Найти в Дзене
Ретрогеймер 90

14 культовых игр 2003 года, в которые мы могли играть часами напролёт

Оглавление

Всем ностальгический привет! 2003 год очень много для меня значит, ведь именно в этом году я окончил школу, и именно тогда у меня появился мой первый домашний компьютер. И, конечно же, именно тогда вышло немало культовых компьютерных игр, в которые мы обожали играть до умопомрачения.

И сегодня я хотел бы вспомнить несколько культовых игр 2003 года, в которые мы могли играть часами напролет.

Need for speed: Underground

Да, "NFS: Underground" - это не просто гонка. Это была эпоха тюнинга, уличных заездов и мечты о своём крутом авто.

До этого NFS носилась по Альпам и тропикам, гоняя ламборгини по живописным трассам. Но Underground резко сменил стиль. Добро пожаловать в ночной город, где каждая гонка как сцена из «Форсажа», где главное — не только скорость, но и то, как ты выглядишь.

-2

"Need for Speed: Underground" - это гоночная аркада, где главное - стиль, скорость и рёв мотора. Тут нет открытого мира, но есть карьерный режим, где ты участвуешь в десятках заездов, набираешь очки репутации, выигрываешь детали и поднимаешься в иерархии уличных гонщиков.

Автомобили - в основном доступные модели: Honda, Nissan, Toyota, Mitsubishi, Dodge. Но как ты их преображаешь - вот это уже искусство. Спойлеры, капоты, винилы, неон, обвесы, колёса, тонировка, аудиосистема, выхлоп — можно залипать в тюнинге дольше, чем в самих гонках.

В игре есть несколько гоночных режимов:

  • Классика - кто быстрее, тот и прав.
  • Драг - прямая, переключай передачи вовремя и не врежься.
  • Дрифт - искусство контролируемого заноса.
  • Кольцо - замкнутые трассы, максимум драйва и толкотни.
  • Спринт - гонка от точки А до точки Б.
-3

Каждая гонка как вызов: пробейся сквозь поток, не врежься в фуру, держись в плотной группе, рви двигатель, а потом на последних метрах — азот, вспышка и финиш под бодрые рок-композиции.

А атмосфера? Этот ночной город с лужами, отражающими неон, с трафиком, с рекламами, с клубами и мостами - это было просто нечто. И я даже скажу. что это и по сей день моя любимая часть серии "NFS".

Star Wars: Knights of the old republic

Есть игры, которые ты помнишь как приключение. А есть такие, которые помнишь как прожитую жизнь. "KOTOR", вышедшая в 2003 году, была именно такой: эпичной, длинной, непростой.

-4

Это не просто «ещё одна игра по «Звёздным войнам». Это был тот самый момент, когда ты впервые почувствовал, что можешь не просто махать световым мечом, а жить во вселенной "Star Wars": Делать выбор, влюбляться, спасать или губить. Это был твой путь.

События происходят за 4000 лет до событий фильмов, в ту пору, когда галактика бурлила войнами джедаев и ситхов, а на небесах сражались крейсеры, планеты взрывались, и тьма собирала силы. Главный враг — тёмный лорд Дарк Малак, но с самого начала ты не знаешь, кто ты сам. Ни имени, ни прошлого. Только шрамы.

"KOTO" - это RPG от BioWare, и это значит: диалоги, решения, отыгрыш, компаньоны и тонна текста, от которого не оторваться. Но всё сделано настолько захватывающе, что ты не просто читаешь, а живешь и выбираешь.

-5

В начале игры мы создаем своего персонажа: пол, лицо, класс (солдат, разведчик, ловкач) и начинаем свой путь. По ходу игры мы определяем свою судьбу: будем джедаем света или тёмным лордом ситхов. Каждое действие, каждое слово влияет на баланс Силы. Спас человека — плюс к свету. Заставил дроида взорваться вместе с охраной — получи очки тьмы.

Боевая система — пошаговая, но в реальном времени с паузами. Это не слэшер: здесь важны прокачка, выбор способностей и стратегия. Бои выглядят кинематографично: световые мечи сверкают, молнии Силы бьют, взрываются гранаты, дроиды летят в стороны. Но всё зависит от твоего билда.

Но главное - это спутники. Их тут девять, и каждый со своей биографией. А финальный сюжетный поворот… Это тот самый момент, который заставлял пересесть ровно, чтобы осознать всё происходящее.

Warcraft 3: Frozen throne

Конечно, "Frozen throne" - это не какая-то полноценно новая игра, а лишь продолжение "Warcraft 3". Но тем не менее это полноценное продолжение со своей обширной кампанией и некоторыми новыми элементами.

-6

Нам вновь предстоит встретиться со старыми героями, такими как Артес, Келтузед, Иллидан и др. Но помимо этого в игру были добавлены новые герои для каждой расы, за которых нам также предстоит поиграть в кампаниях. Да, поиграем за леди Сильвану в качестве нежити, за эльфийского прица крови Келя, за тюремщицу Мэв и за полуорка Рексара.

Примечательно, что на сей раз орки не участвуют в общей сюжетной линии. У них своя отдельная кампания, где нам предстоит взять на себя роль полуорка Рексара и бегать на побегушках у Тралла.

-7

Но самое интересное, что в игре еще и появилась отдельная новая раса - наги. Это морские змееподобные существа, которые и сами когда-то были орками. Правда, поиграть за них мы сможем лишь в кампании. В одиночных миссиях данная раса не доступна.

Star Wars: Jedi academy

Когда я впервые поиграл в игру "Jedi academy", я остался от нее в диком восторге. Нам предстоит взять на себя роль молодого джедая по имени Джейден (пол, раса и внешний вид выбирает игрок).

-8

Орудуя джедайским мечом и применяя силу, мы будем пробираться сквозь разнообразных врагов, чтобы выполнить свои задачи. А в один прекрасный момент перед нами встанет непростой выбор - убить нашего друга или оставить его в живых. И именно от этого будет зависеть, останемся ли мы на светлой стороне или перейдем на тёмную.

Скажу по секрету, что проходить игру на светлой стороне чуточку легче, так как NPC-джедаи будут скорее нашими помощниками ближе к финалу игры. А вот если мы окажемся на темной стороне, то нам предстоит вступить с ними в битву. Хотя, от этого игра за темную сторону становится только интереснее.

И да, чуть не забыл. В этой игре мы сможем развивать свои навыки мастерства джедая и обучаться новым трюком, что делает игру еще интереснее. А после определенного момента нам дадут выбор: либо взять второй световой меч, чтобы орудовать двумя, либо взять длинный двухсторонний меч как у Дарт Мола.

-9

Играть в игру можно как от первого, так и от третьего лица. Но стоит учесть, что махать мечом можно только в режиме от третьего лица. А если хотите пострелять из оружия, то можете выбрать другой вид. Но лично мне всегда было интереснее кромсать врагов именно световым мечом, который кстати, можно было еще и бросить во врага.

Миссии в игре, кстати, также неотднотипные. Например, в одной из них нам нужно будет обезвреживать бомбы, в другой - ездить на воздушном мотоцикле, а в третьей играть в игру "пол - это лава". Правда, лавы никакой нет. Просто как только мы ступим на землю, нас сожрет огромный песчаный червь.

Devil may cry 2

"Devil May Cry 2" это продолжение культового экшена от Capcom, где мы снова играем за Данте, охотника на демонов с красным плащом и серебристыми волосами. На этот раз в дело вмешивается не только новый враг — бизнесмен с амбициями бога (классика жанра), но и вторая героиня — Люсия, с ножами, скоростью и собственным взглядом на войну.

-10

Сюжет? Если коротко: есть древний артефакт, есть злодей, который хочет стать сверхсуществом, и есть Данте, которому всё это, в общем-то, не особенно интересно. Но раз демоны лезут, значит всё это дело нужно пресечь.

Основной жанр — стильный слэшер. Тебе дают меч, пистолеты (не один, а два) и отправляют расправляться с нечистью.

Данте стал круче в движении — теперь акробатика не просто красивая, но и полезная. Атмосфера — мрачная, готическая, киношная. Музыка по-прежнему просто великолепна.

The Simpsons: Hit and Run

Что будет, если смешать мультсериал "Симпсоны" и игру "GTA"? Правильно! Получится игра "The Simpsons: Hit and Run". Можно даже сказать, что это некая цензурная версия "GTA", в которую могут играть и дети. Хотя, кого я обманываю? В "GTA" тоже играли дети, хоть эта игра была для них не особо-то и предназначена.

-11

"Hit & Run" - это настоящая экшен-песочница с упором на вождение, но с кучей заданий, диалогов, пасхалок и мелочей, от которых радуется глаз фаната. Всё как в «GTA», но на манер Спрингфилда: карта открытая, миссии берутся у знакомых персонажей, можно ездить на машинах, сбивать почтовые ящики, копить деньги и… ну, врезаться во всё подряд. Но самое главное, что водить мы можем только свою машину. А если мы захотим взять другую тачку, то мы ее не угоняем, а садимся на пассажирское сидение. Управление при этом остается за нами.

Играть дают сразу за пятерых героев: Гомера, Маржа, Барта, Лизу и Апу. Каждый — со своей сюжетной аркой, автомобилями, диалогами и одеждой.

-12

Миссии — от простого «догони и обгони» до полного безумия: следи за таинственным фургоном с осьминогами, разнеси машину Скиннера, собери 15 пакетов с креветками за 30 секунд. Плюс куча побочек, гонок, коллекционных карточек, мемов, пчёл-камер (да, они реально летают и следят), и конспирологического заговора с инопланетянами. Куда ж без него?

Копы здесь тоже особенные. Уровень розыска растёт, если ты крушишь всё вокруг, и тогда появляются двое офицеров на полицейской машине, которые ездят как безумные, врезаются в тебя и даже не пытаются арестовать — они просто штрафуют тебя на деньги. Всё честно: разбил витрину — заплати. Устроил хаос - страдай.

-13

"The Simpsons: Hit & Run" - это как если бы твоё детство на секунду стало открытым миром. Без крови, но с харизмой. Без жестокости, но с тоннами угара. Это была та самая игра, где можно было часами просто ездить по Спрингфилду, слушать реплики персонажей, сбивать дорожные знаки и искать пасхалки.

Lineage 2

Ох уж эта "Lineage 2". Да, в свое время я зависал в нее не просто часами, а даже ночами. Эта культовая MMORPG захватила миллионы сердец по всему миру. Это была эпоха кланов, осад, топора в спину и фраз типа «бафф есть?».

-14

"Lineage 2" - это корейская MMORPG в фэнтези-сеттинге, где стартовая лужайка могла быть смертельней, чем логово дракона. Кто-то качался, кто-то ганкал, кто-то торговал, а кто-то просто стоял в Гиране сутками.

Мы начинали нубами 1 уровня: без доспехов, без денег и с никакущим оружием. А дальше фарм, кровь, PvP и первая D-грейд пушка, которую ты выбил ночью в составе своего первого пати.

В начале игры мы должны были выбрать расу, пол и направленность (воин или маг): люди, эльфы, тёмные эльфы, орки, дворфы (хотя для нас это были просто гномы). У каждой свой путь развития, свои классы, своя эстетика. Эльфы — быстрые и светлые. Орки — медленные, но мощные. Дворфы — боги крафта и спойла.

-15

Система классов — это целая наука. Сначала ты просто воин или маг, потом профессия, подкласс и, конечно же, дворянство (ноблес). Выбрал человека-мага? Не обольщайся. Дальше тебе предстоит выбрать новую профессию: некромант, чародей или же хозяин котиков.

Помню, как в начале мне посоветовали качать гладиатора, и мне он даже понравлся. Вот только для кланов он совсем не подходил, и в итоге я создал нового героя-мага, докачался до некроманта, вступил в топовый клан, а дальше вылазки на рейд-боссов (в том числе и на эпиков), осады ,клановые войны. Эх, было время. Я в свое время чуть сессию не завалил из-за этой игры. нО об этом как-нибудь потом.

-16

PvP - это отдельная тема. Хочешь убить игрока — бей. Но, если он не ответит и ты его убьешь, то ты станешь "PK" (Player killer), а твой ник станет «красным». И тебя будет охотиться вся округа, ведь если убить "ПК", то из него выпадет какая-нибудь вещица. Правда ,есть условие. На твоем счетчике ПК должно быть более 5 убийств.

Осады замков, массовые PvP, рейды, прохождение эпиков — всё это было эпическим. Сервер жил по расписанию. Все знали, когда идёт дракон Антарас или Валакас, когда осада Диона и т.д.

-17

Неважно, кем ьы был в обычной жизни. У нас в клане были как школьники, так и руководящие сотрудники 45 лет. Но в игре все были равны.

Call of Duty

Сегодня "Call of Duty" ассоциируется с дронами и батл-пассами и современным вооружением. Но в 2003 году всё было иначе. Само название "Call of Duty" звучало, как приказ, к которому нельзя не прислушаться. Это была игра про ВТорую Мировую войну в стиле "Medal of honor".

-18

"Call of duty" -это классический шутер от первого лица, но с важной фишкой: ты воюешь не один. Вместо режима Рэмбо у нас командный экшен, где солдаты кричат, стреляют, умирают рядом, подбадривают, просят прикрыть и сами прикрывают. Атмосфера была просто великолепной, особенно для 2003 года.

Кампания делилась на три части: США, Великобритания и СССР. И в каждой — своя драма, своя грязь и свой темп:

  • Американцы — высадка, фермы, деревни, под обстрелом и под вопли сержанта.
  • Британцы — ночные миссии, диверсии, тихие убийства и штурмы с чаем в термосе.
  • Советская кампания — вот где сердце! Ты начинаешь на берегу Волги без оружия. Да, оружие нужно было добывать на поле боя. Офицер орёт: «Если отступишь — убьём!». И ты бежишь вперёд, потому что назад нельзя.
-19

Игра постоянно меняла ритм. То штурмуешь дом, то обороняешь склад, то ползёшь в развалинах под свист снарядов. Иногда даже приходилось ездить на танке или в грузовике.

Оружие в игре, естественно, реальное. Карабины, винтовки, ППШ, Томпсоны, гранаты. Всё как в старом военном фильме.

Блицкриг

В начале 2000-х, когда RTS-игры пытались быть всё быстрее, ярче и зрелищнее, появилась она — "Блицкриг". Вышла игра в 2003 году и быстро стала культовой. Особенно в постсоветском пространстве, где слово «окоп», «зенитка» и «Катюша» знали с детства. Это была не просто стратегия. Это была настольная военная миниатюра, ожившая на экране, с расчётом, укрытиями, логистикой и настоящей уважухой к теме.

-20

"Blitzkrieg" — это тактическая стратегия реального времени. Не про экономику, не про постройку баз, не про деревья и фермы. Здесь нет шахт и бараков. Только войска, позиции и здравый смысл. Всё.

Ты получаешь отряды: танки, пехоту, сапёров, артиллерию, иногда — авиацию. И вот с этим «подарочным набором» надо выполнить задачу. Подкрепления нет, боезапас не бесконечен, а противник тоже не лыком шит.

Карты в игре весьма разнообразные. Франция, Восточный фронт, Африка, Нормандия, Польша. Каждая миссия — это военная мини-операция, где нельзя ошибаться. Отправил танк без разведки — подорвался на мине. Пустил пехоту вперёд — положил взвод за секунду. Здесь думать нужно заранее, и в этом кайф.

-21

Пехота может занимать дома, рыть окопы, прятаться в лесу. Артиллерию — надо тянуть на позицию, ставить, заряжать. Танки можно чинить. А авиаудары вызывать строго по расчёту — потому что самолётов немного, и ждать следующей волны долго. Поэтому каждая единица на вес золота.

DotA

До всяких MOBA, боевых пропусков, категорий скинов и киберспортивных арен была она простая кастомная карта в "Warcraft III", сделанная энтузиастами. Называлась она "Defense of the Ancients", или попросту — DotA. И с неё началась эпоха, которая потом перевернёт весь геймдев с ног на голову.

-22

Это был 2003 год. Мы играли с ботами или с друзьями по локалке. 5 на 5, две стороны и одна цель - снести вражеский древний трон (Ancient), прорвавшись через три линии: верх, центр и низ.

Каждый игрок выбирает героя с уникальными способностями и ролью: танк, маг, керри, саппорт, нюкер, дизейблер. Каждый был со своим характером, стилем и фразочками, которые до сих пор живут в мемах.

Ты идёшь на линию, прокачиваешься, убиваешь крипов, покупаешь итемы, следишь за механикой, умираешь и начинаешь снова.

-23

Лично я до сих пор поражен тем, что казалось бы созданная обычным человеком карта для "Warcraft 3" стала всенародно любимым хитом и легендой киберспорта.

Демиурги 2

Были времена, когда русские разработчики не боялись замахиваться на святое вроде "Героев меча и магии". И вот в 2003 году появилась она "Демиурги 2", стратегия, которая не просто вдохновлялась западной классикой, но делала всё по-своему.

-24


Мир «Демиургов» - это не типовое фэнтези с эльфами и орками. Здесь всё намешано: магия, техника, мистика, постапокалипсис, доспехи и автоматические арбалеты. И всё это работает вместе, пусть и на изломе здравого смысла.

"Демиурги 2" - это пошаговая стратегия с очень сильной RPG-составляющей. На первый взгляд - это что-то вроде "Героев", но стоит начать, и ты понимаешь: тут всё глубже и злее.

Ты управляешь героем и ведёшь войска по карте. Исследуешь местность, собираешь артефакты, сражаешься с нейтралами и врагами. Но есть нюанс — тут не один герой, а целая система специализаций, прокачек и жёстких ограничений.

-25

Битвы — на тактическом поле, в духе «Героев», но сложнее. Сражения происходят путем призыва существ прямо на поле боя. Цель одна - победить любой ценой. Ну а если вы выиграете дуэль, то получите опыт, который так необходим для повышения уровня.

Worms 3D

В 2003 году эти маленькие, злобные и до слёз весёлые червячки сделали то, чего никто не ожидал - вышли в 3D.

-26

"Worms 3D" стал экспериментом, который, как ни странно, сработал. Да, многие поначалу кричали: "Верните как было!", но со временем стало ясно — в трёхмерном мире червяки не потеряли душу. Просто обзавелись глубиной.

"Worms 3D" - это по-прежнему пошаговая тактическая аркада. Две (или больше) команды по 4 червяка, у каждой — арсенал до зубов и чувство юмора до потолка. Цель проста: уничтожить всех врагов, и желательно с особым шиком. Но теперь всё в трёхмерном мире с полноценной камерой и физикой.

Главное отличие - пространство. Теперь важно не только направление, но и высота, уклон, обзор. Стало сложнее — да. Но и веселее: можно устроить засады, сбрасывать врагов с утёса, прыгать с парашютом и прокладывать подземные тоннели в объёме.

-27

В арсенале — всё родное: базука, гранаты, динамит, овца, святая граната и, конечно же, банановая бомба.

Физика стала важной составляющей. Теперь можно сбросить противника с обрыва, подорвать колонну под ним и т.д.

Day of Defeat

"DoD" - это не то чтобы отдельная игра, а очередной мод для "Half-Life". Игра была в духе "Counter Strike", но в условиях Второй Мировой войны.

"Day of Defeat" - это командный онлайн-шутер от первого лица, посвящённый Второй мировой. Схема простая: две стороны - союзники против вермахта. Карты - исторические руины, мосты, улочки, точки с флагами. Цель - захватить ключевые позиции и не дать врагу пройти дальше.

-28

Бои быстрые, но требующие ума. Появился - не беги вслепую. Тут один выстрел может быть последним. Здесь не танкуешь, а проверяешь углы, кидаешь дым, прикрываешь союзника, ловишь момент.

Уровни - это карты как из старых фотографий: разнесённые дома, улочки, оборонительные позиции, гнёзда пулемётчиков, щебень, колючка. Лично мне очень нравилась эта игра, и мы с друзьями то и дело устраивали замесы. Хотя, как ни странно, игра не приобрела особо широкой популярности.

Lord of the rings: Return of the king

В начале нулевых было золотое время: киношные блокбастеры не просто собирали миллионы — они становились играми, в которые хотелось залипнуть после сеанса.

-29

"Electronic Arts" выложилась по полной: графика - как будто кусок фильма, музыка - оркестровая, эпическая, всё как у Говарда Шора, кат-сцены - прямиком из кино, вперемешку с игровыми вставками. Но главное - ощущение битвы.

"Return of the King" - это динамичный слэшер от третьего лица, с небольшими элементами RPG и чистым, концентрированным героизмом.

Ты можешь играть за разных героев:

  • Гэндальф — фаерболы, молнии, кнут магии.
  • Арагорн — король меча и король комбо.
  • Леголас — эльфийская скорострельность и грация.
  • Гимли — короткий, злобный, с топором.
  • Фродо и Сэм — стелс, ножи и борьба с внутренними демонами.

Система боя простая, но чертовски эффектная. Бьёшь - копишь комбо. Комбо в свою очередь открывают добивания. Враги разлетаются, мечи звенят, экраны взрываются светом и орками.

-30

Прокачка работает по системе очков. Убиваешь красиво - получаешь больше. Можно прокачивать новые удары, блоки, приёмы, а потом удивлять гоблинов сериями из четырёх ударов с финальной подсечкой и эффектным добиванием.

Можно было играть и вдвоём — на одной консоли или ПК. Один, к примеру, за Леголаса, другой — за Гимли. И пока один держит врагов на лестнице, другой зачищает задний проход.

Игра не была суперглубокой, но была красивой, душевной и эпичной. Каждая миссия как глава книги.

-31

Признаюсь честно, 2003-й год в плане компьютерных игр впечатлил меня не так сильно как 2001 или 2002, но и здесь было во что порубиться с большим удовольствием. А во что любили играть вы? Напишите в комментариях.

Ну а на этом у меня всё. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых интересных статей про культовые компьютерные игры прошлого и не только.

Также, рекомендую вам почитать и другие мои статьи про игры 2000, 2001 и 2002 годов. Это очень интересно.