь тоже не очень легко) Хотя технически легче, чем с логикой.
- Следите за нитью разговора
Кроме логики вашего высказывания/комментария, есть комментарии, фразы, вопросы других людей, и их важно отслеживать. Если вы замечаете, что другой человек поменял направление беседы/тему/вопрос, то либо идите за ним, либо с помощью навигации ("хороший вопрос, но сначала я закончу про..., а потом уже отвечу на него") возвращайте его в свою логику.
Но в любом случае не продолжайте бубнить о своём, как телефонный робот.
- Уточняйте понимание
С периодичностью спрашивайте у собеседников/слушателей, всё ли им понятно, достаточно ли им информации по ключевой мысли, можете ли вы двигаться дальше. Если слышите отрицательный ответ или видите сомнения, останавливайтесь и идите по пунктам блока "Понятный язык".
- Задавайте себе вопросы
Заранее, ещё при подготовке, думайте о том, какие типовые вопросы к вам могут возникнуть. И заранее же готовьте на них ответы - и чтобы не сбиваться со своей логики, и чтобы быть в диалоге.
Получилось длинно.
Но надеюсь, мои мысли вы понимаете))))
Если не очень, или возникают уточняющие вопросы - обязательно пишите в комментарии.