Работа дефектолога с ребенком, который имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), требует индивидуального подхода и постоянного мониторинга прогресса. Один из ключевых инструментов для анализа коррекционной работы — дневник наблюдений.
Как его вести и что нужно учитывать, рассказала эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, дефектолог Ольга Гриднева.
Значение ведения дневника наблюдений в работе дефектолога с ребенком ОВЗ
Дневник наблюдений — документ, в котором фиксируются сведения о ребенке, его личностных качествах и особенностях поведения в динамике. Для дефектолога это фундаментальный инструмент, который позволяет выстроить маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ.
С помощью дневника наблюдений специалист:
- систематизирует информацию о ребенке;
- отслеживает изменения в развитии, поведении, навыках и личностных качествах ребенка;
- планирует коррекционную работу и подбирает методики;
- оценивает эффективность коррекционных мероприятий;
- выявляет закономерности в поведении, определяет триггеры негативных реакций;
- разрабатывает стратегии как предотвратить проблемные ситуации, которые влияют на обучение и воспитание
Дневник наблюдений, который заполняют подробно и регулярно, помогает отслеживать изменения в поведении и развитии ребенка во времени, понимать их причины и искать пути дальнейшей работы. Документ ведут в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ: специальной школе, интернате, детском саду.
Дневник наблюдения заводится на каждого ученика, когда тот зачисляется в образовательное учреждение и ведется, пока ребенок не окончит его или не переведется в другое место. Записи в дневнике — основная педагогическая характеристика обучающегося.