Найти в Дзене
Люблю Псков

5 былей о мастере и фресках Феофана Грека в Великом Новгороде

Прежде всего, может быть, не все знают, что это за фрески и Феофан Грек в Великом Новгороде. Так вот. Феофаном Греком на Руси звали грека иконописца. Родился он в Византии около 1340 года. Ещё до 30 лет прославился у себя в Константинополе, в крупных храмах. Работал в древней Кафе. Это нынешняя Феодосия. И в ряде городов Причерноморья. В 1370-х годах он приехал в Новгород. В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето написал фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Правда, имя его четыре раза упоминается в летописях: 2. В 1395 году о работе вместе с Симеоном Чёрным и учениками над росписью церкви Рождества Богородицы в Москве (не сохранилась). 3. В 1399 году Феофан расписывает с учениками московский Архангельский собор, который был «по ветхости» разобран в 1505 году для строительства нового храма. 4. В 1405 году вместе с Феофаном впервые упоминаются Прохор с Городца и Андрей Рублёв при работе в Благовещенском соборе Московского Кремля. Так и остался бы
Оглавление

Прежде всего, может быть, не все знают, что это за фрески и Феофан Грек в Великом Новгороде.

Так вот. Феофаном Греком на Руси звали грека иконописца. Родился он в Византии около 1340 года. Ещё до 30 лет прославился у себя в Константинополе, в крупных храмах. Работал в древней Кафе. Это нынешняя Феодосия. И в ряде городов Причерноморья.

В 1370-х годах он приехал в Новгород. В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето написал фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Вот она, эта чудесная церковь
Вот она, эта чудесная церковь

Быль 1. Не легенда ли Феофан Грек?

Ведь о нем ничего почти неизвестно

Правда, имя его четыре раза упоминается в летописях:

  1. В 1378 году в Третьей Новгородской летописи говорится, что Феофан расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Лицевой летописный свод: «… в Великом Новгороде построили каменную церковь святого Спаса на Ильине улице».
Лицевой летописный свод: «… в Великом Новгороде построили каменную церковь святого Спаса на Ильине улице».

2. В 1395 году о работе вместе с Симеоном Чёрным и учениками над росписью церкви Рождества Богородицы в Москве (не сохранилась).

3. В 1399 году Феофан расписывает с учениками московский Архангельский собор, который был «по ветхости» разобран в 1505 году для строительства нового храма.

4. В 1405 году вместе с Феофаном впервые упоминаются Прохор с Городца и Андрей Рублёв при работе в Благовещенском соборе Московского Кремля.

И, казалось бы, всё

Так и остался бы он полулегендарной фигурой, если бы не письмо Епифания Премудрого – иеромонаха Троице-Сергиева монастыря, последователя Сергия Радонежского, а впоследствии составителя его житий.

Епифаний Премудрый – иеромонах Троице-Сергиева монастыря
Епифаний Премудрый – иеромонах Троице-Сергиева монастыря

Это письмо Епифаний пишет примерно в 1415 году своему другу Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Дело в том, что Кирилл задал как-то ему вопрос, что это за художник так потрясающе тонко изобразил в Евангелии храм святой Софии Константинопольской. Что же это за мастер такой работал тогда на Руси?

И Епифаний отвечает ему в пространном письме:

-4

Некоторые специалисты смутно предполагают, что мастер работал в Коломне и Серпухове.

Он завершил свои работы на Руси

и уезжает, скорее всего, на родину, в Византию. Есть смутные сведения, что, может быть, он вернулся на Афон, на Святую гору, где и до этого бывал и, скорее всего, работал.

Есть предположение, что он отправляется на Афон уже для несколько другой миссии. Он, может быть, становится монахом. И остается на Афоне до конца своей жизни. Скорее всего так, потому что дух, которым проникнуты иконы и фрески Феофана, это дух монашеской практики, молчания, в котором рождается свет, в котором слышен голос Бога. Есть предположение, что умер он все-таки между 1405 и 1415 годом в одном из городов Московского княжества.

Быль 2. Единственные сохранившиеся в мире

Византийские работы мастера не сохранились. Предположительно в городе Кафа (Феодосия) в числе его работ называют фрески в храме Дмитрия Солунского.

А уверенно идентифицируется авторство фресок Феофана Грека только в Великом Новгороде. Как раз в храме Спаса Преображения на Ильине улице. Как единственно сохранившийся достоверный образец творчества мастера. И убедительный документ об авторстве Феофана – запись в летописи:

-5
-6

К рубежу XIV-XV вв. в иконописной практике действительно сложилось понятие «подписать церковь», означавшее не только роспись стен, но и написание икон для храмового иконостаса. Так вот из московского цикла работ Феофана предположительно сохранились лишь отдельные иконы Благовещенского собора. Фрески не сохранились из-за многих переделок храма.

Быль 3. Лучшие фрески церкви Спаса на Ильине улице

Самым впечатляющим

является изображение Спаса Вседержителя в куполе:

-7
-8
-9

Лучше всего сохранились

фрески Троицкого придела  — Столпники, Троица, медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского:

-10
-11
-12
-13
-14

С манерой работы Феофана Грека

нас опять же подробно знакомит письмо Епифания:

-15

Он, по выражению В. В. Донец, старшего научного сотрудника лекционного отдела Государственной Третьяковской галереи:

-16
-17

1378 год – записано в церковной книге. Это год работы Феофана над росписями небольшого храма.

-18

И можно представить себе, какой силой обладали эти росписи, если они буквально обступали входящего в храм.

-19

Исполненная этой молниеподобной силой роспись Феофана физически воздействовала на человека. Он действительно ощущал себя опаляемым этими божественными сверкающими энергиями.

Над всем царствует Христос Пантократор Вседержитель. В куполе. Как с неба. Он близко. Потому что храм небольшой.

-20

И вот от этих близких небес мудрый, строгий, непререкаемый взор того, кто видит и знает всё. Всё в этой Вселенной.

-21

Перед кем в молитве, в благоговейном почтении выстраиваются небеса – ангелы и земля – святые. И ближе к уровню человека, стоящего в храме, – на столбах, на стенах святые, подвижники, аскеты, безмолвники. Знаменитые образы Феофана – святые столпники:

-22

Старцы, которые оторвались от земли, которые уже научились жить без отягощающих душу земных потребностей. Остался дух. Этот строгий дух вознесенности к небесам, когда земного ничего уже не нужно. Эти святые достигли высшей ступени восхождения по духовной «лествице», взойдя на столп (башню), который мыслится здесь как вершина земного пути к Богу."

-23
-24
-25

Человек, приходящий в этот храм:

1. Наблюдает подвиг подобных себе людей, видит потоки блистающего божественного света, который ослепительно белыми всполохами пробегает по стенам, буквально ударяет по ликам, по фигурам молящихся святых и предстоящих Богу ангелов.

И ощущает, что и его касается этот суровый, этот непостижимый свет, потому что объяснить его никак нельзя, это тайна. Но человек перед этой тайной, перед этим откровением стоит. И всякая неправда в нём испепеляется.

Так переживали встречу со Вседержителем современник Феофана и верующие следующих веков.

2. А вот в наше время впечатление одного из недавних посетителей храма:

"Но больше всего поражает лик Спаса внутри купола храма, такого я не видел нигде и никогда! Этот взгляд! Лик смотрит не на вас, а чуть в сторону, кажется, он только что отвел глаза и ему все про вас понятно, но при этом во взгляде не каноническая строгость или угроза наказания за грехи, а изумление, досада, вопрос, легкая горечь, сомнение, много чего. Это невероятно! Эти глаза и выражение лица врезаются в память!"

Росписи церкви Спаса на Ильине были первым опытом Грека на его новой родине. Работа эта в своё время потрясла новгородцев. Она становится одной из важнейших святынь Новгорода Великого. И вскоре после окончания работ не позже 1395 года Феофан переезжает в Москву.

Быль 4. Почему мы сегодня так ценим фрески Феофана Грека?

Особенность фресок Феофана Грека заключается в следующем:

  1. На примере образов аскетов-столпников при прототипах-новгородских отшельниках ярко прослеживается связь материального с высокодуховным.
  2. Необычный стиль «скорописи», характерный «молниеподобными» движениями кисти на почти монохромном поле без акцентов на подробностях.
  3. Мощное обращение каждого лика и библейского фрагмента к глубинным чувствам любого оказавшегося перед фреской.
  4. Изображение резкими белыми мазками и бликами пронизывающего всё сущее божественного света, который «сообщает душе неуязвимость, неприкосновенность от всего, что отягощало прежде» – схиархимандрит Софроний (Сахаров)
  5. Фрески показывают примеры аскетических практик в свете исихазма, близкого автору.

С учетом привнесенного Феофаном Греком на Русь

лучшие из живописцев разбавляли каноническое письмо новыми деталями, начинали творить раскованнее.

Например:

1. Фрески церкви Успения Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (1352 год) во всей красе не сохранились, но найденные многочисленные фрагменты создают картину, дающую представление о мастерстве автора. И, похоже, он знал руку Феофана Грека. В частности, «красновато-коричневый тон с положенными поверх него жирными белыми мазками близок к тому, что мы находим во фресках церкви Спаса Преображения».

-26

И интересный комментарий:

-27

2. Андрей Рублев работал в «дружине» Грека в Москве. А позже Рублев уже тонко выписывал переходы от света к тени, добавлял в изображения эмоциональности. Эти приемы были новы для живописи того времени. А его изображение Святой Троицы, отличное от принятого, вообще стало новым каноном в русской иконописи.

-28
-29

И благодаря Феофану Греку

в частности, в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться: талантливые отечественные мастера стали создавать свои приемы и уходить от канонов.

Кстати, и сам Феофан, возможно, побывал в Пскове. Интересно, что в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря 1313 года, где начиналось создание псковской школы, фрески тоже уже уверенно напоминают о «божественном свете»:

-30

Быль 5. Состояние и реставрация фресок

Потери живописного слоя в течение веков

определяются многими причинами. И не стоит винить в этом только недавние времена с гонениями на религию, с войнами.

Например:

1. Значительная часть фресок Спасо-Преображенского храма была сколота зубилом ещё при ремонте храма в XVII веке – так поступали за неимением возможности проводить реставрацию, которая требовала больших затрат. Поверх сколотых фресок наносили простую штукатурку.

2. На целостность фрескового ансамбля церкви Спаса Преображения повлияли время и пожары. Много лет фрески были укрыты побелкой, и лишь в первой трети XX века их открыли заново. Первое открытие фресок Феофана из-под более поздних слоёв состоялось в 1910-х годах.

3. Во время Великой Отечественной войны фрески Феофана оказались под угрозой полного уничтожения, но после освобождения реставраторы сумели восстановить уцелевшую живопись. На дальнейшую сохранность фресок повлияла и специальная методика, позволившая уберечь фрески от сырости и так называемых «высолов» (соляного налёта белого цвета).

В 1970-е годы

советский археолог Михаил Каргер при обследовании алтаря храма под слоем насыпанного пола из песка обнаружил крошку из осколков древних фресок, которые в настоящее время как мозаика собираются по крупицам реставраторами Новгородского музея-заповедника.

При реставрации конца 1980-х годов в алтаре Спасо-Преображенского собора были обнаружены фрагменты авторских росписей, нетронутые пожаром 1696 года, где присутствовала более красочная гамма, с голубоватым фоном и золотистой охрой. Возникает воодушевляющее предположение, что первоначальная авторская палитра была более разнообразной:

-31
-32

Генеральный директор Новгородского музея Наталья Григорьева говорит, что методика подборки фресок у музея есть, и сроки возвращения росписи Феофана Грека на стены храма Спаса на Ильине оценивает в «десять-пятнадцать лет при своевременном финансировании».

-33

Первый в России

Центр реставрации монументальной живописи расположен в Западном и Береговом корпусах Антониева монастыря (XII век).

На площади более 2000 квадратных метров размещены реставрационные мастерские, архив, научная библиотека, лаборатория для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лаборатория физико-химических исследований и температурно-влажностного режима, предусмотрено открытое хранение фрагментов фресок.

Центр реставрации монументальной живописи открыт в мае 2015 года. Посетить его можно в составе экскурсионной группы — сборные экскурсии проходят дважды в неделю: по четвергам в 16:00 и субботам в 14:00.

Великий Новгород велик ещё и фресками Феофана, и памятью о нем.

Источники:

-34

Всем всего доброго.

Можно подписаться на канал.