В театре старого Петербурга важны были не только пьеса, костюмы и оркестр, но и то, как на вас смотрят — и как смотрите вы. Театральный бинокль играл в этом тонкую, но заметную роль. Это был и полезный прибор, и статусный аксессуар, и способ обмена взглядами — порой более выразительный, чем слова. Первые театральные бинокли появились ещё в XVIII веке, и поначалу напоминали укороченные подзорные трубы — зачастую они были монокулярными. Постепенно они становились всё компактнее, легче и изящнее. К XIX веку это уже была модная вещица — обтянутая перламутром, кожей, шелком, украшенная эмалью, камнями, нередко в паре с футляром или кружевным мешочком. Наиболее модные экземпляры делались во Франции, в мастерских Парижа и Лиона. В Петербурге их заказывали у ювелиров или покупали в магазинах на Невском — в лавках при крупных театрах или у оптиков. Некоторые бинокли были не просто оптическими приборами, а настоящими шедеврами. Внутри мог быть секретный отсек — для записки, пудры или даже миниат
Театральный бинокль: оптика для глаз — и сигнал для сердца
24 июня24 июн
87
2 мин