Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Миф о Мидасе и золотом прикосновении: история богатства и сожаления

Оглавление

Царь Фригии Мидас был легендарным правителем, известный тем, что своим прикосновением превращал все в золото.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Царь Фригии Мидас, персонаж греческой мифологии, обладал способностью превращать все, к чему он прикасался, в золото, что поначалу приносило ему радость, но вскоре это превратилось в проклятие, поскольку не позволяло ему ни есть, ни пить.
  • После просьбы Мидаса Дионису об избавлении, ему было приказано умыться в реке Пактол, что бы снять проклятие, и это служило своего рода символизмом непомерной жадности. Легенда подчеркивает опасность чрезмерной жадности и осознания того, что истинного счастья невозможно достичь только лишь за счет материальных благ.
  • В другом мифе Аполлон дал Мидасу ослиные уши в наказание за его высокомерие, подчеркивая тему высокомерия.

Царь Фригии Мидас – одна из парадоксальных фигур древнегреческой мифологии. Каждый из нас когда либо да слышал это имя и о его способности превращать все в золото. Прославившийся своим беспрецедентным богатством, он одновременно подвергался насмешкам за свое высокомерие. В самом известном мифе на данную тему, исполняется желание самого Мидаса - превращать все, к чему он прикасается в золото. Это желание вскоре превращается в проклятие с серьезными последствиями. История, без сомнения, поучительна и подчеркивает опасность жадности. В другой истории он совершает поступки показывавшие его высокомерие, за которое Мидаса наказывают ослиными ушами. Погрузитесь в историю Мидаса, царя, пораженного своей золотой мечтой.

Кем был царь Мидас в мифах и истории?

Царь Мидас, Микеланджело Серкоцци, 17 век.
Царь Мидас, Микеланджело Серкоцци, 17 век.

Мидас был мифическим царем Фригии, сыном Гордиаса и богини Кибелы. По словам Павсания, он основал город Анкару, столицу современной Турции. В зависимости от различных источников, у Мидаса был сын по имени либо Анхур, либо Литерс. Некоторые древние авторы утверждали, что он покончил жизнь самоубийством, выпив кровь быка, тогда как Аристотель писал, что он умер от голода, так как не мог есть из-за своего золотого прикосновения. В греческом искусстве его часто изображают с ушами фавна или осла (эта черта известна как уши Мидаса).

Легендарного царя Мидаса не следует путать с другим историческим Мидасом или Митой, который жил в VIII веке и правил Фригией. Считается, что реальный Мидас женился на греческой (эолийской) принцессе по имени Дамодика, которой Аристотель приписывал изобретение чеканки монет. Ассирийские источники сообщают о нападениях царя по имени Мита во времена правления царя Саргона II. По свидетельству Геродота, Мидас был первым иностранным царем, отправившим подношения в святилище Аполлона, находящегося в Дельфах. В городе Гордиум также существует гробница, называемая местом погребения Миды, но достоверно не известно действительно ли она принадлежала царю, носившему имя Мидас.

Миф о золотом прикосновении Мидаса (Полная история)

Мечтающий Силен , Питер Пауль Рубенс и Давид Райкарт, ок. 1611.  Венская Академия изящных искусств.
Мечтающий Силен , Питер Пауль Рубенс и Давид Райкарт, ок. 1611. Венская Академия изящных искусств.

В самом популярном мифе о Мидасе - царь был проклят золотым прикосновением, действовавшим на все окружающее. В этой истории участвует бог Силен, приемный отец и наставник Диониса, который также играет определенную роль в истории. Представленный здесь миф будет следовать версии, представленной в «Метаморфозах» Овидия (11.85-145).

Мидас захватывает Силена

Мидас возвращает Силена Вакху, Себастьян Бурдон, 1637. Эрмитаж.
Мидас возвращает Силена Вакху, Себастьян Бурдон, 1637. Эрмитаж.

Силен был богом, известным тем, что пил вино до потери сознания. Он любил пить, танцевать, петь и спать, это было его основным времяпрепровождением. По словам Овидия, в одном из своих путешествий в качестве спутника бога Диониса Силен ускользнул и был схвачен людьми Мидаса.

В другой версии истории Мидас специально намеревался заманить Силена в свой дворец, наполнив источник вином или создав винный фонтан. Силена удалось заманить, и Мидас схватил его, как только бог уснул.

В любом случае Силен оказался во дворце Мидаса, который обращался с богом как с почетным гостем. Интересно, что по мифам, Мидас уже был посвящен в мистические обряды Диониса, и к тому моменту он также встречался с Силеном раньше. Овидий даже говорит, что они были старыми друзьями. Неудивительно, ведь, чтобы доставить ему удовольствие, Мидас закатил грандиозную вечеринку, которая длилась на протяжении 11 дней.

Мидас возвращает Силена Дионису и загадывает желание

Пьяный Силен предстал перед царем Мидасом, Круг Себастьяно Риччи, 19 век.
Пьяный Силен предстал перед царем Мидасом, Круг Себастьяно Риччи, 19 век.

Как только вечеринка после стольких дней закончилась, Мидас вернул Силена Дионису, который начинал беспокоиться о своем спутнике. Чтобы выразить свою благодарность Мидасу за хорошее обращение с Силеном, Дионис предложил царю исполнить одно его желание. Ослепленный жадностью, и хватаясь за такую возможность король произнес следующие слова:

«все, к чему я прикоснусь, сразу же превратится в желтое золото».

Дионис исполнил желание, зная, что оно ни к чему хорошему не приведет. Когда Мидас радостно ушел, Дионис был опечален, потому что видел грядущие несчастья, которые постигнут царя.

У Мидаса золотое прикосновение

Царь Мидас , Андреа Ваккаро, 1670, Доротеум
Царь Мидас , Андреа Ваккаро, 1670, Доротеум

Мидас начал проверять свою новую силу, хотя поначалу и колебался. Он вытащил ветку каменного дуба, и, к его собственному удивлению, ветка превратилась в ветку из чистого золота.

Затем он поднял камень, и он тоже превратился в золото. Следующими были горсть зерна, пшеница и яблоки. Все в руках обратилось в золото. Вернувшись в свой дворец, Мидас обнаружил, что оставляет после себя золотые дверные ручки.

Первая проблема возникла, когда он попытался вымыть руки, и вода превратилась в золотой песок. Однако король не осознавал последствий своего желания, пока не пришло время трапезы. Хлеб, мясо, вино и даже вода превращались в золото, как только прикасались к его рукам или рту. В некоторых современных пересказах мифа Мидас даже по несчастливой случайности превращает одну из своих дочерей в золотую статую.

Мидас молится Дионису

Омывание Мидаса у истока Пактола, Николя Пуссен Французский, ок. 1627 г. Метрополитен-музей.
Омывание Мидаса у истока Пактола, Николя Пуссен Французский, ок. 1627 г. Метрополитен-музей.

Золотое благословение превратилось в золотое проклятие, когда Мидас начал страдать от голода и жажды. Он молился Дионису, неистово прося, чтобы его желание было отменено:

«О, простите меня, отец Леней (имя Диониса)! Я поступил неправильно, но пожалей меня, молюсь, и спаси меня от этого проклятия, которое выглядело таким справедливым».

Дионис пожалел царя и помог ему:

«Чтобы вы не всегда были облачены в золото, чего вы, к несчастью, желали, отправляйтесь к ручью, протекающему мимо этого великого города Сард, и проследите вверх по его водам, скользящим мимо лидийских высот, пока не найдете их источник. Затем там, где родник вырывается из горной скалы, окунитесь головой и телом в снежную пену. Потоп тотчас же снимет твое проклятие».

Царь Мидас поступил строго его указаниям и искупался в водах реки. Когда проклятие спало, река наполнилась золотом. Мидас наконец-то был свободен. Рекой, где Мидас смыл проклятие, была река Пактол, известная в древности своими золотыми запасами.

Миф о царе Мидасе и ослиных ушах

Суд Мидаса, Авраам Янссенс, ок. 1601-2.  Сотбис
Суд Мидаса, Авраам Янссенс, ок. 1601-2. Сотбис

В другой истории царь Мидас отказался от своего царства и материальных благ после того, как проклятие его золотого прикосновения было снято, чтобы стать последователем бога Пана или, согласно другим древним источникам, сатира Марсия. Вместе они отправились на гору Тмол. Там Пан играл музыку для лесных нимф и провозглашал свое превосходство над музыкой Аполлона. Вскоре слухи дошли до Аполлона, который вызвал Пана на состязание.

Пан сыграл на авлосе (дудке) несколько звуков, после чего последовала мелодия лиры Аполлона. Для обитателей горы было совершенно ясно, что музыка Аполлона превосходна, и все на Тмоле согласились. Все, кроме преданного последователя Пана - Мидаса. Мидас открыто поставил под сомнение суждение Тмола. Однако осуждение бога смертным было в высшей степени высокомерием, и не прощалось. Аполлон решил наказать смертного, заменив введшие его в заблуждение человеческие уши ушами осла.

Мидас, стыдясь ослиных ушей, всю жизнь прятал их под пурпурным тюрбаном. Он старался не раскрывать никому свою тайну, но был один человек, который знал: парикмахер Мидаса. Конечно, он поклялся хранить тайну. К тому же сам парикмахер не хотел выдавать тайну. Однако он чувствовал, что секрет слишком велик, чтобы его вынести. Он должен был рассказать это кому-нибудь или хотя бы произнести это вслух. Поэтому он пошел в лес, выкопал яму и прошептал в пустой земле: «У Мидаса ослиные уши». Затем он похоронил шепот и ушел. Из норы выросла роща, которая наконец поведала тайну ветру, который донес слова до ближайшего города. Вскоре все знали, что у Мидаса были ослиные уши.

В чем урок мифа о золотом прикосновении царя Мидаса?

Суд Мидаса, неизвестного фламандского художника, подражателя Хендрика ван Балена, конец 16 века. Эрмитаж.
Суд Мидаса, неизвестного фламандского художника, подражателя Хендрика ван Балена, конец 16 века. Эрмитаж.

История золотого прикосновения Мидаса несет в себе довольно четкий дидактический посыл. Мидас - самый богатый человек на свете, но он жадный и стремится стать еще богаче. То, что он просит у Диониса, демонстрирует его высокомерие и одержимость чрезмерными материальными благами.

Но почему в этом греческом дидактическом послании упоминается фригийский царь? Древние греки считали, что одним из их отличий от народов Востока является любовь к равновесию и чувство меры. С их точки зрения, мало объективного к тому же, восточные царства стремились к излишеству в виде богатства. Возможно, снова и снова унижая в мифе высокомерного и, невероятно богатого восточного царя, древние греки самоутверждались, оправдывая свой собственный, далеко не аскетичный образ жизни и ценности. Через такие истории, как история Мидаса, они стремились утвердить свое превосходство.

В мифе Мидас получает то, что хочет, но только для того, чтобы обнаружить - в жизни есть вещи более важные, чем золото, и что одни лишь материальные блага не смогут принести счастья. Кроме того, ценность золота не является неотъемлемой, и владение им не приносит такого удовлетворения, как вещи, которые можно купить за золото. Именно поэтому в конце мифа Мидас оставляет все, включая свое богатство и королевство, чтобы путешествовать по миру вместе с Паном и испытать те стороны жизни, которые нельзя купить.

В другой легенде, представленной Геродотом, царь Лидии Крез показал Солону (одному из семи мудрецов), свое необычайное богатство. Затем он спросил Солона, кто самый счастливый человек на свете. Солон сказал Крезу, что о жизни нельзя судить до самого ее конца, потому что капризы судьбы непредсказуемы. Тогда мудрец представил жизнь и смерть 3 человек, объявив что они счастливее Креза.

Возвращаясь к мифу о Мидасе, не будем также забывать, что бог, даровавший Мидасу золотое прикосновение, - это Дионис, бог вина и разгула, безумия и опьянения. Дионис - бог, приносящий счастье посредством экстатического удовольствия от питья, что ярко демонстрируется его приверженцем Силеном, который любит вино.

Интересно, что в версии, процитированной Плутархом, когда Мидас захватил Силена, он спросил его, чего самого лучшего может достичь человек. Силен отказался отвечать, но Мидас настаивал, пока бог наконец не ответил следующее:

«Эфемерный отпрыск страдающего гения и суровой судьбы, почему ты заставляешь меня говорить то, о чем вам, людям, лучше было бы не знать?

Ибо жизнь, проведенная в неведении о своих бедах, наиболее свободна от горя. Но для людей совершенно невозможно, чтобы они получили лучшее из всего или хотя бы имели какую-либо долю в его природе (ибо самое лучшее для всех мужчин и женщин - не родиться); однако самое лучшее после этого и первое из того, чего может достичь человек, но тем не менее лишь второе лучшее, - это после рождения умереть как можно скорее».

Эта философия, лежащая в основе ответа Силена, раскрывает еще один аспект мифа Мидаса. Мидас ведет «прагматичный» образ жизни, стремясь увеличить свои материальные блага. Однако это тщетное занятие. По мнению Силена, ничто не может принести или купить счастье. Независимо от того, насколько богаты люди, все люди обречены на страдания. Увеличение богатства приведет человека только к открытию новых способов страданий, как это сделал Мидас.

А вы согласны с этим утверждением?

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!
#history #story #история #рассказы #мифы #легенды #древность #мидас #дионис #Dionysus