В канун профессионального праздника наших дорожных полицейских решил озвучить «взгляд изнутри» и посмотреть на ситуацию в гаишной среде глазами одного из представителей этой славной когорты, опытного и почти седого...
Пожалуй, никто из гаишников (бывших и действующих) не забудет тот день, когда он впервые взял в руки полосатый жезл. Оказывается, тот обладает реальной властью - это начинаешь ощущать буквально сразу: словно по мановению волшебной палочки, перед ним послушно останавливались автомобили из находящейся в постоянном движении живой ленты - дорогие и дешёвые, самых разных цветов и форм, а их враз напрягшиеся владельцы виновато-заискивающе улыбались инспектору ДПС. В надежде на милость. И эта лента никогда не кончалась...
Знаю много своих бывших коллег, которым в гаишной профессии нравится именно это - держать в руках реальную власть или (на худой конец) быть к ней причастным.
Гаишник - это прежде всего психолог. Скажи мне, какой ты психолог, и я скажу, хороший ли ты сотрудник. А чтобы стать «зубастым» специалистом, нужно свои зубы где-то наточить. Вот ответьте на вопрос: что хуже - хамство водителей или их излишняя дотошность? Уверен, что большинство сотрудников будут единодушны: нет никого хуже зануды за рулём, качающего права. Особенно, если тот ещё и неадекват, считающий, что он знает дорожные «правила поведения» лучше тебя. Гораздо проще оформлять буйных, пьяных, находящихся под наркотой...
Какой первый вопрос мы слышим сегодня из водительских уст при остановке автомобиля? Правильно! «Какая причина остановки?». Эта фраза как будто изначально ставит под сомнения действия инспектора ДПС. А ведь ещё лет десять назад так никто никогда не говорил! Казалось бы, если сотрудник полиции решил проверить подозрительный автомобиль, стало быть, на это у него имеются основания и должно быть полное право на таковые действия. И он не должен ничего никому объяснять! Но теперь это, увы, приходится делать…
Или взять водительское хамство, когда пьяный за рулём начинает поливать сотрудников отборным матом. Почему-то такая ситуация редко из административки перетекает в уголовное дело! Ибо у прокуратуры на всё имеется своё видение: мол, задержанный «не обращался к вам адресно-лично, а выражал обобщённое мнение».
Сегодня такое время, когда сотрудникам ДПС часто приходится выполнять не только основные свои функции, но и общеполицейские. Например, заниматься оперативно-разыскной работой. Собственно, так было и в милиции, но происходило не столь часто. И что получается на выходе? Приезжает экипаж по ориентировке в гаражный кооператив, проводит задержание подозреваемого, а тот, видя машину ДПС, орёт: «Вы же не полиция! По какому праву меня задерживаете?». Даже нагрудный знак, подтверждающий принадлежность к этой самой полиции, не убеждает того.
А ещё сегодня всё снимается на видеорегистратор, на каждом столбе установлены камеры видеонаблюдения, и гаишники теперь абсолютно открыты и публичны. И благодаря этим важнейшим источникам доказательств защищены от водительского хамства и необоснованных обвинений. К тому же, теперь при передаче водителем инспектору ДПС документов исключена коррупционная составляющая (когда в водительском удостоверении «случайно» оказывались денежные купюры). Остаётся лишь удивляться: почему руководство МВД столь долго шло к этому шагу?
Если в 1990-ые многие шли на службу в ГАИ для личного обогащения, доводя свою невысокую зарплату (которую порой месяцами ждали) до приемлемых размеров, то сегодня заниматься поборами на дорогах стало слишком рискованно.
А вот случаев привлечения к уголовной ответственности водителей, пытающихся всучить деньги инспекторам ДПС, заметно прибавилось. Последние охотно фиксируют эти факты и с потрохами сдают горе-водителей в ОМВД. Такие дела - всегда большой плюс для любого гаишника: они работают на его авторитет в коллективе и повышают личный служебный статус в глазах высшего начальства.
Но вот по федеральным дорогам в южном направлении случаются перегибы на местах. Особенно летом, когда границы закрыты и народ ломанулся к морю. Чем больше поток, тем меньше контроля. Мои знакомые каждый год ездят в Сочи на машине. Говорят, мы всегда берем с собой 30 000 рублей наличкой на взятки гаишникам - и они всегда оказываются к месту! Причём, те останавливают под любым надуманным предлогом и начинают грамотно прессовать - фактически вымогать деньги. И ведь приходится платить! А что делать, когда едешь далеко и с детьми, а у тебя изымают «права»?
По-прежнему в практике работы инспекторов ДПС встречается так называемая «манипуляция»: это когда вместо положенной тысячи рублей за непристёгнутый ремень инспектор выписывает штраф в 500 рублей. Но встречаются ситуации, когда рука не поднимается строго следовать букве закона. Тут многое зависит от личности и поведения водителя. Наглядный пример: женщина за рулём, на заднем сиденье - два маленьких ребёнка и ни одного автокресла! Получается, надо выписывать немалый штраф за каждое отсутствующее кресло. Дама рыдает: мол, мужа нет, едва сводит концы с концами. Вот что делать в такой ситуации? Не оштрафовать нельзя, ибо она будет продолжать так же ездить ещё очень долго. Приходится идти на должностное нарушение и выписывать штраф за одно кресло. Но идти на такую манипуляцию сегодня согласится не каждый гаишник: служба контроля не дремлет, видеорегистратор фиксирует, да и от банальной подставы никто не застрахован.
Поражает откровенное игнорирование требований БДД водителями, которых повторно задерживают пьяными за рулём. Считаю, что единственной действенной мерой для таких моральных уродов было бы лишение их транспорта в пользу государства. И это может сыграть: если лично себя им не жалко, то вот за машину такие удавятся…
Да и с тонировкой просто беда! У нас почему-то каждый считает себя как минимум рок-звездой. И его никто не должен видеть. Инспектора снимают тонировку, но эти милые водители тут же едут в сервис и ставят всё заново. В тот же день! А у кого на неё нет денег, те зачастую умудряются оборудовать свою «Ладу-Седан-Баклажан» позорными ситцевыми шторками. Они ещё бы подоконник изнутри прибили и герань поставили! Умора!
Вот что ещё удивляет. Многие водители не понимают простой вещи: если объявлен гаишный рейд (о них теперь почему-то принято объявлять народу заранее) - лучше не суйся на дорогу со своими нарушениями. И даже не думай потом как-то оправдываться или пытаться договориться...
Немного о гаишном транспорте. Сейчас сотрудники ДПС дежурят на новых «Шкодах», буквально напичканных средствами контроля и слежения. Хоть и это не всегда помогает при задержании. Обычное дело теперь, когда нарушитель быстро перелезает на заднее сиденье и уверяет, что он - пассажир, а водитель сбежал. Потому при задержании иногда приходится включать видео и на своём смартфоне. Иначе потом ничего не докажешь!
Главная черта, которая должна с лихвой присутствовать у гаишника, - это стрессоустойчивость. Она может быть заложена с детства или приобретена с годами на трассе. Это вовсе не означает безразличие - наоборот: инспектору должно быть как минимум интересно (!) находиться на линии. Он должен хотеть по-настоящему контролировать дорожную ситуацию на своём участке, отвечать за неё. И уметь защитить законопослушных граждан, разбираться в страшных авариях, спасать людей при ДТП, оказывать медицинскую помощь.
Инспектор ДПС за свою службу видит множество трупов: разорванных, обгоревших, раздавленных, с разбросанными конечностями и органами, но самое ужасное - детей. И невольно приходится всё это пропускать через себя и долго жить с этим. Так что, без здорового пофигизма долго в ГИБДД не продержишься.
Гаишник-профессионал обладает особым чутьём на нарушителя. Почти звериным. Он должен знать повадки нарушителей и предугадать, кто из них намерен «заправиться» в ближайшей разливной. Он должен быть внимательным и терпеливым, чтобы суметь вычислить в автопотоке машину именно с нарушителем. И не только лишь за счёт внешних факторов - неработающей фары или судорожного движения «поворотниками», например. Но это приходит лишь с опытом.
Есть в работе гаишников один нюанс, которого больше нет нигде в полиции: они работают на улице в любую погоду! Так что, помните: они всегда рядом с вами! А потому будьте внимательны на дорогах и соблюдайте ПДД!
И с праздником - всех причастных!
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!