Данная статья посвящёна сохранившимся до нашего времени полевым укреплениям времён русско-японской войны 1904-1905 года в системе обороны Владивостокской крепости. О том, как эта война соответственно отразилась и в фортификации и фортификации северо-запада нашей страны, когда непосредственно те формы укреплений, которые возводились на полях Маньчжурии и в Приморье, после воплотились в бетоне на берегах Финского залива. Этим самым хочу акцентировать внимание и на проблеме сохранения таких укреплений, как примеров полевой фортификации той войны, так и примеров, необходимых составляющих линии обороны фортовых крепостей.
Мощь фортовых крепостей, к которым принадлежит Владивосток, заключалась не только в долговременных бетонных фортах и батареях, но и в укреплениях, которыми, зачастую вынужденно заполняли, промежутки между фортами; подобные же укрепления составляли и передовые позиции крепостей, нужные, чтобы не дать противнику сходу наброситься на бетон фортов главных позиций, сбавить его наступательный пыл. Объекты эти возводились уже во время войны (по мобилизации).
Владивостокская крепость к русско-японской войне не была столь обширной и мощной, какой привыкли мы видеть её сейчас — в кольце бетонных фортов и батарей. Крепость была меньше и слабее. Чтобы это компенсировать, и была широко применена полевая фортификация, заполнившая собой промежутки между фортами, построены передовые позиции, возведено множество редутов и батарей, вырыто множество окопов, блиндажей. Но все эти построенные полевые укрепления как быстро возводилась руками строителей, так и быстро стирались временем, в силу своей недолговечности, и очень большое счастье и везение, что, например, на сопках острова Русский и города Владивосток, как и вообще в Приморье, сохранилась в первозданном виде целая оборонительная система в виде полевых позиций.
Оборона Крепости была разделена на Южный и Северный отделы.
Северный отдел обороны крепости, расположенный на материке — полуострове Муравьёва-Амурского, представлял собой возведённые по проекту 1899 года укрепления, такие как Временное Укрепление №1, форт Линевича, форт Суворова, которые являлись опорными пунктами обороны. На высотах Седанского хребта была создана полевая позиция, которая опиралась на опорный пункты на месте ныне существующих фортов №2 и №4, на месте которых и ранее предполагалось построить форты и определённый объём работ в этом направлении был выполнен. Так же на правом фланге Северного отдела обороны крепости, для прикрытия вновь строящихся батарей и чтобы иметь связь с передовым для этого участка фортом Князя Суворова, был выдвинут вперёд фронт обороны крепости путём постройки полевой позиции из окопов и редутов. Последние были опорными пунктами этой позиции.
Помимо создания полевых позиций на главной линии обороны и перед ней, строились укрепления и возводились окопы и за ней. В частности по высотам южного берега Первой речки, в долине реки Объяснений, за фортом Линевича, возводились батареи, опорные пункты и окопы, призванные стать новым рубежом обороны крепости в случае падения её главной позиции.
Укрепления Южного отдела обороны Владивостокской крепости к началу Русско-японской войны на острове Русский были представлены фортами Поспелова и Русских и несколькими береговыми батареями. Все они были расположены в северной части острова, оставляя всю остальную часть острова беззащитной и доступной японцам. Вследствие этого командованием крепости было принято решение постепенно занять весь остальной остров укреплениями и войсками, чтобы предотвратить возможные вражеские десанты и не допустить стоянку японских кораблей в южных бухтах острова, что имело однажды место, а если и случится успешный десант, то затруднить противнику наступление на север острова. На севере острова ядром позиций были форт Поспелова и форт № VI (так ещё назывался тогда форт Русских), расположенный на одноимённой горе. Остальные позиции были полностью полевыми. Центральная позиция располагалась на горах Центральной и Главной, Передовая позиция — на высоте, где теперь расположен форт № 9; Вятлинская позиция протянулась вдоль берега от бухты Холуай до мыса Вятлина и заканчивалась перед ныне существующим фортом № 12; Трёхгорбая позиция занимала массив горы Трёхгорбой. Была позиция на высотах полуострова Кондратенко (укрепления 61-1 и 71-й высот), а также Парисская позиция, построенная на высотах южнее бухты Парис. Так же в промежутках между позициями были раскиданы отдельные самостоятельные укрепления.
Любопытной особенностью возведённых полевых позиций крепости является то, что и типы возведённых укреплений и сам характер полевых позиций в Северном и Южном отделах (на острове Русский) были совершенно различны. Если в Северном отделе был сформирован относительно непрерывный окопный фронт с редутами - опорными пунктами окопной профили, то позиции на Русском острове представляли собой ряд самостоятельных опорных пунктов — редутов, как окопной, так и профилей для укреплений — возвышенной, горизонтной, углублённой, вокруг которых было некоторое количество окопов и батарей, которые составляли ту или иную позицию на русском острове, или же были самостоятельными укреплениями, не входящими в их состав. Так же в Южном отделе в ряде опорных пунктах внутри были предусмотрены блиндажи для проживания гарнизонов, а в Северном отделе блиндажи для гарнизонов укреплений располагались вне этих укреплений, на обратных скатах высот.