Найти в Дзене

Мой самостоятельный подросток. Воспитываем самостоятельность

Эта статья продолжает тему изменения стиля общения с взрослеющим ребёнком. См. предыдущие статьи:

Часто работая с подростками и их родителями, сталкиваюсь с тем, что родители, заявляя о том, что желают вырастить самостоятельного ребёнка, на деле страшно боятся его самостоятельности, самостоятельных выборов и решений. Как же!  А вдруг он выберет не то, что что нам понравится!

«Самостоятельность» по мнению таких родителей это когда ребёнок добровольно, по собственной инициативе, осознанно выбирает «выбор своих родителей».

Когда родители говорят о своём Ребёнке, что я часто слышу:  он/она не придерживается договорённостей, если не напоминать и не «подпинывать», чего-то «не доделывает», «не дотягивает», много чего «делает не так».

В какой роли вы пребываете, когда отмечаете «слабые места» своих сына или дочери: «мамы» и «папы», которые любят ребёнка ни за что-то, а просто так, или «работодателя», который выбирает себе супер-сотрудника?

И родители, конечно, активно делятся с ребёнком своими оценками и претензиями.

А сами-то, уважаемые родители, как думаете? Так воспитывается самостоятельность?

Предлагаю педагогический эксперимент:

  1. «Переключите тумблер» на то, в чём Ребёнок хорош. Вы можете, например, составить список его/её качеств, умений, навыков в разных областях, которые вы цените и уважаете. Вспомните какие-то успешные инициативы сына/дочери. Например, вместо того, чтобы упрекать его/её, что «бросил/а» какую-то секцию или студию, отметьте то, то когда-то он/она самостоятельно выбрали это направление и успешно занимались. Это же здорово! Уход не может стереть то, что уже достигнуто. На это человек опирается и движется дальше.
  2. Выберите удобное время и поговорите наедине с сыном/дочкой о том, что вы видите и цените всё лучшее в нём/ней. Скажите, что вы цените его/её инициативы и выбор.
  3. Если вы хотите видеть ребёнка самостоятельным, можете предложить такой эксперимент – Неделя самостоятельности. При этом, конечно, заранее определяете «обязательную программу» - учёба, помощь по хозяйству, временны́е ограничения на гаджеты и проч. Неделю не «пинаете и не подталкиваете», пусть всё идёт, как идёт, пусть он/она самостоятельно распределяет своё время и распоряжается им. Общайтесь с ребёнком спокойно с принятием, так, как если всё идёт наилучшим образом и вы общаетесь с самым достойным человеком. Свои замечания, претензии и эмоции возмущения можете записывать в личный дневник, но не проговариваете вслух.
  4. Потом можете обсудить с сыном/дочерью результат эксперимента по «технологии наставника»:

1) начните с того в чём он/она молодец, что у него/неё получилось;

2) затем предложите Ребёнку сказать, что ему/ей самому понравилось, что удалось;

3) после предложите Ребёнку сказать, что, по его/её мнению следовало бы делать иначе, лучше, чем получилось в этот раз;

4) а потом решите, стоит ли вам «выливать на голову» ему/ей те замечания и претензии, которые записаны у вас в дневнике.

Желаю вам терпения и принятия!

Если вам понравилась статья – ставьте лайк и оставляйте, пожалуйста, комментарии!