Глава ✓137
Начало
Продолжение
Спасибо Вам, добры молодцы и коасны девицы за донаты, жизнь автору радующие. От всего ♥️ примите благодарность и благословение🙏 за доброту Вашу сердечную.
Не спеша двигается шнява по северным рекам, так что многочисленные храмы и монастыри издалече заметны - сияют золотом куполов, шатровыми скатами и белоснежным каменным кружевом.
- Миссис Дарси, как же непохожи храмы российские на строгие абрисы англиканских церквей, - камеристка миссис Дарси застыла у борта рядом с хозяйкой, заворожённо наблюдающей, как не спеша проплывает мимо устремлённый в небо и вечность очередной монастырь. С многочисленными башенками, куполами, высокими арочными сводами ворот и крепкими стенами, не раз выдерживавшими атаки агрессоров, и даже её соотечественников.
- И как естественно они вписываются в пейзаж этих земель, Мэри. Как будто стояли здесь всегда, в покое и мире. А ведь наверняка и здесь гремели громы пушек и ружейные залпы захватчиков.
- Нам, дорогая Элизабет, - мистер Дарси заботливо поправил на плечах супруги тёплый плащ, - сложно понять, отчего уходят от мира люди в монастыри. Благодаря реформам короля Генриха VIII наша страна и церковь лишены этих сомнительных организаций. Но здесь, в этой огромной стране, которая постоянно принимает участие в военных конфликтах на континенте, видимо, это один из способов организовать жизнь и быт ветеранов войн и калек.
Впрочем, я могу ошибаться, так как мне рассказали наши спутники, что и женских монастырей здесь не меньше. Удивительная страна.
Мимо как раз проплывал Благовещенский Сольвычегодский собор, более всего собой напоминающий британцам не храм Божий, а изящную шкатулку. О чём и сказала мужу Элизабет.
А если рядом поставить подсвечники Джейн, то от такой композиции глаз не оторвать.
На Сиверском озере, у подножия стен Кирилло-Белозёрского монастыря, случилась со шнявой "Юргендт", на которой плыли британцы, незадача: в трюм стала просачиваться вода.
С 1397 года стоит на этих берегах близ Вологды один из крупнейших мужских монастырей России. Не оставила братия путешественников в беде, взялась помочь речникам: вытянули судно на берег, помогли проконопатить и просмолить заново борта.
Судну несколько дней предстояло сохнуть на слипах, но гостей попросили дождаться не в стенах монастыря, а у соседей - многочисленных барских усадьбах. Не положено в этих стенах женщинам находиться.
Их с почетом и всеми удобствами препроводили в усадьбу господ Самборских. По пути возница много и интересно рассказал об оставшемся позади монастыре.
- Многие из монастырских храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1529 году этот правитель приехал в наш монастырь с женой, Еленой Глинской, молиться о даровании паре наследника. Рождение сына, будущего царя Ивана Грозного, прямо связано с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Он о рождении княжича молился трое суток без отдыха. Иван Васильевич любил эти стены настолько, что перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником нашего, Кирилло-Белозерского монастыря.
Но вот среди деревьев показались стены широко раскинувшейся усадьбы. Двухэтажный барский дом был сложен из могучих брёвен, многочисленные окна застеклены, на высоком крытом крыльце - резные перильца с фигурными столбиками. Как в сказке - пряничный домик.
- Не то вы время для путешествий выбрали, господа. - Человек, уже ожидающий их, походил на дворецкого не более, чем их возница-монах на послушника в представлении британцев, описанного в их литературе: толстого благодушного любителя выпить.
Этот монах был высоким, жилистым и крепким немногословным человеком. Черная ряса на широких плечах, такая же маленькая шапочка на седых длинных волосах и окладистая борода делали его похожим на пирата, а не служителя Господа.
Так и этот привратник с окладистой бородой и крепкими руками скорее напоминал пахаря.
- Госпожа весьма болеет, никого не принимает, а Андрей Афанасьевич в столице, в Михайловском замке проживает, хворает сильно. Но коль вы в такой неприятной оказии очутились, то не побрезгуйте нашим гостеприимством.
Для нежданных и неожиданных гостей выделили три комнаты на первом этаже: две спальни с общей гостиной. Уже смеркалось, поэтому, поужинав неизменными пирогами и клюквенным взваром, гости быстро уснули. Мэри ещё предстояло разложить вещи из небольшого дорожного сундучка, обустраивая комфортное проживание своим господам на несколько дней.