Найти в Дзене
Ретрогеймер 90

13 культовых игр 2002 года, в которые мы могли играть часами без остановки

Всем ностальгический привет! Да, 2002 год дал жару в плане выхода новых компьютерных игр. Проанализировав игры, которые вышли в этом году, я понял, что это был действительно мощный и очень продуктивный год, ведь именно в 2002-м вышло просто неприлично огромное количество культовых игр, в которые мы реально рубились, не отводя взгляда от экрана монитора. И сегодня я хотел бы вспомнить некоторые культовые игры, вышедшие в 2002 году. И сразу хочу сказать, что это далеко не полный список, поэтому я решил выделить только те проекты, которые оставили теплый ностальгический след в моей душе. Если третья часть игры "GTA" стала хитом, то "Vice City" не только позволила закрепиться на высоких местах, но и поднять эту игру еще выше. Мы играем за Томии Версетти, который вышел из тюрьмы после 15 лет отсидки, и который вновь встает на криминальную дорожку с убийствами и угонами автомобилей. Геймплей здесь слабо отличается от третьей части. Да, графика стала чуть лучше, да и главный герой теперь умее
Оглавление

Всем ностальгический привет! Да, 2002 год дал жару в плане выхода новых компьютерных игр. Проанализировав игры, которые вышли в этом году, я понял, что это был действительно мощный и очень продуктивный год, ведь именно в 2002-м вышло просто неприлично огромное количество культовых игр, в которые мы реально рубились, не отводя взгляда от экрана монитора.

И сегодня я хотел бы вспомнить некоторые культовые игры, вышедшие в 2002 году. И сразу хочу сказать, что это далеко не полный список, поэтому я решил выделить только те проекты, которые оставили теплый ностальгический след в моей душе.

GTA Vice City

Если третья часть игры "GTA" стала хитом, то "Vice City" не только позволила закрепиться на высоких местах, но и поднять эту игру еще выше.

-2

Мы играем за Томии Версетти, который вышел из тюрьмы после 15 лет отсидки, и который вновь встает на криминальную дорожку с убийствами и угонами автомобилей.

Геймплей здесь слабо отличается от третьей части. Да, графика стала чуть лучше, да и главный герой теперь умеет говорить. Но по хорошему счету здесь всё то же самое. Тем не менее, играть в нее было намного интереснее. Интереснее были как сами миссии, так и сюжетная линия. Да и атмосфера а-ля Майами была просто восхитительна.

-3

Из нововведений можно отметить возможность езды на мотоциклах, чего в третьей части не было. Ну и конечно же вряд ли кто-то из вас может забыть ту самую миссию с вертолётиком, которая подпортила немало нервишек геймерам.

Warcraft 3

Несмотря на то, что я не был фанатом стратегий, игра "Warcraft 2" мне очень нравилась. Но после выхода третьей части игры я остался в нереальном восторге. Это была не просто стратегия, а целый фильм, в которым мы были главным героем. Более того, в игру были добавлены RPG-элементы, которые сделали игру только лучше.

-4

Сюжет игры крутится не вокруг одного персонажа или расы. Да, нам предстоит поиграть несколько кампаний за каждую расу. В начале мы будем хорошими, а затем возьмем под управление плохишей, то бишь нежить.

Сюжет в игре просто сногсшибательный. Чего только стоит постепенный переход справедливого паладина принца Артеса на сторону нежити из-а проклятого меча. Это гораздо круче, чем тот фильм, что вышел в 2016 году.

-5

Каждая раса имеет множество своих уникальных юнитов, а также по три разноплановых героя, которые прокачиваются как в классических RPG, получая новые навыки и улучшая свои характеристики.

Это одна из тех игр, которую мне хотелось пройти не потому что так надо, а потому что я хотел узнать, чем же дело кончится.

The Elder scrolls 3: Morrowind

"Morrowind" стала третьей частью культовой серии "TES", и именно она задала курс для последующих игр серии. Это не просто RPG. Это целый мир.

-6

Ты начинаешь игру как бесправный заключённый, которого высадили с корабля с одной фразой: «Теперь ты свободен. Иди, куда хочешь». И теперь мы предоставлены сами себе.

"Morrowind" - это RPG старой школы. Никаких тебе маркеров на карте, стрелочек «сюда иди» и автопутешествий. Ты читаешь дневник, слушаешь, запоминаешь, проверяешь на ощупь. Вот тебе говорили: «за холмом, где три дерева и один мудрый камень», и ты должен идти и искать.

-7

Кастомизация персонажа - это просто пир для перфекциониста. Раса, пол, знак рождения, умения, слабости, предрасположенности. Хочешь быть магом? Пожалуйста. Хочешь тихого убийцу, крадущегося в тенях с кинжалом? Сделано. А можно вообще играть босмером и просто воровать всё, что не прибито гвоздями.

Боевая система, скажем честно, странноватая: можно ударить по врагу и… промахнуться, даже если удар явно попал. Но это всё потому, что игра считает вероятности попаданий. Всё в лучших традициях "D&D". Да, поначалу это бесит, но потом привыкаешь. Потом — понимаешь суть и кайфуешь.

Мир "Morrowind" - это не просто декорации. Это как будто живой организм: с политикой, мифологией, секретами. Игра не вела тебя за руку. Она даже не протягивала её. Но в этом и есть ее фишка.

-8

А атмосфера здесь просто выше всяких похвал. Эта музыка Джереми Соула, эти серые небеса, эти звуки прибоя и голос в голове — всё это не отпускало. Игру можно было не проходить, а проживать.

Да, были баги. Да, иногда текстуры были угловатыми, а NPC стояли, как манекены. Но когда ты впервые добирался до Вивека, пробирался сквозь пепельную бурю или крался по каналам Балморы ночью - было действительно круто.

Mafia: The city of Lost Heaven

Я уже не раз говорил, что игра "Mafia: The city of lost heaven" - это одна из моих любимых игр. И от своих слов я не отказываюсь. Это действительно потрясающая и атмосферная игра, которая погружает тебя с головой в эпоху 30-х годов.

-9

Нам под управление дается обычный таксист Томии Анджело, который волею судьбы попадает в мафиозную семью Сальери, так как деваться ему больше некуда, ибо его убьют гангстеры из другой семьи.

На протяжении разнообразных многочисленных миссий Томии поднимается по карьерной лестнице, выполняя задание дона Сальери вместе со своими новыми друзьями Полли и Сэмом.

Сюжет здесь просто бесподобен. Мы не просто играем в игру, а смотрим великолепный фильм про мафию. Погони, интриги, романтика, дружба, предательство и многое другое.

Да, миссии здесь просто плещут разнобразием. Конечно, все может сводиться к тому, чтобы куда-то доехать ,от кого-то удрать или кого-то убить, но это не есть главное. Главное - это атмосфера. В одной миссии нам вместе с Полли придется разобраться с обидчиками Сары (девушки Томми), а в другой - мы случайно попадем на похороны одного из них, и нам придется отстреливаться от целой кучи вооруженных людей в одиночку.

-10

Отдельное удовольствие - это расстреливать вражеских гангстеров из верного кольта 1911 или автомата Томпсона. Эх, прям с удовольствием стер бы себе память, чтобы пройти ту игру еще раз.

А помните стеллс-миссию, где мы должны были пробраться в дом вместе с профессиональным взломщиком? И я уже молчу про гонки на болидах, которые потрепали нам немало нервов.

-11

И конечно же нельзя забыть про режимы "Прогулка" и "Большая прогулка", где нам открывались новые просторы для игры, причем порой просто абсурдные (речь идет о "Большой прогулке"). Залезть в пасть динозавра? Догнать мужика, который бежит так, что пятки горят? Найти мелкую телефонную будку? Поездить на машине, на которой нельзя снижать скорость? Да, все это есть в "Большой прогулке". В общем - не игра, а просто "Конфетка".

Подробнее о том, как создавали игру "Mafia: The city of lost heaven" вы можете почитать в моей отдельной статье. Это очень интересно.

Heroes of might and magic IV

После успеха третьей части игры геймеры с нетерпением ждали новую часть, которая точно задаст жару. Но этого не произошло, несмотря на то, что четвертая часть все же вышла.

-12

Авторы решили пойти на опасный эксперимент, кардинально изменив многие моменты игры. Нет, конечно суть осталась та же (города, герои, юниты, бои), но сам геймплей был уже несколько другим.

В четвертой части игры героя сделали отдельной боевой единицей, который занимает свой слот. Да, герой был именно боевой единицей ,а не хранителем магии. Он сражался мечом, посохом и даже стрелял из лука. Более того, теперь можно было создать целый отряд ,состоявший и одних лишь героев.

Помимо этого юнитам добавили самостоятельности, ведь в данной части игры стало возможным двигаться юнитаи по карте и без героя вовсе. Да и прирост юнитов осуществлялся уже не раз в неделю, а каждый день. То есть, если недельный прирост юнита составляет 14 единиц, то каждый день вы сможете нанимать по два существа.

-13

Ну и конечно же нельзя забывать про то, что теперь игра происходила в изометрии, а не в привычном нам виде. И да, улучшать существ больше нельзя.

Ну и отдельно стоит упомянуть про то, что вам приходилось выбирать, каких юнитов именно развивать. Например, если вы захотите построить ангелов, то вы больше не сможете нанимать кавалеристов, так как они являются юнитами одного уровня в одном городе.

Лично мне игра понравилась гораздо меньше чем третья или последующая пятая часть, но безусловно она лучще, чем вышедшие позже 6 и 7 части. И да, несмотря на весь хейт, в этой игре был свой шарм. В нее было также приятно и интересно играть.

-14

А музыка здесь была просто восхитительна. Серьезно. Несмотря на то, что в тройке музыка была тоже замечательная, в четверке она была будто живая. Благодаря этим восхитительным мелодиям я будто сам погружался в этот фентезийный мир.

Syberia

"Syberia" - 'то не просто квест. Это меланхоличная сказка для взрослых. Это целый роман в стиле игры, который хочется дочитать до конца.

-15

Вышла игра в 2002 году, но ощущалась как нечто вне времени. Французский художник и сценарист Бенуа Сокаль нарисовал для нас не просто мир, а сон, из которого не хочется просыпаться.

Мы играем за Кейт Уокер, адвоката из Нью-Йорка, которая приезжает в маленький европейский городок, чтобы уладить скучные юридические дела. Но всё быстро выходит за рамки: хозяйка фабрики автоматонов умирает, а наследник (загадочный Ханс Воробер) исчез где-то в глубинах Сибири, преследуя мечту о мамонтах.

Так начинается путешествие через всю Европу, в странные города, где машины живут своей жизнью, а прошлое шепчет сквозь ржавые трубы.

-16

"Syberia" - это классический point-and-click квест, где важны не погони и выстрелы, а детали. Ты бродишь по удивительно нарисованным локациям, беседуешь с персонажами, собираешь улики, крутишь рычаги и многое другое.

Загадки здесь не абсурдные как в "Monkey Island", а логичные и атмосферные. Починить музыкальный автомат? Завести механического дирижёра? Отправить поезд, запитанный от гигантской игрушки? Легко.

Именно поезд, на котором Кейт путешествует, становится почти живым персонажем. Его ведёт Оскар - робот с человеческим интеллектом - педантичный и вежливый, с голосом бюрократа и душой поэта. И вся игра — как этот поезд: медленная, тягучая, но увлекательная до завораживания.

-17

Визуально это был праздник. Нарисованные фоны, архитектура в духе стимпанка, зимние пейзажи, фабрики, часовни, странные кукольные миры — всё словно сошло с иллюстраций к европейской арт-книге.

В общем, вкратце так и не расскажешь, поэтому позже я выпущу отдельную статью по этой игре. Мне аж самому захотелось.

Disciples 2: Dark prophesy

Когда речь заходит об играх, похожих на "Героев меча и магии", я сразу вспоминаю про культовую "Disciples 2". Да, игра сильно напоминала "Героев" по геймплею, но называть ее клоном точно было нельзя, ведь она имела свой путь.

-18

Да, здесь также нужно было прокачивать героев, собирать армию, ходить по карте и сражаться с врагами. Но все же отличия от "Героев" здесь кардинальные.

Начнем с того, что армия вытягивает не за счет количества, а за счет качества. Каждый юнит имеет свое развитие, опыт, способности и т.д. Например, сквайра можно прокачать до рыцаря, затем до рыцаря империи, затем до ангела. Либо можно выбрать другую ветку и качаться дальше. Причем, некоторые юниты настолько огромные, что они занимают два слота.

-19

В наличии у каждой фракции имеется 5 типов героев (каждый из них, кстати, является еще и боевой единицей, занимающей слот): ближний бой, дальний бой, маг (бьет по всем, но с меньшим уроном), жезловик (захватывает территории) и вор (по сути разведчик). Последние два героя нужны по сути не для ведения боя ,а для других целей.

Вообще, у игры очень много особенностей, и чтобы перечислить каждую, нужна отдельная статья. Но отдельно хотелось бы отметить, что главной целью как правило не является захват чужого города. Поэтому в каждом главном городе располагается юнит защитник с огромным запасом здоровья, мощным уроном и безумной защитой. Убить его можно, но очень сложно.

-20

И, конечно же, отдельно хотелось бы отметить просто потрясающее музыкальное сопровождение. Да, оно очень мрачное и гнетущее, но очень живое и объемное. В общем, с уверенностью можно сказать, что если кто-то и может конкурировать с "Героями", то только "Disciples 2".

Neverwinter nights

"Newerwinter nights" - это ролевая игра от компании "Bioware" ,которая на тот момент была известна по игре "Baldur's gate" ,а потом прославится благодаря таким хитам как "Mass effect" и "Dragon age".

-21

Главный герой игры - выпускник академии героев ,который должен найти причину эпидемии и лекарство от болезни, охватившей город Невервинтер и его окрестности.

Нам предстоит исследовать мир, сражаться с врагами, развивать нашего персонажа и т.д.

-22

В начале игры нам предстоит выбрать расу нашего персонажа, коих здесь аж семь: люди, эльфы, полурослики, полуорки, дварфы, гномы и полуэльфы. Каждая раса заточена под свой стиль игры, поэтому стоит крепко подумать, за кого начать играть. Например, люди - это так сказать средний сбалансированный класс, тогда как эльфы - превосходные лучники и маги, а полуорки - прекрасный выбор для тех, кто любит мощные атаки.

Ну и, конечно же, нельзя вспомнить про реим тактической паузы, которая стала фишкой игр от компании "Bioware". В любой момент вы можете нажать пробел, чтобы спланировать ваш следующий ход.

Еще одной фишкой игры является набор союзников разных специальностей. Да, проходить игру в компании веселее и безопаснее.

Dungenon siege

"Dungeon Siege" - это фэнтезийная ролевая игра, где ты начинаешь путь самым обычным фермером. Тебя не укусил магический дракон, у тебя нет знатного рода, и в начале игры у тебя даже доспехов нет - только дубинка, старый плащ и сосед, погибший под копытами крюгов.

-23

Но дальше больше. Сюжет закручивается довольно просто: на королевство вторглись орды монстров, древнее зло поднимается из-под земли, а наш герой берёт в руки первое попавшееся оружие и идёт спасать всех.

Главная фишка "Dungeon Siege" - абсолютно бесшовный мир. Мы можем идти от первой деревни до последней крепости несколько часов — и не видеть ни одного экрана загрузки. Это по тем временам был технологический прорыв и «вау-эффект». Даже спускаясь в подземелье или поднимаясь на гору всё происходило в реальном времени.

Классическая для RPG прокачка через опыт и уровни здесь заменена на «естественную эволюцию». Используешь меч — растёт навык ближнего боя. Бегаешь с луком — качается дальнобойка. Колдуешь — растёт интеллект и магия. Никаких классов. Всё зависит от стиля игры.

-24

Со временем мы набираем партию до 8 персонажей: магов, лучников, танков, даже мулов (да-да, настоящих мулов — для переноски хабара). Управлять можно всеми сразу или отдавать приказы отдельно. Система напоминает Baldur’s Gate, но с упором на экшен — всё динамично, с кучей врагов и эффектов.

В игре нет традиционных диалогов с выбором фраз. Мы просто читаем реплики NPC и идёшь дальше, как это было в "Diablo". Это минус для любителей ролевой глубины.

Resident evil zero

"Resident evil zero" - это приквел к игре "Resident evil". В центре сюжета медик Ребека Чамберс из отряда "Браво" подразделения "S.T.A.R.S.". Вертолет, в котором летела Ребекка с членами своей команды разбился в окрестностях Ракун Сити. Члены команды выживают и начинают прочесывать лес. Именно там они и находят полицейский внедорожник, который перевозил опасного преступника Билли Коэна. Самого Билли в машине не было, а вот перевозившие его полицейские превратились в живых мертвецов.

-25

Команда разделяется, чтобы расширить зону прочесывания, и в этот момент Ребекка обнаруживает поезд, который кишит зараженными людьми. Пережив этот кошмар, она натыкается на выжившего - того самого преступника, который оказывается бывшим морским пехотинцем. Теперь им предстоит объединиться, чтобы выяснить, что же здесь произошло.

Resident Evil Zero сохранила классические черты серии:

  • фиксированные камеры,
  • ограниченные ресурсы (патроны, здоровье),
  • головоломки,
  • инвентарь с ограниченным количеством слотов,
  • и атмосферу постоянного напряжения.

Но есть две ключевые особенности, которые выделяют RE Zero на фоне остальных частей:

Во-первых, мы играем одновременно за двух героев — Ребекку и Билли. В любой момент можно переключиться между ними. Каждый из них имеет свои определенные навыки, но иногда нужно работать именно в команде.

-26

Например, Ребекка умеет смешивать травы и пролезать в узкие отверстия, а Билли сильнее, может перемещать тяжёлые предметы и выдерживает больше урона.

Во-вторых, в игре отсутствуют ящики и сундуки. Если раньше игрок мог скидывать вещи в сундук и доставать их в другой части карты, то в "RE Zero" это убрали. Здесь всё по-честному: где бросил — там и лежит. Это создаёт напряжение и необходимость планирования, особенно в условиях ограниченного инвентаря.

Эта игра стала последней в серии с классическим управлением и фиксированными камерами (до выхода ремейков).

Bloodrayne

Когда в начале нулевых стали модны "готичные" герои и героини с ножами, пистолетами и внутренними демонами, появилась она - Рейн - Полувампир, полуженщина.

-27

С первых минут было ясно. Это не про доброту и нравоучения. Это про стильную, кровавую расправу над нацистами, мутантами и прочей нечистью, в духе фильмов категории B, которые мы когда-то смотрели на видеокассетах.

Рейн - дампир (наполовину человек, наполовину вампир), и это даёт ей всё лучшее от обеих пород. Она умеет видеть сквозь стены, замедлять время, пить кровь прямо во время боя и при этом сражаться с грацией балерины и жестокостью бензопилы. Кстати, её фирменное оружие - это не просто пистолеты, а парные клинки на предплечьях, которыми она шинкует врагов как овощи на салате.

"BloodRayne" это слэшер от третьего лица, где каждый уровень превращается в балет насилия. Сражения здесь - это смесь рукопашки с оружием ближнего боя и стрельбы. Причём стрельба - это не основное, а скорее дополнительный стильный акцент. Врагов можно пить, причем буквально. Поймал, вцепился в шею, пополнил здоровье. Хочешь — высасывай до последней капли, хочешь — используй как живой щит. Весело? Ещё как.

-28

Прокачка? Присутствует. Рейн со временем получает новые способности: от ночного зрения до замедления времени и убийственных комбо-ударов. А ещё она может разгоняться и перемещаться с нечеловеческой скоростью, так, что враги просто не успевают понять, что с ними случилось.

Графика на тот момент выглядела достойно, особенно анимация боёв и эффекты крови (а её тут очень много). А звуковое сопровождение идеально дополняло происходящее: от роковых аккордов до приглушённых рычаний монстров.

Command and conquer: Renegade

Когда стратегии вдруг начали завидовать шутерам, на свет появилась игра, о которой до сих пор спорят фанаты: "Command & Conquer: Renegade". Мир уже знал, что такое "C&C", знал про братство NOD, Тиберий и базу «построй и забудь». Но в этот раз нас не посадили за мышку и карту. В этот раз нас… отправили прямо в пекло.

-29

Да-да, впервые в истории серии ты становишься не полубогом с орбитального экрана, а самым настоящим солдатом на передовой. Причём не кем-то там, а Ником Хавоком Паркером - элитным командосом GDI.

"Renegade" - это классический шутер от первого лица (с возможностью переключиться в третье), только в декорациях, которые раньше ты видел сверху. Ты ходишь внутри обогатительной фабрики Тиберия, штурмуешь храм НОД изнутри, подбираешь винтовку с поверженного члена братства, а не строишь их по клику.

-30

Оружие здесь весьма разнообразное - от винтовки до ракетницы, всё со знакомым дизайном, перекочевавшим из RTS. И всё это можно использовать на полную катушку: подрывать, жечь, стрелять и устраивать крошево в духе «один против всех». Иногда можно сесть в технику: танк «Мамонт», багги, APC — все те самые машины, которыми раньше управлял с птичьего полёта.

Базы сделаны до последнего винтика: генераторы, казармы, исследовательские станции — всё можно исследовать, всё можно взорвать. Иногда даже казалось, что ты реально попал внутрь мира "Command & Conquer".

Кстати, в игре еще был мультиплеер, где каждый игрок мог выбрать класс, строить базы в реальном времени и устраивать битвы 32 на 32. В общем, получился классный шутер в мире RTS.

Hitman 2

Вышедшая в 2002 году "Hitman 2: Silent Assassin" стала настоящим манифестом: можно убивать, не теряя хладнокровия. А можно вообще никого не убивать...и всё равно быть лучшим киллером на планете.

-31

После событий первой части Агент 47 уходит на покой: монастырь в Сицилии, садовые ножницы, покаяние, дзен. Всё как надо. Но, как водится, покой ему только снится. Когда его единственный друг священник Витторио исчезает, бывший наёмник снова берётся за старое. Только теперь не за деньги, а из чувства долга и преданности.

"Hitman 2" - это не шутер. Это интеллектуальный детектив от первого лица… только ты киллер. Ты выбираешь, как действовать: тихо, грубо, креативно или банально. Прийти в лоб? Можно. Но получишь рейтинг «мясник». А хочешь «Тихого убийцу» — изволь постараться.

-32

Главное оружие - не пистолет с глушителем, а маскировка, терпение и здравый смысл. Переоделся садовником - прошёл мимо охраны. Отравил еду - избежал драки. Подменил снайперскую винтовку на холостую - обвёл врага вокруг пальца. Возможностей просто море. За это игру (да и всю серию) и полюбили фанаты.

Арсенал здесь весьма обширный: от классического пистолета Silverballer до яда, струны для удушения, снайперки и ножей.

Уровни разнообразны и богаты на детали. Персонажи ведут свои маршруты, реагируют на подозрительное поведение, запоминают лица. Не так просто стать невидимкой, но в этом и есть вся соль.

-33

Конечно, в 2002 году выходило куда больше игр, но в одну статью все точно не влезут. Дело в том, что я не люблю краткие описания. Вроде и стараешься покороче, а все равно получается длинное описание, потому что игры действительно великолепные, и ничего не хочется упустить.

Ну а на сегодня у меня всё. Какие из вышеперечисленных игр больше всего нравились вам? Напишите пожалуйста в комментариях. Ну и не забудьте подписаться на наш уютный ретрогеймерский канал. Здесь вы найдете еще много всего интересного.

Также, рекомендую вам почитать и другие мои статьи про игры, выходившие в 1999-2001 годах. Уверен, вам будет интересно.