Найти в Дзене
Мыcли вслух

Сборы в водный поход. Чеклист

Сборы в поход. Или на сплав. Голова еще в работе и проблемах, которые на сплаве перестанут быть актуальными. Важно ничего не забыть и максимально подготовиться. Опытные туристы могут собраться за час и список у них в голове прибит накрепко зубьями из тех граблей на которые уже наступали. Советов, что брать в поход предостаточно в вариациях топ-10, чеклист, необходимые вещи, для новичков и пр. предостаточно. Но то, что я изучил, выглядит в лучшем случае кусочками пазла, без картинки. И как такие советы могут помочь я не смог понять, поэтому предлагаю своё видение. При сборах, в режиме нехватки времени, на нервах, очень просто забыть... Забыть не важно что. Но в походе по закону подлости именно это будет необходимо! Не взяли флиску - будет жара, не взяли uf-футболку - будет пекло, и обгорит всё, ведь на воде даже тучки не скрывают солнце. Ценность любого предмета в походе определяется его востребованностью, а не ценой. Есть однозначно востребованные предметы в походе, которые с учет
Оглавление

Сборы в поход. Или на сплав. Голова еще в работе и проблемах, которые на сплаве перестанут быть актуальными. Важно ничего не забыть и максимально подготовиться. Опытные туристы могут собраться за час и список у них в голове прибит накрепко зубьями из тех граблей на которые уже наступали.

Советов, что брать в поход предостаточно в вариациях топ-10, чеклист, необходимые вещи, для новичков и пр. предостаточно. Но то, что я изучил, выглядит в лучшем случае кусочками пазла, без картинки. И как такие советы могут помочь я не смог понять, поэтому предлагаю своё видение.

И кто это все накидал...
И кто это все накидал...

Список (он же чеклист)

При сборах, в режиме нехватки времени, на нервах, очень просто забыть... Забыть не важно что. Но в походе по закону подлости именно это будет необходимо! Не взяли флиску - будет жара, не взяли uf-футболку - будет пекло, и обгорит всё, ведь на воде даже тучки не скрывают солнце.

Ценность любого предмета в походе определяется его востребованностью, а не ценой.

Есть однозначно востребованные предметы в походе, которые с учетом опыта, региона маршрута и погоды по времени года обязательно понадобятся. Например, дождевик. Он просто нужен и нужен под рукой. И не абы какой, а компактный, прочный, просторный. И считаю советы новичкам "попробуйте любой" вредными, потому что очень легко испортить поход, например, тем же порванным полиэтиленовым дождевиком на первой же стоянке.

Как не забыть, как взять все нужное? Очевидно, что лучше не держать информацию в голове, а иметь список, который при появлении хороших идей можно пополнять. Список может быть в любом удобном виде. Желательно в нескольких, например, записки в телефоне (или сообщение в походной группе в мессенджере) и в твердой копии, желательно заламинированной или упакованной в герму, с документами. В списке лучше не вычеркивать пункты, а отмечать галочкой. Галочка (англ. check) и список (англ. list), вместе чеклист. Если пункт не может быть закрыт по какой либо причине, то пишется соответствующий комментарий и создается соответствующее действие (у Итшников это задача-блокер).

При сборах комментарии очень важны! Примеры: "достать из морозильника" масло, "вставить карту памяти в камеру" или "заклеить герму". В походе обнаружить камеру без карты памяти также обидно как дочитать до "конец ознакомительного фрагмента" книги, которую хотелось почитать в дороге. А зачастую это уже и не исправить!

Состав

Список состоит из пунктов - суть предметы и дела. Предметы - снаряжение групповое, экипажа, индивидуальное, одежда, продукты (по раскладке) и неучтёнка (ну как без неё). Дела, относятся к подготовке предметов в поход от покупки, починки и до упаковки.

Результат сборов - упаковки, желательно с перечнем вложений (packing list для любителей англ.). Обычно, и правильнее всего упаковка это рюкзак. Но чем расслабленнее и безответственнее сборы, тем больше упаковок и появляются гермы, хозяйственные сумки, пакетики, ну и наконец, моё любимоё - девушка с веслом с ворохом ковриков, которая на платформе изображает золотую осень (коврики опадают и неспешно катятся по ветру).

Список разделен на разделы. Разделы определяют некоторую последовательность действий при подготовке и соответственно приоритеты.

Например, на начальном этапе важно купить новые штаны, но за пару часов до отправления поезда, эта задача теряет актуальность и важнее не забыть документы и билеты. Но про штаны помним - есть незакрытый пункт! А вдруг по дороге будет магазин...

Обратная связь

С чего начать? С разделов? Да, но не сразу! В поход уже ходили?

Нет - значит получить консультацию у старших товарищей, запросить список с прошлого похода с подробными пояснениями и консультациями.

В прошлый раз ходили в поход - значит был получен опыт. Опыт внес коррективы. Обычно это одежда и раскладка и ... всё прочее оборудование. Каждый новый поход - это новый опыт и знания. Не надо полагаться на память. Дома опять начнется день сурка и от похода останутся только яркие воспоминания. Поэтому пишите заметки и делайте фотографии уже в походе.

Излишки
Излишки

Сейчас это просто! Примеры:

  • Штаны - короткие! Купить новые! (+дело в список "перемерить одежду")
  • Коврик сдувает. Дырки нет, но утром просыпаюсь на земле. Сожжён на костре, купить новый. Пошире. Понадежнее. (в идеале один попроще и понадежнее, второй поудобнее ведь почки надо беречь!)
  • Футболка чёрная прокусывается гадами. Поэтому бесполезна! А вот simms bugstopper просто super, но спать с ней душно. Обдумать! (Дорого ли сходить в поход? Видишь ли, Юра.. )
  • Натуральная прыскалка - просто яд. Насекомым всё равно, но кожа лица облезает. Не брать! И что-то с ванилью. На мошку всё взятое не работает! (брать с запасом, тестировать на берегу)
  • Соус недостаточно острый. Выпивается как томатный сок. В след раз брать чили и пусть только... Сами виноваты. (в пометках стоит кто был и чем недоволен в раскладке, именно они и должны брать на себя задачу найти вариант получше и, конечно, согласовать изменения с группой).

Разделы

Я выделяю следующие этапы - разделы:

Всё просто и понятно? Ок. Но на всякий случай проговорим каждый пункт. А вдруг...

Маршрут

Традиционно на антистапеле проводится разбор полетов - что понравилось, что нет. Рождается понимание что бы хотелось поменять, что понравилось. За непринужденной беседой следит Адмирал, и делает пометки "хотелок":

  • Больше рыбы и ягод. И грибов. И не грести. И без порогов, что за прикол в них мокнуть?
  • Больше порогов, а рыбу я не ем. И грибы не перевариваю. И волоков бы добавить, а то как-то лайтово. Или заброску желательно пешую. Пропотеть так, чтобы аж комары нос воротили.
  • Хотелось бы забраться подальше на север. Или на Урал. Северный. Или на Чукотку. Но чтобы быстрая заброска и не дорого.
  • Воду бы потеплее чтобы купаться и спать на мягком. А север уже достал. Спать на камнях и даже зубы сводит когда чистишь. И чтобы ягоды!
И чтобы рыба клевала и ягода росла
И чтобы рыба клевала и ягода росла

Переварив хотелки (я/мы это делаем после НГ), Адмирал выберет действительно важные требования и подберёт маршрут, с учетом: уровня команды, длительности похода, сложности, новизны, наличия свези и точек выброски, удобности заброски и выброски и прочим параметрам. Или несколько. Но это как "демократы против республиканцев" - вроде и плюрализм, и все могут высказаться но решение принимает Адмирал и только Адмирал осознает все риски. Если нет, то.. "и так сойдёт", но если поход не сложный. Только поход может оказаться сложным даже если этого не планировалось.

Маршрут выбран. А что в разделе? Рассказываю:

  • Маршрут - краткое описание. Обычно это точка А (стапель) и Б (антистапель). Или перечень рек, категорийных порогов (категория, необходимость просмотра), препятствий (волок, обнос, проводка) ... Любая важная информация позволяющая участникам похода осознать на что они подписываются.
  • Транспорт - краткое описание как попасть в А и вернуться из Б (подробнее в разделе Трансфер). Например, встречаемся DD числа MM месяца на станции SSS (группа может попасть на станцию разными поездами из разных городов). Далее трансфер на до TTT, 200м и река.
  • Лоция. Более подробная информация по маршруту. Составляется лоция после того как маршрут одобрен. Лоция необходима, особенно если по маршруту есть хоть какие-то препятствия. Из доступных источников (Алексей Львович Шилов, низкий поклон, респект и уважение) собирается информация, желательно с вариантами (низкая/высокая вода). В первую очередь интересуют описания препятствий, необходимость их осмотра, признаки приближения, опасные моменты и пр.
  • Описание точек экстренного выхода с маршрута, дороги , населенные пункты. Наличие магазинов, больниц (травм пунктов, аптек). Наличие сотовой связи. Желательно заранее выяснить покрытие зоны маршрута операторами маршрута и взять с собой оптимальную для этих мест sim-карту.
  • Карта маршрута. Карту необходимо загрузить в навигаторы, а также желательно подготовить твердую (бумажную), заламинированную копию. На карту желательно нанести ВС (возможные стоянки, аббревиатуру не я придумал) и препятствия (шиверы, пороги). Карту стоит посмотреть в разных видах, иногда это ценно. А еще взять её с собой - закачать в телефон, например.
Карта
Карта
  • По карте создается план прохождения с учетом возможных стоянок. План обычно корректируется в походе. Но служит хорошим ориентиром как Если прохождение быстрее срока, то плюс днёвка, а возможно радиалка или удлинение маршрута заходами в соседние, доступные водоёмы. Карты можно "курить" в походе! Это увлекательный процесс, не оставляющий равнодушным даже самых маленьких участников. Знания - сила!
  • Оформление заявки на регистрацию группы. Например, на Алтае это обязательно, причем за 10 рабочих дней до начала путешествия. Если "без оформления", то ближайшим родственникам выдается краткое описание маршрута, список участников, контакты. Чтобы знали где искать... Этот пункт самый важный, хоть и самый, надеюсь, не нужный!

Трансфер (заброска/выброска)

Когда билеты на поезд/самолет куплены, можно договариваться с перевозчиком о трансфере. Обычно договаривается с перевозчиком Адмирал. Информацию по проверенных перевозчиках можно найти в Хронобазе на ВеслеРу или Скитальце.

-5

Результат переговоров:

  • Сумма за услугу. Нет суммы = ни о чём не договорились. А если "не переживай, брат, доставлю куда скажешь, дешевле не найдешь", то на 99% это развод. Хочется экстрима? Лучше если он запланированный!
  • Оговоренная точка заброски. Перевозчик должен подтвердить, что заброска в эту точку возможна. Не всегда туда, куда забрасывают - это стапель. Об этом тоже стоит подумать, как и о том, можно ли на стапеле собраться и куда отползти или где переночевать.
  • Оговоренная точка выброски. Нужно место под антистапель, желательно с запасом (могут уходить несколько групп). Должна быть связь или от Перевозчика "зуб даю что буду к 9ти". Но что делать с зубом если в 10 никого нет, а ближайший населенный пункт в 20км, да и время тикает? Проанализировать все возможные риски и заложить разумный (эх, знать бы точно какой он) запас на факапсы. Повторюсь - лучше чтобы была связь! А саму точку выброски и как Перевозчику найти группу можно договориться при заброске.

Во время трансфера от Перевозчика можно узнать множество полезной информации и про погоду и про маршрут и ... Наладить дружеские отношения важно!

Раскладка (еда в походе)

Как составить раскладку.

Так выглядит раскладка в рабочем виде. Прямо сейчас готовлюсь у походу и могу показать рабочий матерал.

Должна быть еще одна колонка - кто покупает или ответственный
Должна быть еще одна колонка - кто покупает или ответственный

Легенда:

  • зеленый - куплено
  • синий - можно купить
  • рыжий - наверное купить можно
  • красны - проблема купить

Пункты жирным - это план по раскладке. Не жирные ценами - это что именно закупается и в каком количестве. На стапеле или на первой стоянке (если место только собраться и быстро отчалить) по этому списку проводится инвентаризация. И всё тайное... Но это уже головная боль Завхоза.

Пункты не жирным - факт по раскладке, то что покупается. При этом могут быть вариации, например, макарон или супов. А может их не быть, но указан именно тот продукт, который проверен временем. Тушенка Грофуд - берем её. Не делаем перед каждым походом выбор лучшей, по крайней мере до тех пор пока качество устраивает. Не устраивает - пометка в походе!

Итог - участники с затраченными суммами. Если в походе новички, то им поручается купить самое некритичное и дешевое (соль, сахар) в основном для проверки как они с задачей справятся.

Снаряжение общественное

Как и что уже писал

На выходе список - кто и что берёт. Если по дороге приходит мысль дополнить снаряжение, то

Снаряжение групповое

Снаряжение экипажа и личное

Еда в дорогу

Еда в дорогу - вне раскладки, колхоз! Но желательно лепить из группы команду уже в дороге.

В РЖД есть аж несколько вариантов

Доставка еды к поезду - Бомба! Не надо дошираков и яичек. Ну правда. Даже если в поход идут дети, кормите их полноценной, вкусной едой.

Документы

  • Паспорт - просто взять с собой. Причем с полисом и причими справками, которые могут понадобится.
  • Билеты - теперь билеты в электронном виде. Но стоит зайти в ЛК и проверить лишний раз дату и время отправления, скачать бланки на телефон. Пусть будет.
  • Деньги - по завершению списка должна вырисовать сумма трат на каждого участника. Сумма раскидывается на всех и вычисляется кто кому должен. Это оглашается до старта. Сам процесс взаиморасчетов происходит в поездке.

Традиционно в походе все документы собирает адмирал. В конце похода, после того как всё упаковано и участники переодеты в цивильное или относительно чистое, Адмирал торжественно поздравляет всех с успешным окончанием похода и возвращает документы. Всё вы свободны!

Радость с грустинкой

Вместо заключения

И сразу хочется в новый поход...

Хочу в поход!
Хочу в поход!