Изящество в Волосах: Шпильки Эпохи Цинь
Если корона – символ высшей власти, то шпильки для волос демонстрируют изысканность и тонкий вкус китайских императриц и наложниц. Их история уходит корнями в глубокую древность, о чем свидетельствуют работы основателя китайской живописи Гу Кайчжи, изображавшего женщин с этими аксессуарами.
Культура шпилек просуществовала в Китае не одно тысячелетие. Существует легенда, что шпильки появились благодаря богине Судьбы и Запада Си Ванму, спустившейся с небес ко двору мудрого императора У-ди (156–87 гг. до н.э.). Прическа небожительницы произвела на монарха такое сильное впечатление, что он велел придворным дамам укладывать волосы в такой же манере. Для этого и были изготовлены первые земные шпильки.
Однако исторически китайские шпильки (цзань) оказались старше У-ди: сделанные из кости, дерева и камня украшения обнаруживают на раскопках неолитических культур. Например, в памятниках культуры Цышань (ок. 5400-5100 до н. э.) находят предметы, похожие на шпильки, а в памятниках культуры Цзянлин (VII–III вв. до н. э.) — уже настоящие шпильки.
В Китае издавна шпильки были и женской, и мужской принадлежностью, более того, принадлежностью статусной.
Шпильки при династии Чжоу
Еще при династии Чжоу (1045–221 год до н. э.) появился особый обряд, просуществовавший до начала ХХ века. Для достигающих совершеннолетия девушек и юношей проводили особые раздельные ритуалы, когда волосы впервые скреплялись шпильками. После этого девушка считалась готовой вступить в брак, к ней можно было посылать сватов, а юноша становился настоящим мужчиной.
Наряды при династии Цинь
Маньчжуры установили династию Цинь (1644-1911) в соответствии с китайской династической традицией, но сохранили свои культурные традиции, например, в одежде. Цельный длинный маньчжурский халат заменил традиционные блузки и юбки. Причина, вероятнее всего, кроется в полукочевом образе жизни маньчжуров. Одежда маньчжуров повлияла на китайский стиль одежды.
Как для мужчин, так и для женщин, длинный халат был дресс-кодом.
Маньчжурские женщины укладывали свои волосы особым образом, с орнаментальной рамкой, крепящейся к верхней части головы. Вместо того чтобы связывать свои волосы в пучок, как делали китаянки, маньчжурские женщины обматывали свои волосы вокруг деревянного, металлического или слоновой кости филе (так называемый «бянь фан»), протягивали на другую сторону головы и закрепляли.
Прическа дополнялась декоративными цветами, прикрепленными к передней части головы. Шелковые кисти свисали по обе стороны, сочетаясь с узором на обуви. Это называлось «волосы баннер» или «Лян Ба Ту (две горсти волос)», так как пробор делался посередине и каждая часть волос переносилась на свою сторону филе.
Во время династии Цин прическа стала более высокой и веерообразной, как плоская корона. Вместо того чтобы обматывать волосами, рамку покрывали шелком или бархатом, и декор был более изощренным.
Причёска придворных женщин была украшена цветами из нефрита, жемчуга, кораллов и драгоценных камней. Обычные женщины инкрустировали металлом и бархатными цветами: пионами, хризантемами и цветами сливы.
Декоративные шпильки прикреплялись к передней части прически, подчеркивая красоту и богатство. Шпильки из нефрита и драгоценных камней предпочитали богатые дамы, в то время как простолюдинки использовали заколки для волос из серебра и кости.
С последней шпилькой маньчжурская женщина завершала свой наряд: вышитый длинный халат, обувь с платформой в форме горшка и традиционная шапочка-прическа. Высокая и красивая, она ходила, чуть размахивая руками, а кисти головного убора раскачивались в воздухе, в то время как ходьба в туфлях на платформе сопровождалась ритмичным цоканьем — явление красоты, грации и величия.
Коллекция Запретного города поражает разнообразием шпилек эпохи Цин. Здесь можно увидеть настоящие миниатюрные скульптуры: шпильку из белого нефрита и драгоценных камней, напоминающую кинжал, с изображением рыб среди лотосов, или изящную медную шпильку с наконечником в виде нераспустившегося бутона турмалина и жемчужными тычинками.
Наконечники шпилек были настоящим полем для фантазии – бусины, камни, но особенно популярны были пышные цветы. Легенда гласит, что моду на них ввела наложница императора Сюань-цзуна, скрывавшая шрам на виске под крупной шпилькой с пионом.
Законодательницей мод в этом вопросе была и могущественная императрица Цыси (XIX век). Ее утренний туалет включал тщательный выбор шпильки из десятков тысяч экземпляров, подходящей к случаю и настроению. Привередливость императрицы заставляла придворных дам часами искать идеальный аксессуар среди любимых нефритовых или иных драгоценных вариантов.
Екатерина Серёжина