Найти в Дзене

Скрытые загадки «Места встречи…»

В своих публикациях на канале не раз обращался к фильму «Место встречи изменить нельзя», дающему немало тем для обсуждения. Пересматривая в очередной раз культовый говорухинский киносериал, неожиданно для себя разглядел в нём некую странность, на которую прежде не обращал внимания. Речь идёт о расследовании убийства Ларисы Груздевой. Казалось бы, все обстоятельства указывают на безоговорочного исполнителя- Фокса. И вот тут возникает вопрос: а какие, собственно, имелись основания для снятия подозрений с интеллигента Груздева в этот момент? Ведь если разобраться, то в камере он оказался отнюдь не случайно - против него действительно много улик. Давайте порассуждаем с точки зрения развития ситуации и элементарной логики. Даже не ментовской. Достоверно известно только то, что Фокс был в квартире Груздевых под видом слесаря. Даже если отталкиваться от того, что именно он подбросил пистолет, - а что это доказывает? Быть может, таким образом хотел «кореша» Груздева (не исключаем такую вер

В своих публикациях на канале не раз обращался к фильму «Место встречи изменить нельзя», дающему немало тем для обсуждения.

Пересматривая в очередной раз культовый говорухинский киносериал, неожиданно для себя разглядел в нём некую странность, на которую прежде не обращал внимания. Речь идёт о расследовании убийства Ларисы Груздевой.

В этом убийстве осталось много загадок. Фотокадр из открытых источников.
В этом убийстве осталось много загадок. Фотокадр из открытых источников.

Казалось бы, все обстоятельства указывают на безоговорочного исполнителя- Фокса. И вот тут возникает вопрос: а какие, собственно, имелись основания для снятия подозрений с интеллигента Груздева в этот момент? Ведь если разобраться, то в камере он оказался отнюдь не случайно - против него действительно много улик. Давайте порассуждаем с точки зрения развития ситуации и элементарной логики. Даже не ментовской.

Достоверно известно только то, что Фокс был в квартире Груздевых под видом слесаря. Даже если отталкиваться от того, что именно он подбросил пистолет, - а что это доказывает? Быть может, таким образом хотел «кореша» Груздева (не исключаем такую версию) подставить, дабы самому пойти лишь соучастником.

Обнаруженные на месте преступления пальчики Фокса - тоже неубедительный аргумент, поскольку тот изначально не отрицает своё знакомство с Ларисой Груздевой, с которой пил вино из этой самой бутылки.

"Я пил с Ларисой вино на Пасху..." Фотокадр из открытых источников.
"Я пил с Ларисой вино на Пасху..." Фотокадр из открытых источников.

Вот и получается, что рановато на Фокса вешать всех собак: ему пока можно предъявить только сопротивление при задержании и выброшенную в окно официантку. Расстрел засады в Марьиной Роще ещё надо доказать, хотя бы провести его опознание Соловьёвым и Веркой-модисткой. Из этого же ряда ограбление склада, где с ним нос к носу столкнулся Шарапов: «Да я просто мимо шёл, начальник!». Так что, само по себе задержание Фокса (и даже его первое опознание) ничего расследованию не добавило - с ним ещё работать и работать.

И на этот момент основным подозреваемым остаётся Груздев, в оправдание которого говорят лишь собранные Шараповым малоубедительные факты, несколько подмывающие показания свидетелей.

Думаю, что здесь свою роль вполне могли сыграть устоявшиеся оперские стереотипы: образ подозреваемого в убийстве своей жены такого положительного интеллигента Груздева, вызывающего у большинства телезрителей (и даже у того же Шарапова) явную симпатию, никак не вписывается в общераспространённый типаж кровавого злодея. Убедительно показанные им растерянность и страх (особенно, когда будучи уверенным, что его расстреляют, тот почти в слезах просит Шарапова найти настоящего убийцу и хотя бы спасти его честное имя) вполне могут быть постановочными, призванными направить сыскарей по ложному следу.

"Значится, я так понимаю, гражданин, что правды мы писать не захотели... ". Фотокадр из открытых источников.
"Значится, я так понимаю, гражданин, что правды мы писать не захотели... ". Фотокадр из открытых источников.

Так мог ли именно Груздев быть истинным убийцей? И что говорит в пользу подобной версии?

Начнём с того, что не задержать Груздева при сложившемся раскладе вряд ли кто из МУРовцев и прокурорских рискнул бы - по тем временам могли сами на его место в камеру сесть.

Во-первых, у того был мотив для совершения преступления: убитая Лариса не давала согласия на раздел жилплощади и имущества, тянула с разводом, скорее всего, имели место личные неприязненные отношения. К тому же, убитая перед смертью застраховала свою жизнь. И хоть в романе прямо не сказано - кто является выгодоприобретателем, но судя по тому, что даже Груздев признал это обстоятельство серьёзным доказательством против него, по всей видимости, ему эти деньги и причитались. Ещё в пользу версии о виновности Груздева может свидетельствовать тот факт, что у погибшей появился ухажёр, и это могло стать дополнительным мотивом для убийства - ведь некоторые ревнуют и своих бывших или разводящихся с ними супругов, даже если сами были инициаторам расставания.

А какой был у Фокса мотив для убийства? О нём в фильме ни слова (типа просто подразумевается): застрелил Ларису, чтобы украсть котиковую шубку, браслет со змейкой и 30 000 рублей (не такая уж огромная сумма по тем временам!). То есть, матёрый преступник в квартире в центре Москвы стреляет в женщину, рискуя спалиться на каждом этапе, а потом ещё переодевается в водопроводчика и подкидывает пистолет в квартиру Груздева. Если отталкиваться от Станиславского, то - не верю!

Во-вторых, у Груздева была возможность совершить преступление: он имел доступ в квартиру, погибшая ему доверяла, не боялась пустить в квартиру и повернуться к нему спиной.

В-третьих, у него имелось орудие для совершения преступления - тот самый пистолет «байярд» (кстати, в фильме его роль почему-то исполнял немецкий «вальтер»), обнаруженный по месту проживания Груздева, что уже само по себе являлось основанием для задержания подозреваемого.

Тот самый "байярд". Фотокадр из открытых источников.
Тот самый "байярд". Фотокадр из открытых источников.

В-четвёртых, был свидетель, который видел Груздева в примерное время убийства на месте преступления, и имелись доказательства его присутствия там. Хотя сам он и утверждал, что был там в другое время. Шарапов установил, что свидетель мог ошибаться во времени, но даже если так, то отсутствие у Груздева железного алиби на время убийства и найденное в его доме орудие убийства перевесят всё, даже показания Верки-модистки (что найденные в её доме вещи Ларисы Груздевой оставил некто Фокс).

И даже нелогичное использование Груздевым для убийства нестандартного патрона вместо фирменного (а зачем?) имеет своё обоснование. Пистолет «байярд» образца 1908 года выпускался в трёх модификациях - под патрон 7,65х17, 9х17 и 6,35х15. Так вот, 9х17 в СССР не производился, а два остальных варианта выпускались для пистолетов советских систем (ТК и пистолет Прилуцкого) и иностранного оружия. Поэтому нет ничего странного, что убийца зарядил бельгийский пистолет советским патроном (тот имел усиленный пороховой заряд), предпочтя безотказности мощность. Но ведь ничто не мешало самому Груздеву проделать всю эту нелепую «слесарщину» с патроном- как раз с той целью, чтобы потом сражать Шарапова логикой железных доводов типа «зачем мне заряжать пистолет нестандартным патроном, когда у меня под рукой коробка фирменных»...

"Надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать где попало!". Фотокадр из открытых источников.
"Надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать где попало!". Фотокадр из открытых источников.

Бросается в глаза, как на допросах опытный психолог Груздев, сходу подметив, что Шарапов явно ему симпатизирует, постоянно «водит» неопытного оперативника, подкидывая ему версии и подсказывая выгодный для него ход расследования.

В итоге тот точно следует рассчитанному плану Груздева: едет в Лосинку, где любовница Груздева Желтовская (сообщница?) рассказала про ошивавшегося у них в день убийства странного водопроводчика с приметами Фокса (приметы, кстати, могли быть известны Груздеву и Желтовской заранее); мчится на радио, где выясняет время трансляции футбольного матча и про то, что его передавали в записи в другое время. Тем самым разваливает свидетельские показания соседа против Груздева.

Из двух главных киногероев Груздев предпочёл Шарапова. Почему? Фотокадр из открытых источников.
Из двух главных киногероев Груздев предпочёл Шарапова. Почему? Фотокадр из открытых источников.

Аргументы в защиту Фокса.

Сам Фокс в убийстве Ларисы не признаётся. По сути, единственный достоверно установленный факт в фильме, изобличающий Фокса как преступника - его участие в ограблениях и других убийствах в составе банды «Чёрная кошка».

Что касается вещей Ларисы, оказавшихся у Фокса, так они могли попасть к нему разными путями - он мог их у неё украсть (без необходимости убийства), она могла сама передать их ему на сохранение или продажу (как явствует из её переписки с подругой, они собирались переезжать в Крым).

Способ убрать Ларису можно было бы найти куда проще, и для этого не надо было проделывать замысловатую комбинацию с кражей пистолета. Который (если не точно цитировать слова Жеглова) стоит множества других улик. По версии следствия всё это ради того, чтобы подставить Груздева. А не находите, что слишком уж сложная комбинация для рискового типа Фокса?

Так кто всё-таки из них истинный убийца? Фотокадр из открытых источников.
Так кто всё-таки из них истинный убийца? Фотокадр из открытых источников.

Никогда не задумывался, что можно трактовать некоторые эпизоды фильма с другой точки зрения. Оказывается, можно взглянуть и под таким углом...

Мои последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!