Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Иллюзия времени в фильме "Супергерои", Паоло Дженовезе, Италия. 2021

Эта картина знатока человеческих взаимоотношений Паоло Дженовезе меня покорила. Как и все работы нестандартного итальянского режиссёра Дженовезе отличается нелинейным временным сюжетом и это может запутать неискушённого зрителя. Как паззлы временные отрезки жизни героев сменяются и перемешиваются, иногда только борода главного героя служит опознавательным знаком что персонажи те же лишь время изменилось).

Но, как и моя любимая итальянская кухня, со смешением разных ингридиентов, специй, совершенно разноплановых продуктов на выходе получается вкусный шедевр.

Не так давно я делала обзор на фильм Паоло Дженовезе «Первый день моей жизни» , обзор встретил тёплый отклик и обсуждение на тему ценности жизни и значение смерти. Эта же работа целиком и полностью посвящена теме отношений в паре, построения семьи на долгосрочный период.

В центре сюжета два героя, импульсивная творческая художница Анна (Жазмин Тринка) и рациональный человек науки профессор физики Марко (Алессандро Борги). Их знакомство в ливень под аркой становится судьбоносным и предопределяющим их дальнейшую жизнь. На момент знакомства Марко уже находился в отношениях и собирался съезжаться со своей подругой начинающим врачом Пилар. Анна же свободолюбивая художница всячески избегала отношений и снимала квартиру со своей ветреной подругой.

Калейдоскоп временных линий сразу же затягивает, в ходе повествования сцена знакомства Анны и Марко сменяется сценой распаковки вещей в совместной квартире и задуванием свечей в честь их десятилетия. Но несмотря на десятилетие отношений мне было очевидно что как такового развития отношений нет. Они не закреплены официально, две любящих свободу и самодостаточных человека сожительствуют вместе и умудряются сохранить романтичный флер отношений после десяти лет. Анна уже не уличная художница, а её увлечение комиксами перешло на другой уровень она создаёт комиксы про супергероев, а супергерои это влюблённая пара, выстраивающая отношения и проходящая все стадии развития отношений, в современных реалиях это словно миссии супергероев, где центром спасения мир отношений и семьи. Здесь и темы сохранения сексуальной близости после десяти лет, и отдаления, молчания, темы продолжения рода и измены. И как супергерои проходят эти испытания вопреки всему сохраняя свои отношения. Комикс символичен, ведь прототипами героев служат сама Анна и её избранник Марк.

-2

Первые две части фильма захватывают калейдоскопом событий и разных временных линий. Преодолевая и сталкиваясь с неизбежными трудностями после «жили они долго и счастливо» наши супергерои сохраняют свою пару вопреки всему, но при этом не переходят на новый уровень, не обзаводятся детьми и не скрепляют свой союз. В то время как окружение, друзья, коллеги обзаводятся детьми, расходятся, встречаются лицом к лицу со своими страхами и разочарованиями.

Рациональный Марк, утверждающий перед своими студентами, что времени не существует, в конце фильма меняет своё мнение кардинально.

Что касается отсутствия развития пары, несмотря на явные чувства и эмоциональную близость партнёров я обратила внимание на следующее: Анна представляет собой избегающий тип личности. Воспитываемая холодной отстранённой матерью она пытается найти свой дом, своего человека, который примет и окружит любовью, восполнит тот недостаток любви недополученный с детства. При этом как только она чувствует что отношения развиваются глубоко и серьёзно начинает отстраняться и бежать, всеми силами сохраняя свою свободу. Это и объясняет её уклонение и уход от той темы, которая будоражит её суть, и от эмоций, желаний настоящей семьи и детей. Эти желания героиня подавляет, не желая посмотреть своим страхам в лицо.

Не хочется спойлерить, но третья часть картины ставит наших героев лицом к лицу перед неумолимостью времени. Перед самой смертью. Когда как шелуха облетают все стереотипы, чужие программы и установки и даже страхи, записанные внутриутробно.

Парадокс, но часто именно перед лицом смерти человек начинает жить. Даже какой-то небольшой промежуток времени, но самой настоящей жизнью с полным вдохом и выдохом, с выходом в тотальную смелость и уязвимость одновременно.

Анна решается на рождение ребёнка, на то желание, которое подавляла годами уже после десяти лет отношений и несмотря на обстоятельства и вызов самой смерти. Тем самым все равно Дженовезе приводит историю к знаменателю необходимости развития пары, выбора и смелости следовать за своим сердцем.

Герои справляются со своими миссиями на протяжении жизни и что примечательно не теряя себя, продолжая каждый развиваться как личности. Снова и снова делая выбор в пользу друг друга. Фильм честно показывает обратную сторону долгосрочных отношений, никакая страсть и романтика не длиться вечно, все есть труд, работа души, умение находить компромиссы и договариваться, умение выдержать эмоции друг друга, бытовые и личные особенности, умение слышать и слушать другого, кризисы неизбежны и с каждым периодом меняются и сами партнёры. А сохранить связь и чувства это действительно супергеройская миссия, но вполне реальная. А вот подавление чувств, желаний, молчание приводит к необратимым последствиям. Отношения должны развиваться и если развития не происходит неизбежна деградация и разрушение.

Лимбическая система в головном мозге отвечает за эмоции, память и поведение. От её работы зависят проявление эмоциональных реакций, страх, радость, гнев и тд. Болезнь героини затронула именно эти структуры, осмелюсь предположить что спровоцировало её чувство вины ( тема измены была вскользь затронута, но для женщины эта имеет долгосрочные последствия) и длительные подавленные эмоции и желания. Отказ от своего желания иметь детей и семьи, подавления его и замещения другими.

Для меня этот фильм оставил светлое послевкусие от искренности и близости героев. Между героями явно происходила та самая химия отношений. А особый подход режиссёра со смещениями временных линий усилил основной посыл фильма: жить здесь и сейчас, следовать за желаниями своей души и не отказываться от любви тогда любая миссия выполнима.

Автор: Бычихина Дарья Дмитриевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru