Комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!» уже несколько десятилетий неизменно вызывает улыбки на лицах зрителей. Эта культовая советская лента, снятая по мотивам знаменитой пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарлея», впервые появилась на экранах 26 декабря 1975 года.
Оригинальная пьеса была представлена публике задолго до выхода фильма — в 1892 году в Лондоне. Постановка произвела фурор: билеты разлетелись на месяцы вперед, что заставило организаторов перенести спектакль в более просторный зал. Однако и там мест быстро не осталось — зрители буквально штурмовали театр, пытаясь попасть внутрь даже через черный вход. Через месяц постановку вновь переместили, уже на третью, еще более вместительную площадку.
Интересный факт: «Тетку Чарлея» экранизировали не только в Советском Союзе и Великобритании. Еще в начале XX века появились немые версии этой истории — их снимали в Италии и США. В оригинале у Томаса тетю звали донна Люсия, а культовая фраза «Здравствуйте, я ваша тетя!» — уже наша национальная адаптация, отсылающая к реплике Фаины Раневской в фильме «Легкая жизнь».
У руководства Госкино отношение к картине было настороженным. Особенно им не понравилась Татьяна Веденеева — чиновники сочли ее героиню недостаточно убедительной на экране и предлагали заменить актрису. А Армену Джигарханяну высказывали претензии за участие в «пошлом», по их мнению, проекте, не понимая, что именно благодаря таким ролям фильм стал бессмертной классикой.
Реплики из полюбившегося фильма сразу вошли в жизнь, а некоторые и вовсе стали крылатыми: «Превосходная страна. Там в лесу столько диких обезьян!», «Я старый солдат и не знаю слов любви!», «Должна же я была его чуточку помучить! Именно так ведут себя порядочные женщины!».
Армен Джигарханян изначально рассчитывал на роль полковника Чеснея. В театре он уже воплощал образ этого старого вояки и, казалось, идеально подходил на роль. Впрочем, в числе претендентов на мундир Чеснея значился и Зиновий Гердт, который тоже страстно желал сыграть этого колоритного персонажа. Гердт тогда служил в театре Образцова, и труппа готовилась к зарубежным гастролям. Актёр буквально молился, чтобы им не выдали разрешение на выезд. Но, вопреки всем надеждам, чиновники разрешили поездку — и шанс уплыл.
Так в финале остались двое — Джигарханян и Михаил Козаков. И тут режиссер Виктор Титов пошёл на творческий риск: предложил Армену Борисовичу попробовать себя в неожиданном амплуа — чиновника-судьи Кригса. Стоило актёру выйти в кадр в полосатом костюме и произнести пару фраз, как стало ясно: образ прилип к нему намертво. Так родился один из самых запоминающихся персонажей советской комедии.
Что касается Татьяны Веденеевой, то её путь после премьеры «Здравствуйте, я ваша тетя!» сложился непросто. Несмотря на успех картины, ей не удалось устроиться в театр — помешало отсутствие московской прописки, а помочь с бюрократическими вопросами никто не захотел. В итоге она прошла кастинг на телевидении и стала тем, кого обожали миллионы советских детей — доброй, улыбчивой тетей Таней в «Спокойной ночи, малыши!».
Для Александра Калягина участие в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» стало настоящим поворотным моментом — и не только в карьере, но и в жизни. На ту роль претендовали такие мэтры, как Олег Табаков, Евгений Леонов и Евгений Матвеев. Но кастинг неожиданно выиграл тогда ещё не слишком известный Калягин — и воспринял это как дар судьбы.
В то время он переживал тяжёлую личную трагедию: ушла из жизни его жена, оставив его одного с маленькой дочерью. В этом горе, в доме, где всё напоминало о потере, спасением стали съёмки. Каждый день он выходил из мрачной тишины своей квартиры и входил в яркий, почти карнавальный мир съёмочной площадки, где превращался в ловкого и обаятельного Бабса. Работа стала его терапией. А после выхода фильма на экраны Калягин буквально проснулся знаменитым — предложения о новых ролях сыпались одно за другим.
"Важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм „Женщина“. Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете — очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал… только парик. Смотрели на тетеньку с лысой головой, мягко скажем, удивленно» - писал Калягин своей книге.
Гафт оказался в актёрском составе фильма почти случайно. Изначально на роль дворецкого Брассета был утверждён другой артист, но руководство телевидения посчитало его недостаточно выразительным для экрана. Тогда на пробы вызвали Гафта. По просьбе режиссёра Виктора Титова он продемонстрировал несколько упражнений с гантелями, продемонстрировав отличную физическую форму и пластичность. Именно он предложил наделить своего героя особенной чертой — слабостью к алкоголю. Так в комедии появился образ невозмутимого английского слуги. Несмотря на второстепенность роли, Гафт не ограничивался сценарием — он активно импровизировал, добавляя штрихи, которые сделали Брассета одним из самых запоминающихся персонажей. Титов позже даже сожалел, что не дал артисту больше экранного времени.
Между тем, сам процесс съёмок был далёк от глянца. Бюджет картины был настолько ограничен, что съёмки проводили не на «Мосфильме», а в скромном павильоне в «Останкино». Все костюмы шились в одном экземпляре не из-за дизайнерской задумки, а по вынужденной экономии: ткани закупили буквально по метражу. За костюмы отвечала Наталья Катаева — младшая сестра Нонны Мордюковой. Когда снимали знаменитую сцену с «тортовой битвой», она, по собственным словам, чуть не расплакалась — на дополнительные торты и порошок для чистки одежды денег просто не было, и дубль должен был быть только один.
Актёры торжественно пообещали обойтись без фальстартов. Но, как вспоминал позже Калягин, удержаться не удалось: едва он запустил торт в лицо Джигарханяну, тот так комично отреагировал, что сдержать хохот было невозможно. Всё сняли с первой попытки, но и нервы, и костюмы были на пределе.
Когда режиссёр Виктор Титов придумал ту самую фразу о "диких обезьянах", ставшую визитной карточкой фильма, стало ясно — без участия настоящих животных в кадре не обойтись.
Обезьянку нашли в цирке и привезли на съёмочную площадку. Второй режиссёр Юрий Прохоров взял животное на руки — и в ту же секунду произошло непредсказуемое: зверёк неожиданно вцепился в него зубами.
Раздался крик, мартышка вырвалась и исчезла, а рука режиссёра оказалась в крови. Всё произошло так быстро, что никто не понял, как именно это случилось. Врачи скорой помощи немедленно госпитализировали Прохорова, у которого вскоре развился сепсис. Несколько суток врачи боролись за его жизнь, и только через месяц он смог вернуться к работе.
Удивительно, но даже после столь драматичной истории Титов не отказался от идеи снимать обезьяну. Вся съёмочная группа выступила против — никто больше не хотел рисковать. Согласилась только молоденькая Татьяна Веденеева, на тот момент ещё студентка ГИТИСа.
Для неё нашли другую мартышку — на этот раз из театра Дурова, с пометкой «самая спокойная». Но на практике зверёк оказался вовсе не героем экрана. Он до ужаса боялся съёмочной суеты. Сидя у актрисы на руках, он дрожал, цеплялся когтями за ткань и... постоянно мочился от страха.
Несмотря на крайне скромный бюджет, работа над картиной шла с вдохновением. Из-за плотной театральной занятости большинства актёров снимать приходилось в павильонах телецентра «Останкино» по ночам — в третью смену. Костюмы, реквизит, технические условия — всё создавалось буквально на энтузиазме. Но этот энтузиазм, по воспоминаниям участников, и стал топливом, которое позволило завершить съёмки за рекордные три месяца.
Натурные сцены снимали в старинной усадьбе «Кусково» на востоке Москвы. Особенно живописно в кадре смотрится Голландский домик у пруда — в фильме именно он стал особняком полковника Чеснея.
Премьера комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» состоялась 26 декабря 1975 года. У экранов телевизоров собрались миллионы зрителей, и картина мгновенно стала хитом. Спустя десятилетия она по-прежнему остаётся одной из самых любимых комедий в истории советского кино.
Также смотрите: