Найти тему
Книжный слушатель

Идете на выставку Семирадского в Третьяковке? О нем и о других художниках ярко сказано у Репина

"Танец среди ножей", Генрих Семирадский, ГТГ.
"Танец среди ножей", Генрих Семирадский, ГТГ.

Ах, как жаль, что я не знала о воспоминаниях «Далекое близкое» Ильи Репина, когда была на недавней выставке его картин в Третьяковке! Шедевры художника станут понятнее и значительнее, если узнать о его детстве и юности, первых шагах в творчестве, о его исканиях и пристрастиях. Сейчас слушаю аудиокнигу «Далекое близкое» и восхищаюсь, как Репин пишет о своей семье и родных краях, о работе по росписи церквей (занялся этим в 15 лет), об учебе в Академии художеств. Он говорит не только о конкретных происшествиях, которые повлияли на его эстетические вкусы и мастерство, но и обо всем, что волновало людей, от отмены крепостного права до публичных казней. И его литературное перо так же выразительно, как кисть живописца.

Вот дослушаю аудиокнигу, подумала я, и отправлюсь в Третьяковку, чтобы еще раз увидеть картины Репина хотя бы из постоянной экспозиции.

А как прекрасно Репин пишет о художнике Иване Крамском, которого считал своим учителем. Реализм в живописи был главным принципом для Крамского, он мечтал о расцвете русской национальной художественной школы и много делал для этого. Вот чья выставка должна бы пройти в Третьяковке, там же сейчас чередуются масштабные проекты о наших отечественных гениях. С этой мыслью я заглянула на сайт Третьяковки и увидела, что в конце апреля там открылась выставка Генриха Семирадского. А про Семирадского у Репина тоже есть (в главе 34, если хотите знать).

В 1860-е годы Илья Репин и Генрих Семирадский вместе учились в петербургской Академии художеств. Оба были прилежными студентами, осваивали классические приемы рисования, композиции и трактовки античных сюжетов. При этом Репина в свободное время тянуло набрасывать портреты старушек или других реальных людей, а Семирадский не признавал обыденщины и сосредотачивался на классической греко-римской красоте.

Однажды в гости к Репину пришли его однокашники и известный критик-искусствовед, сторонник реализма Владимир Стасов. Жаркий спор между «безнадежным классиком» Семирадским и прогрессистом Стасовым разгорелся не на шутку, они даже перешли на крик… Стасов потом признал, что у Семирадского отличное образование и он аргументировано отстаивает свои представления о прекрасном.

В то время многие молодые художники считали, что академическое искусство устарело и надо больше писать жанровые картины с народными типами. Но Генрих Семирадский оставался убежденным академистом и создал множество великолепных полотен с античными сюжетами. И мы видим прежде всего их безупречную гармонию, не особо задумываясь о консерватизме в искусстве.

Аудиокнига «Далекое близкое» озвучена замечательным актером Александром Бордуковым, его доброжелательные интонации точно подходят для воспоминаний художника, со многими красочными эпитетами и рассуждениями об искусстве. Похоже, актер основательно погрузился в материал, да он и не чтец вовсе, а сам Репин, на склоне лет решивший рассказать о своей долгой, насыщенно событиями жизни. Пока я дошла до «Бурлаков на Волге», прервусь ненадолго, чтобы сходить на выставку Семирадского, а потом продолжу слушать эту «энциклопедию русского искусства».

-2

#искусство #русское искусство #художники #третьяковка #аудиокниги