Найти в Дзене
ПИН

Это уже смешно: МС-21 подорожал на 65%, а рейсов так и нет до сих пор

Цифры в свежих документах Минтранса заставляют потереть глаза и перечитать несколько раз. МС-21, который должен был стать народным самолетом и гордостью отечественного авиапрома, за два года подорожал на 65%. Если летом 2023 года за него просили 4,6 млрд рублей, то теперь ценник вырос до 7,6 млрд. Для сравнения: на эти деньги можно купить целый жилой комплекс в центре Москвы или несколько десятков элитных квартир. Но МС-21 — это еще цветочки. Посмотрим, что творится с другими отечественными самолетами. Ил-114-300 вырос в цене с 1,4 млрд до 2,6 млрд рублей. А малютка "Байкал" — тот самый самолет, который должен был летать в самые отдаленные уголки страны — подорожал с 178 млн до 320 млн рублей. Это уже не рост, а какое-то космическое притяжение цен к звездам. Неужели наши авиаконструкторы решили, что самолеты должны стоить как произведения искусства? Или может быть, они считают, что россиянам нужно привыкать к премиальному сегменту во всем, включая передвижение по воздуху? Самое печальн
Оглавление

Цифры в свежих документах Минтранса заставляют потереть глаза и перечитать несколько раз. МС-21, который должен был стать народным самолетом и гордостью отечественного авиапрома, за два года подорожал на 65%. Если летом 2023 года за него просили 4,6 млрд рублей, то теперь ценник вырос до 7,6 млрд. Для сравнения: на эти деньги можно купить целый жилой комплекс в центре Москвы или несколько десятков элитных квартир.

Когда мечты разбиваются о реальность

Но МС-21 — это еще цветочки. Посмотрим, что творится с другими отечественными самолетами. Ил-114-300 вырос в цене с 1,4 млрд до 2,6 млрд рублей. А малютка "Байкал" — тот самый самолет, который должен был летать в самые отдаленные уголки страны — подорожал с 178 млн до 320 млн рублей. Это уже не рост, а какое-то космическое притяжение цен к звездам.

Неужели наши авиаконструкторы решили, что самолеты должны стоить как произведения искусства? Или может быть, они считают, что россиянам нужно привыкать к премиальному сегменту во всем, включая передвижение по воздуху?

Характеристики пока "не дотягивают"

Самое печальное в этой истории то, что за астрономические суммы покупатели получают пока что не совсем то, что обещали. В документах Минтранса черным по белому написано: "летно-технические характеристики воздушных судов в настоящее время не соответствуют плановым".

То есть самолеты стоят уже как готовые, а летают пока как опытные образцы(или вообще не летают). МС-21 до сих пор проходит сертификационные испытания(какой год по счету?), которые должны закончиться только в августе 2026 года. Ил-114-300 тоже не готов — его сертификация завершится в декабре 2025-го. А "Байкал" и вовсе дотянет до декабря 2026 года.

Получается забавная ситуация: цены уже как у серийных самолетов, а характеристики еще как у прототипов. Не правда ли, интересный подход к ценообразованию?

-2

Авиакомпании в недоумении

Представители авиакомпаний, мягко говоря, не в восторге от такого развития событий. Виктор Аношкин из Smartavia дипломатично отмечает, что "высокая цена лайнера негативно отражается на экономике перевозок". За этими вежливыми словами скрывается простая истина: никто не знает, как эти самолеты покупать и на них зарабатывать. Больше скажу, они никому не нужны за такие деньги.

Власти понимают проблему и поручили ГТЛК разработать "модели операционного и финансового лизинга". Но даже лизинговая компания честно признается: аренда может быть "экономически целесообразной только при 100-процентном финансировании из средств ФНБ". Другими словами, без государственных денег эта история не взлетит. Как и эти самолеты до сих пор.

Оправдания и объяснения

В Ростехе, конечно, нашли объяснения происходящему. Там говорят, что "всё дорожает, включая материалы, электронику, стоимость других компонентов". Мол, нельзя сравнивать первые образцы с самолетами, которые выпускаются большими тиражами.

Звучит логично, но возникает вопрос: а почему тогда изначальные прогнозы были настолько оторваны от реальности? Неужели инженеры и экономисты не могли предвидеть, что инфляция и санкции повлияют на стоимость?

Сравнение с западными аналогами

Особенно любопытно звучат заявления о том, что отечественные самолеты по цене сопоставимы с зарубежными аналогами. Тот же "Байкал" сравнивают с американской Cessna Grand Caravan, которая стоит 173-267 млн рублей. А наш "народный" самолет теперь просят 315-320 млн. Где тут сопоставимость? Нигде.

Получается, что импортозамещение превратилось в импортоудорожание. Вместо того чтобы предложить более доступную альтернативу, мы получили более дорогую копию с непонятными характеристиками. И которая не перевезла еще ни одного пассажира. Вообще. Ноль.

Байкал
Байкал

Кто заплатит за эксперимент?

Самый болезненный вопрос — кто в итоге будет платить за эти золотые самолеты? Если государство будет субсидировать покупку через ФНБ, то деньги возьмут из народного кармана. Если авиакомпании купят самолеты за свой счет, то стоимость перелетов неизбежно вырастет.

Эксперт Олег Пантелеев прямо говорит: "Можно предположить, что повышение прогнозной стоимости самолетов приведет к росту издержек авиакомпаний и скажется на ценах на перевозки". Простым языком — билеты подорожают.

Детские болезни или системные проблемы?

Андрей Патраков из RunAvia предупреждает о другой проблеме: "В первые годы самолеты могут страдать детскими болезнями, которые сказываются на экономике полетов". То есть мало того, что самолеты дорогие, так они еще и могут чаще ломаться. Все там нормально у вас?

Авиакомпаниям придется закладывать дополнительные расходы на обслуживание и ремонт. А это снова ударит по карману пассажиров. Круг замыкается: дорого купить, дорого обслуживать, дорого летать. Смысла в таких самолетах - ноль. Верно?

Когда наступит просветление?

В Ростехе обещают, что "с наращиванием серии цена будет снижаться". Программа по снижению себестоимости должна дать результаты "в перспективе до 2030 года". Но это еще пять лет ожидания, пока цены может быть начнут падать. Но не забываем об инфляции, друзья. Ждем ценник в триллион за макет самолета?

А что делать авиакомпаниям и пассажирам прямо сейчас? Летать на старых самолетах, которые становятся все дороже в обслуживании из-за санкций? Или покупать новые по космическим ценам?

-4

Альтернативы нет?

Представители Ростеха любят повторять: "иностранные самолеты попросту недоступны российскому рынку уже несколько лет". Это правда, но она не отменяет необходимости здравого подхода к ценообразованию.

Если у нас нет конкурентов, это не значит, что можно устанавливать любые цены. Рынок все равно найдет способ показать, что король голый. Просто вместо отказа от покупки будет отказ от полетов.

Вопросы без ответов

Вся эта история с подорожанием самолетов рождает массу вопросов. Почему изначальные расчеты оказались настолько неточными? Кто будет нести ответственность за срыв планов по себестоимости? И главное — когда российские граждане смогут летать на отечественных самолетах по разумным ценам?

Пока что складывается впечатление, что отечественный авиапром создает самолеты не для народа, а для избранных. Или для отчетности. Цены растут быстрее, чем решаются технические проблемы. Характеристики не дотягивают до обещанных, а сроки постоянно сдвигаются.

Народное недовольство нарастает

В соцсетях уже появляются едкие комментарии о том, что проще купить готовый Boeing на вторичном рынке, чем дождаться нормального отечественного самолета. Люди справедливо возмущаются: почему за их деньги создают технику, которая стоит дороже зарубежных аналогов?

Особенно болезненно воспринимается ситуация с "Байкалом". Этот самолет позиционировался как доступное решение для малой авиации. Но при цене в 320 млн рублей он становится игрушкой для богатых, а не инструментом развития региональных перевозок.

Получается парадоксальная ситуация: чем дальше развивается отечественный авиапром, тем менее доступными становятся его плоды. А что думаете вы — оправданы ли такие цены на российские самолеты или мы наблюдаем провал в планировании и управлении проектами?

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!