Найти в Дзене
ПИН

Скандал авиакомпании «Победа»: как лоукостер играет с правами пассажиров и ручной кладью

Вот уж ни разу не думал, что обычная ручная кладь может стать поводом для настоящих драм. Да что там – целых эпопей! Если вы хоть раз летели лоукостером «Победа» и пытались пронести на борт свой добрый, старый рюкзак или скромную дамскую сумочку, наверняка сталкивались с этим театром абсурда, когда даже зубная щетка внезапно может оказаться “слишком габаритной”. А теперь выяснилось: это не просто прихоть перевозчика, а нарушение законодательства. И тут, скажу честно, у меня и возмущение, и изумление, и целая куча вопросов. История началась с того, что транспортная прокуратура Москвы, по поручению Генеральной прокуратуры, провела проверку авиакомпании «Победа» и пришла к выводу – перевозчик злоупотребил правом самостоятельно устанавливать размеры ручной клади. Вот так номер! Размер допустимой ручной клади был урезан настолько, что в некоторых тарифах ширина составляла всего 4 см. Скажите, у кого из пассажиров есть сверхтонкая ручная кладь? Или кто-то собирается упаковать носки в конверт
Оглавление

Чемоданное настроение: пассажир против «Победы»

Вот уж ни разу не думал, что обычная ручная кладь может стать поводом для настоящих драм. Да что там – целых эпопей! Если вы хоть раз летели лоукостером «Победа» и пытались пронести на борт свой добрый, старый рюкзак или скромную дамскую сумочку, наверняка сталкивались с этим театром абсурда, когда даже зубная щетка внезапно может оказаться “слишком габаритной”. А теперь выяснилось: это не просто прихоть перевозчика, а нарушение законодательства. И тут, скажу честно, у меня и возмущение, и изумление, и целая куча вопросов.

Волшебство четырех сантиметров

История началась с того, что транспортная прокуратура Москвы, по поручению Генеральной прокуратуры, провела проверку авиакомпании «Победа» и пришла к выводу – перевозчик злоупотребил правом самостоятельно устанавливать размеры ручной клади. Вот так номер! Размер допустимой ручной клади был урезан настолько, что в некоторых тарифах ширина составляла всего 4 см. Скажите, у кого из пассажиров есть сверхтонкая ручная кладь? Или кто-то собирается упаковать носки в конверте?

На практике это означало, что провести хотя бы зонт или детское кресло-коляску, не говоря уже о торжественном букете или обычном портфеле – задача невозможная. Сумочка, к слову, тоже должна быть какого-то абстрактного, микроскопического размера. Ну ладно, вымыслили бы “ручную кладь для бурундуков”, но ведь летают-то люди!

-2

Суд сказал: «Так нельзя!»

Давайте подойдем к вопросу серьезно. Щербинский районный суд Москвы признал: подобные условия абсолютно неприемлемы, а действия компании – незаконными. Более того, суд сослался именно на то, что по закону есть вещи, размеры которых никто не вправе ограничивать – будь то портплед, детские устройства или добросовестный мужской портфель.

Кажется, справедливость восторжествовала – или это только кажется? Рука потянулась к попкорну: «Победа» парирует, что, мол, решение еще не вступило в законную силу, и 99% пассажиров ваши правила вовсе устраивают. Правда ли это? Простите, но мне лично как пассажиру очень сложно поверить, что абсолютное большинство людей летают с миниатюрой сумки из кукольного дома. Или у нас новый тренд: путешествовать налегке, буквально без всего?

Кому нужны такие правила?

В компании ссылаются на “безопасность полетов” и “рекомендации производителя”. Мол, если разрешить класть в багажные полки все подряд, где мы окажемся? На другой планете? Но ведь есть международная практика, стандарты и опыт сотен тысяч рейсов других перевозчиков. Как ни странно, у гигантских лайнеров (и даже у небольших самолетов) вполне получается дружить с обычной ручной кладью: кто-то даже книжку берет на борт, а не одну визитку. Почему именно «Победа» вдруг выдумывает свои параметры? Якобы исходя из размеров багажных полок. Простите, так эти полки расчитаны производителями для определенных сумок – причем шириной явно больше четырех сантиметров!

Не покидает чувство, что это хитрый ход: чтобы пассажир заплатил за дополнительное место или купил “правильный” фирменный рюкзак «Победы» (о, это отдельная песня!). Да-да, перевозчик даже наладил выпуск собственного рюкзака с нужными габаритами, а продается этот товар со скоростью билетов на концерт легендарной группы. За прошлый год было реализовано почти 8,5 тысяч экземпляров – вот это успех! Впрочем, почему-то вспомнилась знаменитая фраза: “Если нельзя, но очень хочется, значит, кому-то очень нужно”.

-3

Кто кого переиграет: пассажиры или компания?

Давайте посмотрим на ситуацию шире. Повторюсь: проблема с ручной кладью у этой компании – не единственная. В попытке сэкономить на каждом сиденье, «Победа» порой идет на такие ухищрения, что даже бывалый путешественник разводит руками. Искусственно созданные неудобства, навязанные платные опции – разве это стратегия настоящего лоукостера? Или способ заставить пассажира платить за элементарные вещи?

Впрочем, давайте посмотрим, как долго еще продлится эта “битва за чемодан”. Конечно, решение суда можно оспаривать, рассматривать, бесконечно обсуждать. Но вопрос-то остается: как долго еще пассажиры будут заложниками абсурдных правил, а чиновники будут делать грозные заявления без реальных изменений? Законы-то есть, но кто за их выполнением следит? Проблема не только в “Победе”, но и в подходе к пассажиру в целом.

Что дальше?

История с габаритами ручной клади явно не закончена. Да, в последнее время правила компании становились поводом для разбирательств и громких заявлений. Иногда казалось, что справедливость вот-вот победит, но на практике ничего не менялось годами! Профильные органы реагируют медленно, а перевозчики так и продолжают придумывать новые препятствия для своих клиентов. И пока авиакомпания, в лице PR-службы, с улыбкой рассказывает о своей клиентоориентированности, пассажиры тащат на себе “правильные рюкзаки” и теряют остатки терпения.

Надеюсь, после этого судебного решения и общественного резонанса воздушное пространство станет чуточку свободнее не только для самолетов, но и для наших личных вещей. Или хоть спортивной сумки с парой бутербродов. Ведь хорошее путешествие начинается с первой улыбки в аэропорту, а не с угадайки о том, влезет ли ваша ручная кладь в очередной калибратор.

Как вы думаете, нужно ли так ограничивать ручную кладь или это уже слишком? Расскажите о своем опыте полетов с лоукостерами — что было самым странным, с чем вы сталкивались?

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!