Найти в Дзене

"Гардемарины": друзья в кадре и не друзья в жизни

Историческая киноповесть Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!» стала яркой страницей в летописи советского телевидения. Главные герои – трое друзей – были настолько убедительно подобраны, что зрители поверили в искренность их дружбы не только на экране, но и за его пределами. Однако с течением времени реальные обстоятельства внесли свои изменения в их отношения.

В конце 1970-х инженер Нина Соротокина написала для своих детей повесть под названием «Трое из навигацкой школы». На тот момент Светлана Дружинина уже имела опыт работы над историческим кино, и, возможно, именно это побудило автора обратиться к ней.

«Мы впервые встретились в Доме кино, прямо в холле», — вспоминала позже Дружинина. — «Она подошла ко мне, представилась: Соротокина Нина Матвеевна, инженер и преподаватель в техникуме. Из сумки она достала тяжёлую, объёмную папку в красной обложке. Я с трудом донесла её до дома, бросила в угол — и забыла. А потом её нашли мои дети, и содержание книги их буквально захватило».

-2

Сценарий к фильму был написан известным писателем Юрием Нагибиным, после чего начался длительный и непростой процесс подбора актёров. На роль гардемарина Алёши Корсака первоначально был утверждён Юрий Мороз. Он дал согласие, однако впоследствии отказался — в это время он корпел над своей дипломной режиссёрской работой.

Роль друга Корсака, Саши Белова, планировали доверить Олегу Меньшикову, но и он по разным причинам выбыл из проекта. На замену приглашённых актёров пришли новые имена — Дмитрий Харатьян и Сергей Жигунов. Если кандидатура Харатьяна сразу устроила режиссёра, то с Жигуновым возникли сложности: на тот момент его призвали в армию. Светлане Дружининой пришлось потратить немало сил и времени, чтобы добиться его участия в съёмках.

Первоначальный состав - Мукасей, Мороз, Жигунов
Первоначальный состав - Мукасей, Мороз, Жигунов

Третьего гардемарина изначально должен был сыграть сын самой Дружининой. Однако по состоянию здоровья, связанному с зависимостью от запрещённых веществ, он не смог принять участие. Тогда Харатьян и Жигунов порекомендовали своего друга — актёра Владимира Шевелькова. У него за плечами уже были главные роли в кино, но Дружинину он не впечатлил. Тем не менее, поджимали сроки, и в итоге она решила оставить его в составе. Несмотря на это, режиссёр не упускала случая дать понять, что он оказался в проекте не благодаря своим заслугам, а из-за обстоятельств.

-4

На съёмочной площадке молодые актёры быстро нашли общий язык. Между ними моментально возникла химия, которая перешла на экран и сделала их экранную дружбу правдоподобной и искренней. И зрители поверили — они действительно были настоящими друзьями.

«У нас сложилась отличная компания, и мы с огромным удовольствием работали вместе», — вспоминал спустя годы Сергей Жигунов. — «Димка был чуть отстранён, по характеру он более сдержанный. А Вовка, наоборот, был душой коллектива, всё время что-то придумывал, зажигал, участвовал во всех наших приключениях».

-5

Хотя по меркам того времени «Гардемарины» были сняты на удивление качественно — с батальными сценами, костюмами и достоверной атмосферой XVIII века — изначально фильм не произвёл фурора. Возможно, сыграла роль неудачно выбранная дата премьеры: показ по телевидению состоялся 1 января 1988 года, когда большая часть зрителей ещё отдыхала от новогодних застолий и не была настроена на восприятие новой ленты.

Однако время расставило всё по местам. Уже спустя полтора года фильм стал поистине культовым. По официальной статистике, телевизионную сагу посмотрело около 87% жителей Советского Союза — абсолютный рекорд, свидетельствующий о народной любви.

-6

Исполнители главных ролей в «Гардемаринах» вспоминали, что после выхода фильма их карьера не сразу пошла в гору — какое-то время они оставались без работы. Однако в 1989 году всё изменилось: журнал «Советский экран» опубликовал рейтинг самых популярных актёров года, и именно герои культовой саги заняли первые строчки. Дмитрий Харатьян оказался на первом месте, а Сергей Жигунов — на втором.

При этом актёры действительно подружились после съёмок и вместе извлекали максимум из стремительно растущей популярности.

-7

«Мы с Димкой тогда много гастролировали с концертами, — рассказывал Жигунов. — Пели песни, показывали сцены из фильма. Помню, в Набережных Челнах устроили концерт. Нам строго сказали: автографы — только после выступления. Ну мы и решили придерживаться плана».

Но толпа зрителей оказалась слишком нетерпеливой — люди ворвались в зал.

«Я в какой-то момент понял, что вместе со стульями еду по паркету к стенке — просто потоком нас несло. Я успел Харатьяна буквально вытолкнуть в соседнюю комнату, а сам, когда проезжали дверной проём, нырнул под стол, который снаружи был закрыт, как школьная парта. В этот момент всё это “сооружение” врезалось в стену, от стульев только щепки полетели. Как потом всех разгоняли и нас оттуда вытаскивали — честно, уже не помню» - рассказывал Жигунов.
-8

В 90-е годы отечественное кино переживало серьёзный кризис. В условиях общего спада Сергей Жигунов решил сменить амплуа — ушёл в продюсирование, но при этом не терял связи с друзьями по актёрскому цеху. С Дмитрием Харатьяном их дружба продолжалась, и Жигунов не раз звал его сниматься в своих проектах. Харатьян откликался без колебаний. Такое сотрудничество длилось до 1996 года — до момента, который, как позже выяснилось, стал переломным.

По версии самого Жигунова, однажды он оказался в ресторане в компании Владимира Машкова. Поддавшись алкоголю, Жигунов позволил себе шутку на тему личной жизни Харатьяна, скорее всего не слишком уместную. Вечеринка закончилась, но слова быстро дошли до адресата. Говорят, Дмитрий потребовал извинений. Жигунов их принес, но, по его словам, друг не смог простить сказанного — с этого момента их пути окончательно разошлись.

-9

«Я сожалею об этом до сих пор, — признавался Жигунов в интервью. — Хотел бы вернуть время назад, но уже поздно».

Однако спустя некоторое время Дмитрий Харатьян озвучил совершенно иную версию конфликта, которая поставила под сомнение откровения Жигунова. Настоящая причина разрыва, по словам Харатьяна, крылась вовсе не в пьяной реплике, а в другом, более глубоком разочаровании.

-10

В середине 1990-х на экраны вышел новый исторический телесериал — «Королева Марго». Продюсером проекта выступил Сергей Жигунов, которому удалось привлечь к съёмкам целую плеяду звёзд: Михаила Боярского, Александра Домогарова, Николая Караченцова. Среди приглашённых оказался и его давний товарищ — Дмитрий Харатьян.

«Честно говоря, играть ещё одного романтического героя мне уже не хотелось, — вспоминал позже Харатьян. — Этот образ я за свою карьеру уже многократно проработал. Но Жигунов настоял» - рассказывал Дмитрий Харатьян.

Съёмки прошли, но после выхода сериала произошёл инцидент, который поставил точку в многолетней дружбе актёров. Причина разрыва оказалась банальной и, как ни странно, сугубо профессиональной.

"Королева Марго"
"Королева Марго"

Жигунов, как продюсер, принял решение озвучить некоторых персонажей с помощью других актёров. В этот перечень, не по собственной воле, попал и граф де Ла Моль — персонаж, которого сыграл Харатьян. Причем Дмитрия даже не поставили в известность.

Графа в итоге озвучил малоизвестный на тот момент актёр Алексей Иващенко. И хотя подобные ситуации в индустрии не редкость, этот случай стал для Харатьяна личным оскорблением.

В актёрской среде ходили упорные слухи: якобы во время одной из посиделок в ресторане Сергей Жигунов, находясь в нетрезвом состоянии, с нескрываемым удовлетворением делился тем, как "урезал аппетиты" звёзд, заменив их на озвучке начинающими актёрами. Сэкономил он и на Харатьяне.

"Королева Марго"
"Королева Марго"

После того как Дмитрий Харатьян перестал отвечать на звонки и попытки выйти на контакт, Жигунов решил пойти другим путём и лично явился в московский клуб «Кино», совладельцем которого на тот момент был Харатьян. Однако встреча не пошла на пользу ни одному из них.

«Через какое-то время он всё же пришёл, — вспоминал Харатьян. — Вёл себя вызывающе, позволял себе грубости в адрес других гостей. Моё доверие к нему тогда окончательно рухнуло. Хотя я по натуре человек терпеливый, всему есть предел. А я, кстати, был последним из его близких, кого он ещё не потерял».

Со временем это подтвердилось: круг друзей Жигунова в кинематографической среде стремительно сократился. Он приобрёл репутацию человека мелочного и непростого в общении, а за глаза его нередко называли крохобором.

Даже Светлана Дружинина — создательница «Гардемаринов» и человек, во многом давший старт звёздному пути Жигунова, — выразилась крайне резко. Когда в 2020 году её спросили, не планирует ли она пригласить Сергея в продолжение саги о гардемаринах, режиссёр ответила без малейших сомнений:


«Я не знаю Сергея Жигунова. Для меня существует только Саша Белов. А тот человек мне совершенно не интересен».

-13

Что касается третьего гардемарина — Владимира Швелькова, то его судьба после выхода из проекта сложилась неоднозначно. В актёрской среде не раз звучало мнение, что именно участие в «Гардемаринах» стало как вершиной, так и поворотным моментом его карьеры.

«До этой картины я играл самых разных персонажей — от подлецов и наркоманов до романтичных героев, — вспоминал он. — А после выхода “Гардемаринов” мне начали предлагать исключительно образы тихих, правильных, пресных парней. Роль Оленева, при всей её популярности, буквально загнала меня в рамки. Она меня раздавила».

Но, как утверждает сам актёр, не только творческие ограничения оставили у него противоречивые воспоминания.

-14
«Помимо оговорённого гонорара, я на этом фильме не заработал ни рубля, — признавался Швельков. — Ни в одном концерте, ни в одной гастрольной поездке с “гардемаринским” шоу не участвовал. И, знаете, я этим даже горжусь».

Также смотрите: