Миллионы людей по всему миру увлекаются корейским контентом. K-pop, K-drama, K-beauty… и, конечно же, манхвой. Эти яркие, динамичные комиксы стали неотъемлемой частью корейской волны ("халлю" 한류), захлестнувшей мир. От романтических историй и боевиков до социальных проблем, манхва охватывает довольно широкий спектр тем и формирует взгляды поколений. Однако у такого глобального тренда есть своя богатая история, уходящая корнями в прошлое Южной Кореи.
Зарождение манхвы
Корейская манхва берет свое начало с 1909 года, когда техники создания сатирических комиксов для западных изданий были принесены в Корею через Японию. Вскоре манхва как новый жанр стала достаточно популярной среди потребителей, покупавших газеты. После этого рынок манхвы разделился на две категории: сатирическую и комическую.
Однако дальнейшему развитию манхвы помешала японская оккупация Корейского полуострова (1910-1945). В тот период японское правительство запрещало использование корейского языка, пыталось искоренить национальную идентичность, препятствовало развитию корейских СМИ.
После освобождения Кореи от Японии в 1945 году корейская индустрия манхвы начала переживать настоящий бум, поскольку в то время развлечений было немного, а политические ограничения были сняты. Ряд газет и издательств начали выпускать манхву различных жанров и стилей, чтобы удовлетворить потребительский спрос.
Развитие манхвы в военный и послевоенный период
Во время Корейской войны (1950-1953) манхва начала использоваться в пропагандистских целях, утратив при этом свою тесную связь с журналистикой и сатирой. Несмотря на это, во время войны начали появляться отдельные пункты проката манхвы, где потребители могли читать неограниченное количество книг за фиксированную почасовую небольшую оплату. Хоть у такой системы были и свои преимущества, качество манхвы страдало из-за низких цен и плохого качества бумаги, поэтому художники создавали целые ассоциации для повышения качества своей работы.
В послевоенный период популярность манхвы продолжала расти, а вместе с этим начали появляться все новые жанры и тематики манхвы. Например, появились романтические истории, ориентированные на молодых женщин, которые назывались сунджон (순정만화).
Также начали появляться и набирать популярность махвабаны (만화방) - такие кафе и магазины, где читатели за определенную плату могли наслаждаться чтением манхвы.
Однако в ответ на растущую публикацию манхв, и социальные и политические изменения в Южной Корее правительство начало применять законы о цензуре, и к середине 1960-х годов создало монополию на распространение манхвы, которая еще больше подвергала их цензуре.
Дальнейшая эволюция манхвы
В 70-е года манхва также продолжала подвергаться сильной цензуре, поэтому доступные читателям произведения преимущественно ограничивались жанрами приключенческого, развлекательного и исторического характера и не отражали политические и исторические процессы в стране. Однако после убийства президента Пак Чон Хи в 1979 году появилась возможность для развития индустрии манхв. Стало появляться больше манхв, которые выпускались большими сериями, а не в форме отдельных буклетов, однако цензура все равно сохранялась.
В 90-е годы Южная Корея вступила на путь демократизации. Корейское общество стало более свободно выражать свои мысли и идеи, которые подвергались цензуре все это время. Все большую популярность набирали такие жанры, как романтика, фантастика, приключения, спорт, обучающие манхвы, а также манхва для взрослой аудитории.
Современная манхва
В 20-х годах развитие интернета и цифровых технологий привело к активному появлению цифровых манхв, то есть вебтунов. В результате индустрия манхвы разделилась на две отдельные части: вебтуны как онлайн-контент и традиционные формы в виде печатных материалов. Вместе с этим появились такие интернет порталы, как Daum и Naver, которые смогли ещё больше упростить доступ к такому онлайн-контенту.
Цифровая форма манхвы стала более доступной для зарубежных потребителей, чем печатные издания, поэтому вебтуны быстро начали набирать популярность зарубежом. Успех современной корейской манхвы объясняется и освещением актуальных и острых социальных проблем. Авторы поднимают вопросы, волнующие современное общество: бедность, буллинг, безработица и домашнее насилие, поэтому многие же вебтуны являются исходным материалом для корейских дорам и фильмов. Например, всеми любимые дорамы "Истинная красота", "Итэвон Класс", "Слабый герой" были сняты как раз по одноименным вебтунам.
Вывод
Проанализировав сложную историю развития корейской манхвы, можно наблюдать её эволюционный путь от возникновения до пика популярности, последующего упадка и последующего успешного восстановления, успешно приспосабливаясь к переменам в обществе и технологиях. Манхва – это не просто комиксы, это целый мир, полный самых разнообразных жанров и стилей. От романтики и комедии до фэнтези, триллеров и острых социальных тем, каждый найдет что-то по душе, поэтому манхва продолжает оставаться одним из самых ярких и значимых явлений в корейской культуре.
Автор – Никитина Наталья
Редактура – Брокер Анастасия, волонтёр-лидер АНО "МДКМ"