Найти в Дзене
Книжный слушатель

Актер Александр Бордуков: «В аудиокнигах я стараюсь по-человечески поделиться тем, что сказано в тексте»

Голос актера Александра Бордукова не перепутаешь ни с каким другим, главное в его интонациях – дружелюбие и уважение к людям, а еще восприятие мира таким как есть, с радостями и невзгодами. Аудиокниги в исполнении Александра Сергеевича пользуются огромной популярностью, тут романы Валентина Пикуля и Герберта Уэллса, рассказы Артура Конан Дойла и Эдгара По, детские сказки. Лично мне особенно нравятся воспоминания художников Ильи Репина и Константина Коровина, слушала их много раз и замечала, что чтец словно перевоплощается в рассказчика, словно это сам Репин говорит о своем детстве или о бурлаках на Волге. Когда мне предоставилась возможность встретиться и побеседовать с Александром Бордуковым о его творческом пути, я прежде всего спросила, как ему удалось столь точно представить себя в роли Ильи Репина. - В аудиокнигах я не играю роль в полном смысле этого слова, но стараюсь по-человечески поделиться тем, что сказано в тексте, – ответил Александр Сергеевич. – Всегда держу в памяти слов

Голос актера Александра Бордукова не перепутаешь ни с каким другим, главное в его интонациях – дружелюбие и уважение к людям, а еще восприятие мира таким как есть, с радостями и невзгодами. Аудиокниги в исполнении Александра Сергеевича пользуются огромной популярностью, тут романы Валентина Пикуля и Герберта Уэллса, рассказы Артура Конан Дойла и Эдгара По, детские сказки. Лично мне особенно нравятся воспоминания художников Ильи Репина и Константина Коровина, слушала их много раз и замечала, что чтец словно перевоплощается в рассказчика, словно это сам Репин говорит о своем детстве или о бурлаках на Волге.

Александр Сергеевич Бордуков
Александр Сергеевич Бордуков

Когда мне предоставилась возможность встретиться и побеседовать с Александром Бордуковым о его творческом пути, я прежде всего спросила, как ему удалось столь точно представить себя в роли Ильи Репина.

- В аудиокнигах я не играю роль в полном смысле этого слова, но стараюсь по-человечески поделиться тем, что сказано в тексте, – ответил Александр Сергеевич. – Всегда держу в памяти слова замечательного режиссера Евгении Ивановны Бабич, которая работала на «Радио России». Однажды она сказала мне, когда я участвовал в записи радиопостановки: «Что ты мне читаешь?! Ты мне расскажи!». То есть моя задача –найти такую степень доверительности и откровенности, которая поможет слушателям представить тот самый образ рассказчика. Это важно именно для художественной литературы, не для научной или информационно-прикладной. Вот сейчас я записываю «Рождественские повести» Чарльза Диккенса, там правило «расскажи!» необходимо.

- У Вас огромная актерская практика, которая помогает перевоплощению. Вы же начали играть на сцене Центрального детского театра еще в середине 1960-х, когда после школы поступили в драматическую студию при этом театре?

- Да, у меня были самые разноплановые роли в ЦДТ, который нынче называется РАМТ. Я начал играть, еще будучи студийцем, и в общей сложности был связан с ЦДТ четверть века, очень благодарен ему за эти годы. В 1989 году я перешел в Московский драматический театр имени Гоголя, уже в качестве режиссера. А в 2016 году меня пригласили в Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, в спектаклях которого я участвую по сей день.

Александр Бордуков в спектакле "День Левитанского" Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой
Александр Бордуков в спектакле "День Левитанского" Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой

- Вы с детства мечтали стать актером? Может быть, ваша семья была как-то связана с театром?

- Отец не был доволен тем, что мы с братом хотели податься в артисты, он желал для нас более надежное дело. Сам он работал художником-оформителем в НИИ «Гидроэнергопроект», мама была инженером-плановиком на заводе и пела в самодеятельности, у нее был дивный голос. А вот мой старший брат Владимир как раз мечтал о театре, он обладал широкой эрудицией, глубоко знал музыку и литературу, любил декламировать и от него я многое воспринял на слух. Брату не удалось окончить театральный вуз, но тем не менее он работал во МХАТе, заведовал мебельно-реквизиторским цехом. И именно брат подсказал мне, что старшеклассников принимают в студию при Театре имени Станиславского на улице Горького, я поступил туда в 1961 году и занимался два года.

- Как раз там началось обучение актерскому мастерству?

- Там не обучение было главным, а замечательная атмосфера и интересные люди. Мне повезло заниматься вместе с талантливыми ребятами, будущими актерами Яшей Покрассом, Ваней Дыховичным, Женей Стебловым, руководителями студии были режиссеры Александр Аронов и Лев Елагин. Тогда для меня открылся новый круг общения, я все-таки был доморощенным мальчиком с Таганки, а в студии я услышал другие песни и стихи, узнал новые пласты литературы. Окунулся в театральную жизнь и уже не желал ничего другого. В первый год после школы я никуда не поступил, а на второй год мудрый профессор Платон Лесли из ГИТИСа посоветовал мне податься в студию при ЦДТ, где я успешно сдал вступительные экзамены и был принят. Вот в студии уже шло обучение актерской работе, художественному слову и прочим важным вещам. Позже, в середине 1980-х, я также окончил ГИТИС по специальности «актер».

- Часто приходилось слышать от актеров, что еще в студенчестве начинается участие в радиопостановках. А Вы когда впервые оказались в студии у микрофона?

- Еще в школе мой приятель, будущий режиссер радио Борис Тираспольский привел меня на занятие в школе юных дикторов под руководством Феликса Тобиаса. Тогда радиостудии находились в здании Центрального телеграфа на улице Горького, мы участвовали в массовке при записи радиопостановки «Грач – птица весенняя». А спустя много времени, в 1978 году, Борис, который уже работал на радио, пригласил меня на одну из главных ролей в постановке по книге «Ранние журавли» Чингиза Айтматова. С тех пор я участвовал во многих радиоспектаклях, в том числе в детских.

- Литературные радиопостановки всегда вам удавались. И когда началась эпоха аудиокниг, вы оказались очень востребованы. Вы записали почти 700 аудиокниг, это огромный многолетний труд.

- Эта работа мне в удовольствие. Однажды, лет двадцать назад, я встретил коллегу возле театра имени Гоголя и он рассказал, что идет в студию, где делают аудиозаписи классической литературы. Предложил мне тоже попробовать записываться, я согласился – так началось сотрудничество с издательским домом «Союз», которым я очень дорожу. Руководитель издательства Владимир Воробьев предлагает мне озвучивать интересные книги, многие из них произвели на меня мощное впечатление: «Живые и мертвые» Константина Симонова, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Каторга» Валентина Пикуля, «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Знаете, когда текст мне нравится и я погружаюсь в него, то он сам ведет меня и подсказывает правильные интонации для героев, надо только помнить о движении сюжета вперед и аккуратно тянуть нитку рассказа.

Актер Александр Бордуков в спектакле "Капли датского короля" в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой
Актер Александр Бордуков в спектакле "Капли датского короля" в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой

Публикации разных лет из блога «Книжный слушатель» об аудиокнигах в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Бордукова:

Удивительные клады – на выставке в историческом музее и в аудиокниге «Подземная Москва»

Петров-Водкин опять встретился с друзьями в Москве

Идете на выставку Семирадского в Третьяковке? О нем и других художниках ярко сказано у Репина

Фэнтези
6588 интересуются