Найти в Дзене

Зачем нужен иностранный язык в школе: вклад в метапредметность

Время от времени в комментариях появляется мнение, что английский язык в школе не нужен. Аргументы следующие: в жизни он не пригодится, всё равно почти никто его в школе не может освоить, пустая трата времени и сил. Пусть его изучают либо желающие, либо те, у кого есть способности в специальных/профильных классах. В данной статье хочу рассмотреть предмет "Иностранный язык" как вклад в развитие личности учащегося, то есть более широко и глубоко, чем принято это делать с обывательской точки зрения. Для кого эта статья? Во-первых, для меня, чтобы разобраться, как УУД (универсальные учебные действия) соотносятся с нашим предметом. Во-вторых, для моих коллег, учителей иностранного языка, чтобы напомнить, что наш предмет - это не только лексика и грамматика. Ну, и в-третьих - для остальных, так или иначе интересующихся этим вопросом, чтобы получить более полную картину необходимости изучения предмета в школе. Как всегда, простым языком. Это первое, если мы думаем об иностранном языке. Дейс
Оглавление

Время от времени в комментариях появляется мнение, что английский язык в школе не нужен. Аргументы следующие: в жизни он не пригодится, всё равно почти никто его в школе не может освоить, пустая трата времени и сил. Пусть его изучают либо желающие, либо те, у кого есть способности в специальных/профильных классах.

В данной статье хочу рассмотреть предмет "Иностранный язык" как вклад в развитие личности учащегося, то есть более широко и глубоко, чем принято это делать с обывательской точки зрения.

Для кого эта статья? Во-первых, для меня, чтобы разобраться, как УУД (универсальные учебные действия) соотносятся с нашим предметом. Во-вторых, для моих коллег, учителей иностранного языка, чтобы напомнить, что наш предмет - это не только лексика и грамматика. Ну, и в-третьих - для остальных, так или иначе интересующихся этим вопросом, чтобы получить более полную картину необходимости изучения предмета в школе.

Как всегда, простым языком.

Практическое использование/применение языка

Это первое, если мы думаем об иностранном языке. Действительно, язык нужен для коммуникации, для общения не только с отдельными людьми, но и с окружающей средой. Чтобы прочитать и понять, услышать и отреагировать, сделать запрос и получить желаемое, и т.д. То есть функционировать в различных жизненных ситуациях.

И тут я плавно перейду к функциональной грамотности и универсальным учебным действиям, которые эту функциональную грамотность обеспечивают.

Действительно, наш предмет имеет практическую направленность. Поэтому, очевидно, что посредством изучения языка учащиеся осваивают коммуникативные универсальные учебные действия, которые необходимы в обычной социальной жизни, независимо от языка, родного или иностранного.

Мы знаем, что коммуникативные УУД включают в себя сотрудничество с другими участниками учебного процесса, умение работать в команде, умение полно и точно формулировать свои мысли, выражать и аргументировать свою точку зрения, владение монологической и диалогической формами речи, навык публичных выступлений и т.д.

-2

Именно этому мы учим своих учеников через организацию разных форм работы (в парах, в парах сменного состава, в мини группах, в командах) и выполнение различных практических заданий. Даже если не все учащиеся усвоят английский язык и смогут его использовать в дальнейшей жизни, у них будет разнообразный и разноплановый учебный, то есть под руководством учителя, опыт общения и коммуникации. Не знаю, какой ещё школьный предмет целенаправленно занимается этим.

-3

В этом месте не могу не сослаться на другую свою статью:

Фундаментальное образование и самообразование

Это ещё одна веская причина изучать английский в школе. И здесь речь не только о том, что в вузах и колледжах этот предмет тоже есть, и нужно знать хотя бы базу, чтобы продолжить его изучение. Здесь не только про практический курс иностранного языка, а скорее про фундаментальное образование, в котором "сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов". Без иностранного языка, хотя бы одного, картина мира будет неполной.

-4

Иностранные языки изучали с древних времён. Сначала, чтобы читать религиозные тексты изучали древнегреческий и латынь, зачастую это были чуть ли не единственные учебные предметы, например, в школах при монастырях.

Интересно, что вплоть до XVII века латынь была универсальным и международным языком. При встрече люди из разных стран говорили между собой именно на латыни.

Человек, владеющий иностранными языками, до сих пор считается более образованным и осведомлённым. Раньше через языки знакомились с мировой культурой, наукой и философией. Сейчас их использование более прагматично, но всё же они являются для человека ценным ресурсом.

Как мы знаем, хорошо образованные люди никогда не прекращают своё образование, много читают, ведут исследовательскую деятельность, осваивают новые технологии. А многие продолжают изучать иностранные языки.

Кроме того, изучение иностранного языка, как практико-ориентированный предмет, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий, без которых невозможна любая интеллектуальная деятельность, включая самообразование. Ведь умение ставить перед собой конкретную цель, планировать шаги для её достижения и предвидеть различные варианты развития событий - это не что иное, как выполнение /решение коммуникативной задачи, по крайней мере, на наших уроках.

-5

Приведу пример, как это работает, на одном задании. Оно называется One minute talk. Учащиеся знают, что они должны в течение минуты, не переставая говорить по определённой теме. Это цель учебного задания, которую они вынуждены принять. Поэтому они настраиваются на неё и выполняют действия, чтобы её достичь. Учитель показывает пути достижения этой цели. Сначала я прошу их проанализировать пройденный материал и написать свои тезисы по данной теме, далее они просматривают эти тезисы, чтобы

запомнить, после этого тренируются говорить в течение минуты в паре. Затем я спрашиваю несколько человек у доски. И мы видим результат, после которого следует рефлексия. Получилось хорошо, почему? Не получилось, тоже почему? В следующий раз ребята будут действовать лучше, так как они знают, где не доработали.

-6

В этом задании чётко прослеживается цель, этапы достижения: предварительная подготовка, тренировка и видимый результат. Самоорганизация и самоконтроль тоже в какой-то мере присутствуют, так как учащиеся работают самостоятельно в паре и индивидуально. Учитель только направляет и оценивает. В следующий раз я просто скажу учащимся подготовиться к этому заданию, они уже будут знать, что им делать, чтобы успешно его выполнить, сами будут регулировать свои действия.

Этот опыт достижения цели ребята переносят на другие ситуации, в том числе за пределами учебного кабинета.

Развитие психических процессов/механизмов

Теперь можно углубиться во внутренние психические процессы человека, такие как ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Одна из причин, по которой изучение иностранного языка начинается со второго класса - это как раз более эффективное, мощное развитие этих функций в раннем возрасте.

То, что изучение иностранного языка прямым образом воздействует на мозг, также, как математика или игра в шахматы, давно известно. Для усвоения новых правил и языковых структур приходится прилагать усилия, для мозга такие усилия очень полезны, они развивают память, логическое мышление, концентрацию внимания, в общем, хорошо стимулируют мозговую деятельность.

-7

Познавательные универсальные учебные действия направлены на осмысление учебного материала, а также на развитие когнитивных процессов мышления: умение классифицировать, анализировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, умение анализировать и интерпретировать информацию. Разве не этим мы занимаемся, работая с текстами? Каждый текст мы раскладываем по полочкам, рассматривая его не только с точки зрения содержания, но и с лексико-грамматической стороны. Получается, что мы работаем с текстами на двух уровнях сразу, вовлекая мозг учащихся в бурную деятельность.

-8

Однажды я попала на урок в начальной школе, уже не помню на какой предмет, но меня поразило то, что дети делали практически то же самое на русском языке, что я делала с ними на английском. Для меня это был шок в плане того, что это же слишком легко! Мы точно также называли и описывали картинки, писали на доске слова, читали по ролям, но только на английском языке. Вот и представьте, какое воздействие на мозг получают дети на уроках иностранного языка.

Социо-культурный аспект

Сюда входят культурные ценности и традиции, социальные институты, образ жизни и т.д. Именно об этих вещах мы обычно и говорим на наших уроках, так как эти темы заложены в федеральной образовательной программе по иностранному языку.

Что касается содержания, то иностранный язык - самый обширный и самый неоднородный предмет.

Недавно я видела смешной ролик, где подросток жалуется, что только учительница иностранного языка знает, какой у него любимый цвет, что он ест на завтрак и какие у него отношения с бабушкой по материнской линии. Да, мы много подобных вопросов задаём и многое знаем о наших учениках, такая уж специфика у нашего поедмета.

От каждой личности в классе, до глобальных проблем на планете - большой, разноплановый спектр тем нашего фокуса, общения и изучения.

-9

Личностные универсальные учебные действия очень хорошо встраиваются в данный аспект. Это осознание себя индивидуальностью и одновременно членом общества, осознание себя гражданином, представителем определённого народа и культуры, проявление уважения к другим культурам, положительное и осознанное отношение к учению и саморазвитию, стремление к здоровому образу жизни и красоте.

-10

Кстати, оказалось, что учащиеся с интересом воспринимают культуру других стран, а вот о своей стране им довольно сложно рассказывать.

Даже не знаю, на что наш предмет оказывает большее влияние из перечисленных выше метапредметных умений. Ясно одно, что кроме самого английского языка, который, к сожалению, по определённым причинам, не всем учащимся даётся, есть вещи, ради которых стоит повышать свою профессиональную компетентность и тщательно продумывать, планировать и проводить качественные уроки. В этом есть большой смысл!

Ну, и обоснование необходимости предмета в учебной программе для тех, кто сомневается, надеюсь, я тоже дала.

Буду рада вашим комментариям!