Продолжаю тему сборов. В этой статье я хочу описать снаряжение общее для экипажа. Хотя это скорее не верное определение. По смыслу ближе - необходимые для похода габаритные вещи.
Комплектность и работоспособность таких вещей в зоне ответственности их владельцев.
Лодка
Какой водный поход без плавсредства? Байдарка, рафт, КНБ, каяк, плот, пакраф, катамаран, тримаран - названий много, суть приблизительно одна.
Вариантов и вариаций много. Хвалить или ругать какую либо лодку - кладезь хайпа.
Если не вдаваться в подробности, то чем быстрее лодка, тем она менее устойчивая. Если лодка имеет жесткий каркас и киль, то она лучше держит курс и ей не страшен ветер. Если надувная, то у нее большая парусность, дрифт на поворотах и рыскание по курсу, зато ей не так страшны камни в пороге и галстук завязать сложно, хотя если это Щука... Всё стоп. Любой капитан скажет - моя лодка просто лучшая. И это истинная правда!
Сборы лодки, ее комплектность и работоспособность лежит на Капитане. Капитан это то кто сидит сзади, в этом положении лучше перспектива и больше вариантов управления (я не про катамараны ни в коем разе). Капитан не обязательно хозяин лодки. Капитан опытнее матроса или, при равном опыте, просто габаритнее. Матрос - тот кто сидит спереди, внимательно слушает команды Капитана и старается их четко выполнять. Проявлять самостоятельность, чревато получением веслом по... каске конечно. Два капитана в одной лодке - это плохо и как в волчьей стае должен быть один вожак, а все остальные просто подчиняются. И это не прихоть - это суровая необходимость.
К лодке обязательно :
- Упаковка;
- Весла - включая запасное при необходимости. Самые надежные - "дюралевые", трехсоставные (сейчас я про байдарочные, про катамаранные ничего не знаю). Есть варианты с пластиковыми лопастями, есть еще более легкие двухсоставные. Весло выбирают обычно под себя, под стиль гребли, ширину лодки, длину рук и пр. У меня весло Harmony Sea Passage (590г, приятный гриф). Я им доволен, но если яму вырыть, под костровой тент поставить или в пороге камни раздвигать, то моё весло бесполезно.
- Насос, а если лодка не надувная, какие то другие инструменты (плоскогубцы, отвертки, ...). Самый не убиваемый насос, которым еще и до звона накачать можно (это не всегда правда надо) - лягушка. Сейчас выпускают такие лягушки, что не то что до звона, просто не качают. Мне подарили современную версию лягушки и как оказалось удачную. Двухклапанный (можно надувать и сдувать) ножной.
- Веревки - чалка, обвязка, якорная, подвязочная - возможно это одна большая веревка, но обычно толстые и яркие с карабином для чалки, проводки, а якорная попроще - просто капроновый шнур.
- Сидушки, упоры, банки - в зависимости от пристрастий. С собой беру кусок вагонки - как сидушку для рыбалки. Мне так удобно. Кто то в коленной сидке в офисе работает))
- Средства безопасности при необходимости все - спасжилеты, каски, спас-конец или морковка, резиновый круг.
Капитан на протяжении маршрута должен поддерживать лодку в рабочем состоянии. При необходимости клеить и штопать шкуру, строгать стрингера из елок и прочее ТО. Для того чтобы была возможность чинить лодку необходим ремкомплект, а в нем
- Клей или жидкие латки
- Растворитель
- Шкурка
- Ткань для шкуры
- Ткань для баллонов
- Капроновая нить и игла
- Шило (обычно в мультитуле)
- Запасные соски - сори штуцера
- Плоскогубцы и ключи - по аналогии с предыдущим пунктом
Достаточно часто забываются баллоны, а также обвязка. Проверять надо всё строго "на берегу" и лучше "по списку". Также не стоит забывать сидушки, багажники, фартуки, ну и конечно весла. Весла едут отдельной упаковкой и если стандартные лопасти еще можно расположить по бокам рюкзака (у некоторые есть даже специальные карманы и шнуровка), то гриф в любом случае едет самостоятельно. У меня весла из двух частей, занимают места больше, но они легче и в вагоне поезда они лежат поперек третьих полок (т.е. не мешают). Во избежание проблем с проводниками (я про поезда) необходимо оформлять ручную кладь вида "Разборная байдарка и весла". Оформить ее можно к ранее приобретенному на сайте "Пассажирам" билету в личном кабинете или как дополнительную услугу к ранее приобретенным не на сайте (например, в кассе) билетам.
Не в качестве рекламы, а если кому интересно (тем кто в теме это очевидно), то лодка - у меня Скаут 47. Специфика последних походов - рыбалка без экстрима. Лодку люблю. Научился грести и управлять ей не сразу. Лодка боится ветра на озерах, и это наверное все. Отсутствие киля, низкая скорость и большие усилия для приведения ее в движение - основные недостатки. Хотя от больших усилий тоже можно получать удовольствие. Если в меру))
Палатка
Для того чтобы полноценно отдыхать необходима хорошая палатка. Для меня хорошая палатка это та, которая:
- Выдерживает порывы ветра и косой дождь
- Под ярким солнцем продувается за счет вентиляции
- Позволяется переодеваться внутри ( не то чтобы стоять, но хотя бы сидеть не упираясь головой в потолок)
- В собранном состоянии не тяжелая и не объемная
- Может собираться одним человеком и под дождем
- Два выхода/входа или один с большим тамбуром
- Можно встать так чтобы ноги были в палатке, а верхняя часть тела вне
- Есть тамбур для вещей
Цена палатка с такими характеристиками скорее всего "не бюджет", поэтому какими то характеристиками можно и пренебречь, и отчасти доработать. Например, можно заменить палки на более легкие, простые оттяжки на светоотражающие, стандартные металлические колышки на яркие и легкие. Я заменил на колышки Track Grab (1шт. 20г, 18.5 см) из алюминиевого сплава. Они значительно легче и, что самое важное, не гнутся. Есть у меня BASK Millenium красные, но для Карелии они коротковаты - 16.5 см. Хотя на цвет и вкус...
Когда начинал ходить в походы у нас была палатка самодельная. Внутренняя часть у нее была из парашютного шёлка. Красивее ничего не видел. Потом была польская. Помните оранжево-зеленые? В них всегда было оранжевое настроение, даже если шел дождь. Потом были Тоннель, Хоббит... Сейчас у меня Huski Bird 3. Нравятся MSR. С этими палатками мы выдержали и дожди и ураганы, локальные но всё же.
Прочее
Есть еще вещи, которые можно считать снаряжением экипажа, но всё же они индивидуальные и объединяются только если экипаж - это семья или по договорённости. Так, например, объединяются аптечки, НЗ, электроника. Но об этом поговорим в другой статье.