Найти в Дзене
CAPTAIN NOSTALGAMER

4X-стратегии: конструкторы империй. Часть третья

Оглавление

А вот и третья статья цикла о 4X-стратегиях, в котором мы вспоминаем самые лучшие игры этого жанра и их ключевые особенности. Ссылки на другие части, если вдруг пропустили:

Часть первая <> Часть вторая

Какие бывают 4X

4X-стратегии, то есть игры, построенные на принципах EXPLORE, EXPAND, EXPLOIT, EXTERMINATE, в основном можно разделить на три группы:

  • Исторические: в этих играх нам доводится управлять государством, основанном на реальном прототипе. Подразумевается, что мы проходим некую альтернативную историю на нашей же планете — пусть даже континенты выглядят совсем не так, как в реальности. Пусть даже Америка возникает в бронзовом веке, а ацтеки уничтожают Вавилон с помощью гигантских роботов. Наиболее известные (псевдо)исторические 4X перечислялись в первой части этого цикла.
-2
  • Фантастические: если исторические государства заменить на вымышленные, а планету Земля — на другую экзопланету или вообще другой мир, то мы получим фантастическую 4X. Эти игры лишены необходимости соблюдать условности, основанные на нашем мире. Разные фракции могут тут иметь совершенно уникальные и сложные механики, ведь больше не нужно соблюдать «реалистичный» баланс. Стоит сразу сказать, что к фантастическим 4X можно отнести как научно-фантастические (Beyond Earth, как пример), так и фентезийные (Warlock).
-3
  • Космические: их можно было бы считать подвидом фантастических, но всё же 4X в космосе обычно работает по совершенно уникальным правилам. Если для «историчек» и их фантастических братьев характерна плоская карта, поделённая на клетки (зачастую гексы), то космическому пространству такая геометрия чужда. Весь основной кипиш происходит в звёздных системах: на планетах. Всё, что между ними — лишь своеобразные «дороги» для кораблей.
-4

В этой, третьей, части цикла о 4X-стратегиях, расскажу о знакомых мне космических стратегиях.

Космические 4X-стратегии

Что вообще представляют собой космо-4X? Представьте себе ситуацию: Вы — правитель некой расы, полностью освоившей собственную планету. Может быть, речь о человечестве на Земле, но, в отличие от «историчек», речь может идти не только о людях. Всевозможные пришельцы самых невозможных форм — чем не вариант попробовать себя в роли их руководителя?

Так вот, первые корабли-разведчики и колонисты покидают родной планетоид в поисках точек для возможного расширения. Время наземных цивилизаций прошло, пришло время империй галактических. Планеты — наши новые города. Космические корабли — наши новые юниты. Флотилии — наши новые армии. Среди технологий мы больше не встретим сельского хозяйства, рыболовства и каменной кладки. Теперь нас интересуют ксенодипломатия, гипердвигатели и чёрные дыры. На карте больше не встретим разбросанных тут и там ресурсов, ведь космическое пространство пусто. Вся движуха сосредоточена около звёзд и планет, за них мы и будем сражаться.

Master of Orion (1993-2016)

Не случайно я начинаю свой рассказ именно с Master of Orion. Ведь первые стратегии, которые можно охарактеризовать как 4X, были именно космическими. Нет, Master of Orion не была первой: до неё была как минимум Andromeda Conquest 1982-ого года выпуска, которая уже имела все признаки четырёх иксов (хоть и без глубокой проработки). Выходила в 1983 также Reach for the Stars, которую сейчас многие считают первой полноценной 4X. Но только в 1993, после выхода Master of Orion, термин 4X появился и стал характеризовать схожие игры.

Вот так зарождались 4X
Вот так зарождались 4X

В Master of Orion игрок брал под управление галактическую империю: сперва в неё входит только одна планета и пара-тройка кораблей, колонистов и разведчиков. Всё как в современных 4X: 10 разных рас на выбор со своими уникальными особенностями, случайно генерируемая карта

В Master of Orion появилась механика, которая станет характерной, наверное, для всех (ну, почти всех) последующих космических 4X: а именно, конструирование собственных космических кораблей. Игрок сам выбирает для них уровень брони, боевой компьютер, двигатели, оружие и так далее. Доступные для выбора предметы зависят от технологий.

Galactic Civilizations (2003-2022)

Успех игр Sid Meier’s Civilization и Master of Orion привёл к тому, что разработчики обратили внимание на новый жанр 4X. В 2003 году выходит Galactic Civilizations — первая игра в серии-долгожителе. На момент выхода её посчитали именно что своеобразной смесью двух выше обозначенных стратегий. Но со своими особенностями.

Важная особенность серии Galactic Civilizations — наличие сюжета и, что самое интересное для 4X, сюжетной кампании. Согласно лору первой части, к 2178 году человечество совершило контакт с пятью основными неземными цивилизациями, но космические путешествия рискованны и дороги: для них требуются огромные гиперврата, позволяющие путешествовать лишь между двумя установленными точками пространства. Из-за этого галактика остаётся почти незаселённой.

Особенности игры сразу бросаются в глаза: несмотря на то, что во вселенной "галцивы" присутствуют разнообразные инопланетные расы, играть можно только за землян. К тому же, отсутствует редактор кораблей.

Несмотря на такое ограничение, игровой процесс более чем разнообразен и многогранен. Фракция игрока перед началом партии подвергается тонкой настройке, а в дальнейшем на протяжении партии симулируется не только внешний, но и внутренний политический процесс в галактической империи. Политический строй сильно влияет на геймплей, вплоть до того, что парламент может запретить игроку объявить войну!

Galactic Civilizations 2
Galactic Civilizations 2

В 2007 году вышло продолжение "галцивы": Galactic Civilizations II: Dread Lords. Как и предшественница, эта часть обладала сюжетной кампанией, да и не со слабым сюжетом! Согласно раскрытому в игре лору, тысячи лет назад в галактике правила раса предтеч, разделившаяся на две фракции из-за гражданской войны. Повелители страха желали поработить все разумные расы галактики, тогда как предтечи-арноры делали ставку на науку, миролюбие и помощь молодым цивилизациям. Повелители страха побеждали, но, когда они уже были готовы уничтожить последний мир Арноров, все Предтечи исчезли. Впоследствии, молодые цивилизации продолжали развиваться. Самая молодая из них, человечество, создала революционную технологию — гипердвигатель, не требующий врат. Началась галактическая гонка по исследованию, колонизации и захвату галактики.

В отличие от первой части, во второй играть уже можно за любую из 10 галактических цивилизаций. была добавлена механика сбора кораблей (характерная для многих космических 4X). Изменилась система планет и звёздных систем. Если раньше планеты были обобщены в звёздные системы в одной клетке, то в двушке каждая планета отдельна.

Galactic Civilizations 3
Galactic Civilizations 3
Galactic Civilizations 4
Galactic Civilizations 4

В продолжениях — третьей части (2015) и четвёртой (2022) все аспекты геймплея перерабатывались и улучшались, и сегодня мы имеем одну из самых современных космических 4X-стратегий с очень длинной, практически тридцатилетней, историей.

Endless Space (2012-2017)

В 2012 году французы из Amplitude Studios выпустили первую игру своей длинной стратегической серии: Endless Space. Название можно было бы перевести как "Бесконечный космос", но не тут-то было: Endless — это название ключевой расы этой вселенной: "Вечные", или "Бесконечные". Вообще, я заметил, что в любой вселенной, где фракции покорят космическое пространство, всегда присутствует некая древняя исчезнувшая раса. В Warhammer это Древние, в Galactic Civilizations это Предтечи, а во вселенной Endless вот вам Вечные.

Действие Endless Space разворачивается примерно в начале четвёртого тысячелетия нашей эры, через десятки тысяч лет после вымирания Вечных. Крупнейшие империи галактики стремятся отыскивать и контролировать технологии этой исчезнувшей расы, дабы использовать их в своих целях. Среди всего, что осталось от Вечных, самой заветной является Пыль (или Прах). Это валюта, эквивалент денег, а по сути скопления мельчайших нанороботов.

Endless Space
Endless Space

История вселенной Endless очень фрагментарна и сплетается из мифов, преданий и слухов. Практически единственным, но не самым надёжным источником сведений о лоре игры служат внутриигровые тексты: описания уникальных планет, биографии героев.

Как и в соседях по жанру, в Endless Space игрок начинает с одной столичной системы, с которой он начинает колонизацию галактики. Карта последней представляет собой граф, узлы которого и есть звёзды, с привязанными к ним планетами. То есть тут, как и в самой первой Galactic Civilizations, планеты "привязаны" к звёздам. Корабли же тут курсируют не по открытому космосу, а по рёбрам графа: это своеобразные пространственные каналы.

Звёздные системы и их планеты и луны служат для производства основных ресурсов: еды (для роста населения систем), промышленности (для производства кораблей и улучшений систем), пыли и науки (для изучения технологий). Для лучшего управления системой можно нанимать героев и ставить их управлять планетами в качестве губернаторов. Есть у героев и другое назначение — быть адмиралами военных флотов.

Важной отличительной чертой игры Endless Space, как и всех будущих игр серии, являются разнообразные расы. Все они имеют существенные различия, которые влияют на стиль игры и способ достижения победы. Кстати, способов победы, как и положено для 4X, несколько.

Наконец, нельзя не сказать про космические сражения в Endless Space. При встрече двух враждующих флотилий загружается отдельный экран боя. Обставлено всё эпично: это вам не какой-то пошаговый бой: флотилии сражаются сами, а игрок смотрит на это как на качественный мультик. Бой состоит из нескольких фаз, для каждой из которых игроки заранее выбирают карточки тактики. Взаимодействие тактик игроков напоминает игру «камень-ножницы-бумага».

Endless Space 2
Endless Space 2

Первая Endless Space не стала сильно успешной игрой, но проблемы были исправлены в продолжении: во многом это заслуга другой 4X-стратегии этой же серии: Endless Legend. Её удачные наработки перекочевали в космическое продолжение. Среди нововведений двушки — политическая система с партиями и выборами; механика торговых путей. Из Endless Legend пришла система квестов: теперь у каждой расы, как и в «Легенде», есть сюжетная линия.

Stellaris (2016)

Всем известная студия Paradox Interactive, от лица которой вышло немало проработанных глобальных стратегий практически по всем историческим периодам, не могла остаться в стороне от хайпа вокруг космических 4X. В 2016 году она выпустила новую глобальную стратегию Stellaris. Как и все игры "параходов", известные для многих как excel-таблицы, Stellaris — это песочница государственного управления.

Чтобы понять, в чём особенность Stellaris на фоне других игр студии Paradox, стоит рассказать немного о них. Crusader Kings, Europa Universalis, Hearts of Iron, Victoria, Imperator: Rome — каждая из игр этих серий подробно раскрывает некоторый период реальной мировой истории. Подробность отображения мировой истории не может не вызывать уважения, но это же стало причиной, почему парадоксовские игры не считаются 4X. Вы, конечно, можете каждый раз играть за Англию викторианской эпохи по-новому. Но всегда можно спланировать игру заранее, ведь ситуация на карте на старте игры всегда будет одинаковой.

Stellaris — совсем другое дело. От своих парадоксовских предшественников игра унаследовала реальное время с функцией активной паузы (4X без пошаговости, уже стоит к ознакомлению), но в космосе пока ещё не было реальной истории, так что с рандомной генерацией галактики тут разгулялись по полной.

Stellaris
Stellaris

Если в какой-нибудь Endless Space игроку даются на выбор заранее заготовленные расы, каждая со своим характером, историей и уникальным стилем, то в Stellaris такого нет: здесь у нас целый конструктор. Настройке поддаётся практически всё. Конечно, набор базовых рас есть: воинственное человеческое содружество, высокотехнологичные Йондарим, либеральные Объединённые Нации Земли, насекомоподобные рабовладельцы икс-идары. Но, видя перед собой редактор, понимаешь: базовые расы — лишь демонстрация возможностей Stellaris.

В Stellaris важно всё: политика, дипломатия, экономика, космические экспедиции, научные изыскания, масштабные сражения с участием сотен кораблей, борьба с титаническими левиафанами и много чего ещё. Управление галактической империей в реальном времени — то ещё сложное дело. Даже с возможностью включения активной паузы, это гораздо сложнее, чем в пошаговых 4X-аналогах. Поэтому управление секторами можно поручить искусственному интеллекту. Чтобы его поведение как-то соответствовало нашим планам, ИИ-управляющему можно выбрать характер.

Stellaris
Stellaris

Одним словом, если после многих пошаговых 4X-стратегий вы захотите окунуться во что-то по-настоящему титаническое, да настолько сложное, что понадобится помощь ИИ-управляющего в реальном времени — обратите внимание на космическое творение парадоксов.

Внезапно приглашённая звезда

Ведя рассказ о 4X-стратегиях в космосе, мне пришла в голову одна мысль: споры. Споры? Какие ещё споры? А вот такие: Spore. Если после этого слова вы хотите вызвать мне санитаров, то поспешу вас остановить: финальный этап Spore действительно очень напоминает космическую 4X-стратегию, да ещё и очень оригинальную. Конечно, по глубине и сложности творение Уилла Райта и рядом не стояло с серьёзными четырьмя иксами, но оно является хорошей на них пародией!

Галактика в Spore: она не генерируется случайно. Но она настолько огромна, что вряд ли игрок за всю свою геймерскую карьеру умудрится стартовать два раза в одном и том же месте
Галактика в Spore: она не генерируется случайно. Но она настолько огромна, что вряд ли игрок за всю свою геймерскую карьеру умудрится стартовать два раза в одном и том же месте

Если кто вдруг позабыл, что такое Spore, то я напомню: это натуральный «симулятор всего». Игрок должен создать свой собственный животный вид и провести его через пять этапов эволюции: сперва биологической, а затем технологической и социальной. Первый этап — двумерная аркада, под управлением игрока всего лишь одна клетка. Второй этап — уже практически RPG, посвящённое развитию отдельного организма царства животных. Третий этап — RTS про управлением племенем. На четвёртом этапе племя становится технологичной цивилизацией, и это снова RTS, но помасштабнее.

Империя игрока и её союзники. Домиком обозначена родная звёздная система
Империя игрока и её союзники. Домиком обозначена родная звёздная система

При чём же тут космические 4X? Всё дело в пятом этапе. Цивилизация, захватив всю планету, отправляет космический корабль колонизировать космос. Игрок управляет этим космическим кораблём: да, всего одним кораблём, но фактически он контролирует все процессы колонизации, ведёт дипломатию с инопланетными расами, воюет с ними, в общем-то делает почти всё, что обычно встречается в 4X. Всё в реальном времени, но упрощённо по сравнению с настоящими глобальными стратегиями. Как я и говорил: пародия. Но очень хорошая, классная, качественная, яркая.

Что дальше?

В следующих статьях из цикла о жанре 4X я расскажу больше о фентезийных и научно-фантастических 4X, а также о необычных представителях жанра. Предыдущие части:

Часть первая <> Часть вторая