Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Формула-1": Какие реальные трагедии легли в основу фильма с Брэдом Питтом

В минувшие выходные фильм Джозефа Косински "Формула-1" преодолел важный психологический рубеж – лента собрала 300 миллионов долларов в мировом прокате и вошла в десятку самых кассовых картин 2025 года. Это повод не просто посмотреть гоночный триллер на большом экране (в России его можно найти на некоторых площадках), но и оценить насколько реалистична история, рассказанная авторами. Хочу сразу признаться, что не очень глубоко погружен в современные гонки, но в эпоху Шумахера, Хаккинена, Вильнева, Ирвайна, Барикелло и прочих динозавров я следил за Кубком довольно пристально. Создатели "Формулы", как мне кажется, в большей степени опирались как раз на те времена, когда обгоны на трассе были заурядным делом, а вылеты могли закончиться действительно большой трагедией. Вот это и хочу с вами обсудить.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Полагаю, не станет страшным спойлером напоминание о сюжетном каркасе картины. Повествование фильма "Формула-1" разворачивается вокруг гонщика Сонни Хейса, чьи звездные времена давно прошли. Терпящий бедствие владелец гоночной команды, а по совместительству бывший партнер по болидам, приглашает Сонни в свой коллектив, чтобы тот подтянул новичка Джоша Пирса, но Хейс не умеет быть вторым номером, поэтому берется за работу с максимальной самоотдачей даже там, где в успех не верит никто. Ленту Косински отличает реалистичность не только на трассах, но и внутри командных боксов – помимо состязаний в скорости гонщики должны отрабатывать рекламные контракты, поддерживать отношения с механиками, грамотно распределять силы по сезону.

-3

И именно реалистичность становится важной частью восприятия фильма. С одной стороны, великолепно снятые с точки зрения пилота заезды вызывают настоящее восхищение – зритель буквально чувствует себя сидящим за баранкой этой четырехколесной пули. С другой – драматургическая интрига ленты в реальной Formula One невозможна. Ни одна настоящая гоночная команда сегодня не стала бы подписывать даже краткосрочный контракт с пилотом, долгое время находившемся за бортом соревнований. Именно поэтому стоит сразу отметить – персонаж Брэда Питта не основан на каком-то конкретном человеке. Но определенные черты настоящих гонщиков этот герой все-таки получил.

-4

Из флешбеков картины мы можем узнать, что взлет его карьеры в самой престижной гоночной серии случился в 1990-х, однако страшная авария не позволила вундеркинду достичь вершин. Из-за травмы спины Сонни вынужден был сменить прописку, но продолжил искать способы удовлетворить свою жажду скорости в других соревнованиях. В результате, талант он вроде бы не утратил, но навыки подрастерял, да и технологии ушли вперед. Конечно, в реальности гонщик, три десятка лет не сидевший в кокпите болида, вряд ли смог бы вернуть форму даже за целый сезон – поэтому подобные истории в реальной Formula One никогда и не фиксировались. Однако в судьбе Сонни Хейса есть некоторый привкус карьеры британского гонщика Мартина Доннелли.

-5

Доннелли стал тем самым сбитым на взлете вундеркиндом. Его карьера в гоночных сериях началась в 1983-м, когда он стал дебютантом на трассе соревнований British Formula Three в команде Эдди Джордана. Уже в 1987-м 23-летний Мартин стал третьим в сезонных соревнованиях "Формулы-3", а в 1989-м впервые выехал на стартовую решетку одного из Гран-При Formula One на болиде в цветах команды "Arrows". Следующий сезон прервался для него при весьма драматических обстоятельствах – 28 сентября 1990 года во время тренировочного заезда перед Гран-При Испании у "Лотуса" Доннелли заклинило подвеску на скорости 170 километров в час. Машина ударилась в отбойник и разломилась пополам, из-за чего пилота вместе с сиденьем выбросило на трассу, где Мартин получил множественные переломы.

-6

Кадры с пилотом, лежащим на асфальте с неестественно вывернутой ногой, в 1990-м облетели весь мир – они хорошо известны всем поклонникам гонок, служат вечным напоминанием об опасности и... довольно точно воссозданы в фильме Косински. Картина не уточняет, что за травмы получил Сонни Хейс (мы знаем только о больной спине), но зато фанатам хорошо известно, чем обернулась авария для Доннелли. Увы, в отличие от "голливудских фантазий", реальность гораздо более сурова – Мартин Доннелли после многомесячного восстановления принял решение покинуть гонки. В последующие годы он занимался консультациями действующих гонщиков, участвовал в паре выставочных заездов на ретро-автомобилях и был приглашенным судьей нескольких этапов Formula One. Второго шанса, как в кино, ему никто не дал.

-7

Теперь давайте устремим взор на партнера Сонни Хейса по команде APXGP – молодое дарование по имени Джошуа Пирс тоже попадает в аварию на одном из этапов. Она тоже не повторяет дословно какой-то реальный инцидент, но очевидно вдохновлена сразу двумя запоминающимися катастрофами. Наиболее узнаваемой аналогией является авария Ромена Грожана на Гран-При Бахрейна в 2020 году – тогда пилот команды Haas на первом же круге гонки после контакта с болидом россиянина Даниила Квята отправился в ограждение на скорости свыше 200 км/ч. От удара машина сильно деформировалась, в ней лопнул бак, а топливо вспыхнуло. Почти 30 секунд гонщик не мог выбраться из покореженного кокпита, из-за чего получил многочисленные ожоги рук и ног. Восстановиться Грожан смог, но в Formula One не вернулся – продолжил гоняться в серии IndyCar.

-8

Ну, и конечно, мы не можем не вспомнить еще одну схожую аварию – печально знаменитое возгорание Ferrari Ники Лауды на германском Нюрбургринге в 1976 году. Болид австрийца вылетел на обочину, разбился об ограждение, а после этого еще и попал под лобовой удар мчащегося следом Брета Ланджера. Лауда оказался зажат в горящей машине, с его головы слетел шлем, коллеги и стюарды не могли подобраться и помочь чемпиону предыдущего сезона. В результате Ники впал в кому, а врачи не торопились с обнадеживающими новостями, но гонщик выжил, пошел на поправку, восстановился и даже вернулся за штурвал спустя всего шесть недель после аварии. О кошмарной аварии напоминали лишь шрамы на лице и фирменная красная кепка, по которой Лауду можно было легко узнать в любой толпе. Эта история хорошо рассказана в фильме "Гонка" Рона Ховарда.

-9

Для чего авторы "Формулы-1" добавили в сюжет отсылки к этим трагическим дорожным происшествиям, а я вам напоминаю о них в стольких подробностях? Всё очень просто – в кино аварии формируют характеры героев. Травма Сонни сделала его тем стальным бойцом, который наслаждается мгновениями полета. Ожоги Джошуа меняют его мировоззрение и еще крепче сплачивают команду. Formula One – это крайне опасно, и хотя сотни людей постоянно заняты тем, чтобы сделать трассы Гран-При менее жестокими к гонщикам, автомобильный спорт остается соревнованием настоящих рыцарей дорог. Экранные аварии – это важное напоминание о том, насколько высоки ставки в каждой гонке, на каждой прямой, в каждом нажатии на педаль газа.

-10

Делитесь в комментариях своими впечатлениями от фильма "Формула-1". Поверили ли вы в сюжет? Переживали ли за героя Брэда Питта? Как относитесь к тактике, которой Сонни Хейс добивался побед для своей команды? Ожидаю ваших реакций – они помогут мне понять, стоит ли возвращаться к этой картине еще или пора перейти к другим темам. А мне совершенно точно есть что вам рассказать по самым разным поводам. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не играйте со скоростью, и...

Киновед в штатском | Дзен
-11

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: