Аудиокнига «Подземная Москва» Глеба Алексеева давно была примечена мною, и именно ее я начала слушать, собираясь на выставку «Клады. Сокрытая история» в Государственном историческом музее.
Роман «Подземная Москва» (1925) Глеба Алексеева чрезвычайно любопытен. Его герои с риском для жизни ищут библиотеку Ивана Грозного в подземных лабиринтах под Кремлем, но находят не только книги, а еще браслет архитектора Фиораванти с таинственными формулами и другие сокровища. Бесценные находки были отнесены как раз в исторический музей, где сейчас идет выставка кладов (настоящих, разумеется, а не придуманных автором книги).
Фельетонный стиль изложения и замечательный голос чтеца Александра Бордукова доставят удовольствие каждому, кто примется за аудиокнигу «Подземная Москва». Текст примечателен еще и тем, что запечатлел москвичей и их быт середины 1920-Х: пеструю толчею Сухаревского рынка, убогую коммуналку на Большой Никитской и многие другие места, а также предсказание московского метро (которое начнет строится через шесть лет после выхода романа). Похоже, что мечты о кладах, зарытых в землю в недавние трудные годы, тоже были распространены. Но тут писатель, вставший на социалистический путь, подчеркивает значение кладов для общества и образования, а не для личного обогащения.
«Человек прошлого бережно прятал в землю самый надежный свой кошелек, лучшее, чем он владел: золото, доспехи, верный меч и верную лошадь и после смерти-свою жену. Он глубоко зарывал их в пещеры и в курганы, страшась, что разроют сыновья и внуки, и, не страшась, что через столетия их разроют другие люди, которым не нужны проржавленные мечи и запястья добровольно сходящей в могилу жены, которые бережно унесут их в музей и в хранилища, чтобы вместе с песней, вместе с величавой балладой о прошлом-память о нем понести к вечности», – восхитительно пишет Глеб Алексеев.
Проржавленные мечи, словно из этой самой цитаты, имеются на выставке в историческом музее: древний оружейный мастер спрятал в земле заготовки для своих изделий, да так и не вернулся за ними. Клад – это всегда трагедия человека, который не вернулся за своими ценностями. Ювелир сложил в глиняный горшок золотые и серебряные слитки, закопал их – и сгинул; несколько таких кладов есть на выставке.
Грустно смотреть на записку «Приду после войны», нацарапанную на газетном клочке революционных времен и вложенную в футляр со старинными монетами (футляр нашли в стене Большого дворца в Царицыно в 1964 году). Впрочем, иногда владельцы сокровищ могли вернуться, да не захотели. Князья Нарышкины спрятали серебряный самовар и другие столовые предметы в тайной комнате своего особняка в 1917 году и уехали за границу, где благополучно жили до 1970-х, но так и не забрали богатства из России. Этот клад обнаружили в 2012 году при капитальном ремонте их дома на улице Чайковского в Петербурге.
Подвал старого дома на улице Знаменка в Москве тоже хранил клад: 552 царских золотых монеты в двух стеклянных банках, завернутых в газету 1942 года. Клад был найден строителями в 1994 году.
Многие клады, выставленные в музее, были обнаружены при вспашке полей в конце XIX века или при строительных работах в наше время. Представляю, как люди удивлялись и радовались таким неожиданным находкам! Археологи, открывшие клады при научных раскопках, тоже радовались, но их находки стали результатом долгой и целенаправленной работы. А кладоискатели (как в романе «Подземная Москва») всегда охвачены горячкой азарта и причудливыми мечтами. Такое вот разнообразие эмоций вызывается сокровищами, припрятанными давным-давно.