Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Выше золота, дороже камней: Несравненный статус нефрита в истории и искусстве Китая

Оглавление

Ценность нефрита формируют пять ключевых аспектов

Нефрит (кит. 玉 — «юй») занимает уникальное место в китайской культуре на протяжении 8 000 лет, превосходя по сакральному статусу золото и драгоценные камни. Его ценность формируют пять ключевых аспектов:

1. Духовная и космологическая символика

  • Связь с Небом и Вечностью: С древности (культуры Хуншань, Лянчжу) нефрит считался «камнем жизни», проводником божественной энергии ци. Ритуальные диски би (символ Неба) и цилиндры цун (символ Земли) использовались в жертвоприношениях для общения с космосом.

Диск Би с изображением дракона, найденный в гробнице короля на холме Шицзишань 179-141 г до нэ
Диск Би с изображением дракона, найденный в гробнице короля на холме Шицзишань 179-141 г до нэ

Период неолита, культура Лянчжу (ок. 3200–2000 гг. до н.э.).
Период неолита, культура Лянчжу (ок. 3200–2000 гг. до н.э.).

  • Бессмертие и защита: Верили, что нефрит оберегает душу от распада. Погребальные костюмы династии Хань (из 2 000+ пластин, скрепленных золотом) создавались, чтобы тело «не тронул тлен», а фигурки цикад вкладывали в рот умершим, символизируя перерождение.

Погребальный костюм династии.  Хань (второй императорской династии Китая) с 202 г. до н.э.
Погребальный костюм династии. Хань (второй императорской династии Китая) с 202 г. до н.э.

2. Философские и этические ассоциации

Конфуцианство (VI в. до н.э.) наделило нефрит моральными качествами:

«Мягкий блеск нефрита — это человеколюбие (仁); его прочность — это знание (智); углы, которые не режут, — это справедливость (义); его чистота — это чистота духа (勇)».
«Ли цзи» (Книга ритуалов).
Идеальный правитель должен был обладать «
добродетелями нефрита». Даже звук подвесок из нефрита на поясе считался эталоном благородного тембра.

3. Социально-политический статус

  • Знак власти: С эпохи Шан (1600–1046 гг. до н.э.) нефритовые регалии (жезлы гуй, печати) стали атрибутами императоров и чиновников. Белый нефрит из Хотана разрешалось использовать только императорской семье.

Белый Хатанский нефрит
Белый Хатанский нефрит

  • Экзамены для резчиков: При дворе Цин (XVIII в.) мастеров тестировали на создание миниатюр из нефрита — это считалось высшим искусством.

4. Практическая «магия» и медицина

  • Целебные свойства: Трактат «Шэньнун бэнь цао цзин» (I в. н.э.) приписывал нефриту силу лечить болезни почек, а порошок из него добавляли в эликсиры бессмертия. В основном это не помогало, а скорее наоборот. Но разве можно остановить императора, в его поисках вечной жизни? Так, император Хань У-ди (II в. до н.э.) глотал растертый, смешанный с росой нефрит, в надежде на бессмертие, а в итоге бессмертия он не получил, а только ускорил свою кончину. Хотя и по тем меркам все равно прожил прилично — 69 лет.
  • Обереги: Детям дарили амулеты в виде замков (锁 — «суо»), чтобы «запереть» жизнь от злых духов. Нефритовые браслеты носили для гармонизации энергии.

5. Художественная ценность и технология

  • Трудность обработки: Твердость нефрита (6–7 по Моосу) требовала месяцев ручной работы с абразивами (песок, корунд). Ошибка резчика могла разрушить камень.
  • Эстетика материала: Ценились полупрозрачность, шелковистый блеск и цветовые нюансы:
    Белый («бараний жир») — чистота,
    Зеленый (жадеит) — жизненная сила,
    Черный (из Ланьтяня) — связь с предками.

Почему дороже золота?

  • Культурная ДНК: Нефрит стал метафорой китайской цивилизации. Как писал поэт Цюй Юань (IV в. до н.э.): «Разбитый нефрит сияет ярче целой черепицы» — аллегория несломленного духа.
  • Редкость и трудозатраты: Добыча в горах Куньлуня, ручная обработка. Современная цена элитного жадеита достигает $3 млн за карат.
  • Неаукционная ценность: Многие артефакты (например, печать Цяньлуна) — национальное достояние, их невозможно купить.

Самые известные Китайские артефакты из нефрита:

«Золото имеет цену, нефрит же бесценен» (китайская пословица). Его ценность — не в рыночной стоимости, а в тысячелетней «памяти» культуры, где камень стал символом самой китайской идентичности. Ритуальные артефакты древних культур

  • «Свинья-дракон» (Чжулун) культуры Хуншань (3500–2500 гг. до н.э.): Символизировал метаморфозы и связь с природой. Крупнейший экземпляр (15,8×9,5×3 см) найден в Чифэне, сочетает формы свиньи (плодородие) и дракона (духовная сила).

  • «Нефритовый король» (Цун) культуры Лянчжу: Ритуальный цилиндр с гравировкой получеловека-полузверя. Квадратная внешняя форма символизировала Землю, круглая внутренняя — Небо. Использовался как знак власти и инструмент межплеменных договоров.

Есть теории, что их использовали в ритуалах по вызову дождя или как символ политического верховенства, который покорённые племена подносили сильному правителю. 
Период создания: культура Лянчжу существовала в дельте реки Янцзы с 3400 по 2250 годы до н. э.
Есть теории, что их использовали в ритуалах по вызову дождя или как символ политического верховенства, который покорённые племена подносили сильному правителю. Период создания: культура Лянчжу существовала в дельте реки Янцзы с 3400 по 2250 годы до н. э.

  • Нефритовый хуан из Линцзятаня: Крупнейший дугообразный ритуальный диск (4 м) эпохи неолита (5800–5300 лет назад), украшенный драконьими мотивами. Найден в жертвенной яме с 400 артефактами.

Нефритовый хуан из Линцзятаня — артефакт в форме дуги («хуан»), который обнаружили археологи в деревне Линцзятань китайского уезда Ханьшань, расположенного вдоль реки Янцзы. 
Находка сделана в рамках раскопок неолитического поселения, существовавшего в этом месте 5300–5800 лет назад. Кроме «хуана», при раскопках нашли более 400 артефактов, в том числе бусы, браслеты, гребни и аксессуары из нефрита. 
Разнообразие и хрупкость нефрита, обнаруженного в Линцзятане, редко можно увидеть в других местах. По мнению исследователя Чжан Цзинго, находки демонстрируют выдающееся мастерство и богатый духовный мир тех, кто там жил.
Нефритовый хуан из Линцзятаня — артефакт в форме дуги («хуан»), который обнаружили археологи в деревне Линцзятань китайского уезда Ханьшань, расположенного вдоль реки Янцзы. Находка сделана в рамках раскопок неолитического поселения, существовавшего в этом месте 5300–5800 лет назад. Кроме «хуана», при раскопках нашли более 400 артефактов, в том числе бусы, браслеты, гребни и аксессуары из нефрита. Разнообразие и хрупкость нефрита, обнаруженного в Линцзятане, редко можно увидеть в других местах. По мнению исследователя Чжан Цзинго, находки демонстрируют выдающееся мастерство и богатый духовный мир тех, кто там жил.

Императорские регалии и погребальные артефакты

Нефритовые погребальные костюмы династии Хань

Например, костюм принца Лю Шэна (II в. до н.э.) из 2000+ пластин, соединенных золотой проволокой. Считалось, что нефрит предотвращает разложение тела и дарует бессмертие.

Погребальная фигурка цикады

Самой известной погребальной нефритовой фигуркой цикады считается артефакт из гробницы чуского царя эпохи Западная Хань (II в. до н.э.), обнаруженный в Сюйчжоу (провинция Цзянсу). Её ключевые характеристики:

  • Размеры:‌ Длина 4,5 см, ширина 2,1 см
  • Особенности:‌ Стилизованная форма с выраженным треугольным головным сегментом и выпуклыми глазами. Тело имитирует свернутые крылья («куколкообразный» тип), покрытые тонкой гравировкой в виде двойных линий, передающих структуру крыльев. Наличие отверстия, проходящего через голову и хвост, что характерно для погребальных амулетов, предназначенных для подвешивания на теле усопшего. Нефритовые цикады помещали в рот покойного как знак возрождения — метаморфоза насекомого (из подземной личинки в крылатую форму) олицетворяла бессмертие души.
  • ‌Контекст значимости: Фигурка представляет классический образец ханьского погребального искусства, где техника «восьми резцов» (Han Eight Cuts) доведена до совершенства: лаконичные, но выразительные линии создают анатомически точный абрис при минимальном вмешательстве мастера. Этот стиль стал эталоном для последующих эпох.

Белые нефритовые лудуни эпохи Цин

Парные курильницы в виде мифических львов-единорогов (символы правды и защиты). Хранились во дворце императора Цяньлуна (XVIII в.).

Шедевры резного искусства

  • Гуаньинь из жадеита (династия Цин): Статуя бодхисаттвы Милосердия. Ценится за чистоту камня, особенно в области лица, и совершенную резьбу.

  • Подставка для кистей с оленями (Цяньлун): Крупнейшая нефритовая подставка (белый нефрит) с резными журавлями и оленями — символами долголетия. Предмет статуса для ученых. Период Цяньлуна в истории Китая — правление шестого императора династии Цин, Айсиньгьоро Хунли. Продолжался с 1735 по 1796 год.

  • «Элизиум. Сознание» Киу Кинга Цю: Современная скульптура, сочетающая традиции резьбы с абстракцией в стиле Джакометти. Революционизировала восприятие нефритового искусства.

Факторы ценности

  • Символизм: Нефрит олицетворял конфуцианские добродетели (щедрость, справедливость, мудрость), бессмертие и власть.
  • Технология: Обработка вручную абразивами (кварц, корунд) занимала месяцы. Даже сегодня методы остаются трудоемкими .
  • Редкость: Особо ценились белый нефрит «цвета бараньего сала» из Хотана (только для императора) и зеленый жадеит.

Аукционные рекорды:

Нефритовые предметы эпохи Цин часто оцениваются в миллионы долларов. Например, белая нефритовая козья голова, инкрустированная медью, из коллекции Миллисент Роджерс.

Легендарный статус нефрита в Китае выражен в пословице: «Золото имеет ценность, нефрит — бесценен».

Эти артефакты остаются духовными и культурными реликвиями, чья значимость превосходит материальную стоимость.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох