Напальчники Цинского Двора
При дворе Цинских императоров наложницы и императрицы питали особую страсть к отращиванию ногтей.
Эпоха Цин (Маньчжурская династия) — период правления последней императорской династии Китая, которая существовала с 1644 по 1912.
Обычно для того, чтобы ноготь достиг длины в один цунь (около 3,3 см), требовалось более полугода. При этом ногти были очень хрупкими и легко ломались или расслаивались. Чтобы защитить эти тонкие и длинные ногти, знатные дамы надевали на пальцы специальные футляры, служившие им защитой. Эти предметы, известные в народе как «ху чжи» (护指, «защита для пальцев»), чаще называют просто напальчниками.
Традиция отращивать длинные ногти уходит корнями в глубокую древность и существовала задолго до эпохи Цин. На многих старинных портретах можно увидеть людей с длинными ногтями. Длинные ногти были символом статуса, поскольку их обладатель не мог выполнять грубую работу.
Поэтому длинные ногти носили, как правило, ученые мужи, чиновники или представители знати и богатых сословий. За исключением большого пальца, который должен был оставаться подвижным и свободным, напальчники можно было носить на любых пальцах: симметрично на обеих руках, только на одной руке или даже на одном пальце.
Напальчники цинских императриц и наложниц изготавливались из различных материалов: золота, серебра, нефрита, панциря черепахи (черепаховый рог), меди, перегородчатой эмали. Для их украшения использовались техники ажурной резьбы, чеканки, инкрустации.
Узор плавно уменьшался от основания к кончику, создавая естественные, изящные линии. Обратная сторона чаще всего была ажурной и редко делалась глухой – это обеспечивало циркуляцию воздуха и предотвращало дискомфорт в жаркую погоду.
- Цин: Пара золотых напальчников «Две летучие мыши, несущие иероглиф Шоу (долголетие)» (清 双蝠捧寿金质指甲套(一对)).
- Цин: Два напальчника с чеканным узором «Летучая мышь» (清 錾金蝙蝠纹指甲套(二件) ).
До наших дней дошло множество цинских напальчников, и их изготовление достигло невероятной изысканности. Подавляющее большинство было сделано из золота и серебра. По мере того как мода требовала всё более длинных ногтей, увеличивалась и длина самих напальчников.
Напальчники императрицы Цыси
На портрете императрицы Цыси, написанном американской художницей и хранящемся в Дворцовом музее (Гугун), она изображена с длинными напальчниками из золота и нефрита.
Императрица Цыси (Тайхоу) (29 ноября 1835 года — 15 ноября 1908 года — годы жизни вдовствующей императрицы Цыси) особенно любила отращивать ногти на безымянных пальцах и мизинцах обеих рук; их длина могла достигать семи-восьми цуней (примерно 23-26 см).
Она также отращивала ногти и на больших, указательных и средних пальцах. Чтобы содержать и защищать эти ногти, их ежедневно вымачивали в теплой воде, подрезали и подпиливали. Были специально изготовлены напальчники различных цветов и дизайнов, которые надевались на пальцы для надежной защиты от повреждений.
Зимой, когда ногти становились более ломкими, защите уделялось еще больше внимания. У «Старейшей Государыни» (Лао Фо Е) был особый ларец для хранения состриженных ногтей, которые она очень берегла.
Обычно после того, как служанки умывали лицо и омывали руки и предплечья Государыни, наступала очередь чистки и вымачивания ногтей. В небольшие нефритовые чаши, чуть крупнее пиал, наливалась теплая вода.
Поочередно каждый ноготь размягчали в воде, выпрямляли (длинные ногти имели склонность загибаться), подправляли неровности мелким напильником, тщательно чистили изнутри и снаружи маленькой щеточкой. Затем, используя гусиное перо в качестве кисти, наносили лак для ногтей. В завершение надевали напальчники из желтого шелка.
Эти футляры были настоящими произведениями искусства, изготовленными с учетом длины ногтей и толщины каждого пальца. Сама Государыня хранила в особой шкатулке набор инструментов для ухода за ногтями: ножичек, ножницы, пилочка, щеточка, а также длинная игла-крючок, гусиное перо и флакончик для лака в форме раковины улитки.
Все инструменты были серебристого цвета и прибыли из заморских стран. Ногти подразделялись на пластинчатые (片指甲, пянь чжицзя) и трубчатые (筒指甲, тун чжицзя). Ноготь большого пальца относился к пластинчатому типу и подпиливался в форме «брюшка пчелы» (马蜂肚子形), чтобы выглядеть широким и красивым.
Ногти безымянного пальца и мизинца были трубчатыми и подпиливались в форме полукруглого футляра. Идеальные ногти должны были быть толстыми, твердыми, блестящими и упругими – это считалось признаком крепкого здоровья. Если же ноготь начинал портиться или на нем появлялись желтые пятна, его лечили специальными снадобьями.
На самом деле, традиция отращивания ногтей и ношения напальчников китайскими женщинами уходит корнями в глубокую древность. Представления о женской красоте в старину включали не только пышные формы и миловидное лицо, но и изящные миниатюрные руки. Поэт эпохи Тан Хань Хун (韩翭) посвятил женским рукам стихотворение «Воспевая руки» (咏手):
«Запястья белы, кожа ала, как ростки бамбука из нефрита.
Перебирают струны, держат нить – кончики остры и нежны.
Склонившись, нежно теребят прядь у виска, окрашенную румянами,
Перед зеркалом легким движением подчеркивают румянца тень.
В печали вспоминаю, как ты отдернула занавес шатра,
Как виденье, мелькнувшее в золоченой колеснице.
В саду, смеясь, сказала спутнице:
"Сорвала дикий пастернак и цветок нарвала".»
Фраза «ростки бамбука из нефрита» (玉笋芽, юй сунь я) – это поэтическое сравнение, воспевающее тонкие, нежные и удлиненные кончики женских пальцев, уподобляя их только что пробившимся росткам бамбука.
Испокон веков уход за руками и их украшение были символом социального положения женщины. В любую эпоху длинные, нежные, белые руки являлись воплощением высокого статуса. Роскошные ногти говорили о богатстве и знатности, принадлежности к высшим слоям общества.
Еще 6000 лет назад египтяне окрашивали ногти цветочными пигментами, где золотой цвет символизировал высочайший статус Солнца. Тысячелетия спустя в гробнице Клеопатры был найден деревянный ларец, предположительно древняя косметичка. В нем содержались указания, что окрашивание ногтей необходимо для перехода в Западный Рай.
В Викторианскую эпоху (ок. 1800 г.) в Англии безупречным рукам «леди» также уделялось большое внимание. Белоснежные пальцы с нежно-розовыми ногтями свидетельствовали о благородном происхождении и хорошем воспитании.
Примерно 1000 лет назад, во времена династии Тан, китаянки уже красили ногти. Они собирали цветы и листья бальзамина (凤仙花, фэнсяньхуа), растирали их в ступке, добавляя немного квасцов. Этот сильный краситель позволял, после нескольких последовательных окрашиваний, сохранять цвет ногтей неизменным в течение многих месяцев. Именно поэтому напальчники приобрели особую популярность среди знатных дам древности, постепенно превратившись из простого защитного приспособления в изысканное украшение.
Императорская роскошь проявлялась даже в мельчайших деталях. Яркий пример – изысканные насадки для ногтей, которые носили не только императрицы, но и все состоятельные женщины Китая.
Первоначально служившие защитой для длинных ногтей от повреждений, эти аксессуары быстро превратились в символ статуса и богатства. В эпоху Цин их изготавливали из самых дорогих материалов: золота, нефрита, черепахового панциря, жемчуга, щедро инкрустируя драгоценными камнями. Традиционно их надевали на несколько пальцев каждой руки: на одной – на мизинец и безымянный, на другой – на средний, безымянный и мизинец, крепя на фаланги пальцев. Эти изящные «футляры» подчеркивали, что их обладательница ведет жизнь, свободную от физического труда.
Технология изготовления
- Литье по воску: Тончайшие узоры создавались методом «утраченного воска» (失蜡法), затем покрывались эмалью.
- Регулировка: Боковые шарниры позволяли подгонять размер под растущий ноготь.
Напальчники исчезли после падения династии в 1912 г., но остались эталоном «застывшей роскоши» цинского двора, где красота трансформировалась в инструмент власти в эпоху Цин (1644–1912), особенно при дворе императрицы Цыси (慈禧).
Сохранившиеся футляры для ногтей эпохи Цин
Наиболее ценные и известные сохранившиеся футляры для ногтей эпохи Цин представлены в музеях и частных коллекциях. Их ценность определяется исторической принадлежностью, материалом и искусностью исполнения:
Нефритовые футляры императрицы Цыси:
- Описание: Набор из белого нефрита с гравировкой в виде драконов и фениксов, инкрустированный рубинами. Длина достигает 12–15 см12.
- Особенности: Символизировали абсолютную власть; по легенде, нефрит отбирали по критерию «безупречной чистоты», а рубины импортировали из Бирмы.
- Место хранения: Запретный город (Пекин), часть постоянной экспозиции дворцовых украшений.
Золотые ажурные футляры с эмалью:
- Происхождение: Принадлежали наложницам императора Цяньлуна.
- Дизайн: Техника «утраченного воска»: сквозная резьба по золоту с заполнением цветной эмалью (синий, зеленый, красный). Орнамент — пионы (символ богатства) и бабочки (долголетие).
Екатерина Серёжина