Найти в Дзене

Учимся рассказывать о своей стране

Как-то один иностранец сказал мне, что россиянам нужно изучать английский язык, чтобы больше рассказывать о своей стране. "У вас такая огромная и замечательная страна, многие даже не знают, что она из себя представляет на самом деле или имеют неправильное представление. Это несправедливо." Не так то просто рассказать о своей культуре, истории и традициях, особенно, если никогда не практиковался. Поэтому я стараюсь, по возможности, учить этому на своих уроках. Использую, так сказать, подвернувшиеся возможности. Чтобы что-то рассказать, нужен не только язык, но и элементарные знания о том, что говоришь. Я бы даже сказала, что именно этих знаний и не хватает, когда мы говорим о культуре и истории своей страны. А также необходимо знать, как правильно называются достопримечательности. Вчера на уроке в 10х классах мы прорабатывали текст про Московский Кремль (готовились к ВПР). Оказалось, что никто из двух классов не был внутри Кремля. А что такое, например, Большой Кремлёвский дворец ник
Оглавление

Как-то один иностранец сказал мне, что россиянам нужно изучать английский язык, чтобы больше рассказывать о своей стране. "У вас такая огромная и замечательная страна, многие даже не знают, что она из себя представляет на самом деле или имеют неправильное представление. Это несправедливо."

Не так то просто рассказать о своей культуре, истории и традициях, особенно, если никогда не практиковался. Поэтому я стараюсь, по возможности, учить этому на своих уроках. Использую, так сказать, подвернувшиеся возможности.

Чтобы что-то рассказать, нужен не только язык, но и элементарные знания о том, что говоришь. Я бы даже сказала, что именно этих знаний и не хватает, когда мы говорим о культуре и истории своей страны. А также необходимо знать, как правильно называются достопримечательности.

Вчера на уроке в 10х классах мы прорабатывали текст про Московский Кремль (готовились к ВПР). Оказалось, что никто из двух классов не был внутри Кремля. А что такое, например, Большой Кремлёвский дворец никто не знает, даже "не слышали". Поэтому через английский мы знакомились с нашими достопримечательностями.

В учебнике есть целый, но совсем не проработанный раздел "Фокус на Россию". Предполагается, что ребята ознакомятся с информацией и сделают что-то типа проекта по этой теме или другое объёмное задание, но, к сожалению, никаких подготовительных упражнений для этого нет. Поэтому чаще всего этот раздел остаётся нетронутым, учителям некогда разрабатывать дополнительные упражнения к большим текстам.

Предлагаю несколько практических и проверенных приёмов для работы в этом направлении. Если регулярно ими пользоваться, то кое-что остаётся в багаже у учащихся.

Приём 1: базируемся на прочитанном тексте

Возьмём всё тот же текст про московский Кремль и тщательно его проработаем (иначе ничего не получится): выпишем и разберём незнакомые слова, вставим недостающие части в предложения, кое-что прочитаем и переведём, ответим на пару-тройку вопросов, разберём названия достопримечательностей. Обязательно посмотрим изображения на экране, чтобы знать, о чём рассказывать. Наглядность актуальна в любом возрасте, тем более если речь идёт о достопримечательностях.

Текст не очень информативный, но уже что есть. Убиваем двух зайцев: готовимся к ВПР и практикуемся рассказывать о своей стране.
Текст не очень информативный, но уже что есть. Убиваем двух зайцев: готовимся к ВПР и практикуемся рассказывать о своей стране.

Далее я прошу ребят написать этот текст своими простыми словами, то, что хорошо поняли. Таким образом, они перерабатывают полученную информацию и присваивают её. Обязательно определяю объём: 5-7 предложений или 60-80 слов. Предварительно проговариваем вместе, фронтально, что и как можно написать. По ходу работы прохожу по рядам, по возможности исправляю ошибки, подсказываю, кто-то справляется сам.

После этого тут же проговариваем написанный текст один раз про себя, потом друг другу. Для разнообразия проговариваем по цепочке, дополняя то, что ещё не было сказано.

Как итог работы, вызываю несколько человек отвечать к доске. Слушающие должны добавить ту информацию, о которой отвечающий не упомянул. Или наоборот, сказать то, что упомянул, но другими словами.

Важно отметить, что все используемые задания для ребят не новые. Мы часто пишем небольшие тексты своими словами, постоянно работаем в парах и регулярно рассказываем свои написанные небольшие тексты практически сходу, после 3-5 минутной подготовки.

Вот такой текст нас ждёт в 11 классе.  Возможно, я не буду ждать до 11 класса, возьмём его в этом году, чтобы ребята повторили и дополнили изученный уже материал.
Вот такой текст нас ждёт в 11 классе. Возможно, я не буду ждать до 11 класса, возьмём его в этом году, чтобы ребята повторили и дополнили изученный уже материал.

Приём 2: собираем из нескольких текстов свой

В основе работы находятся несколько текстов по одной теме. Например, по теме "Food and Health" в 10 классе мы читали тексты про национальные русские (и не только) блюда. Учащимся нужно было заполнить таблицу, выбрав информацию из текстов: название блюда, ингредиенты, дополнительная информация (specific information).

Spotlight on Russia стр.8
Spotlight on Russia стр.8

Далее, на основе таблицы, учащиеся рассказывали об одном из этих блюд, добавляя своё отношение, свои традиции, связанные с этим блюдом.

Предварительно мы выписали ключевые слова/словосочетания из этих текстов, которые помогут сформулировать предложения:

It's a ......................... with.....

If you add ................., it tastes ..............

............are usually made with ................

You just boil them till ...................

You put .................. in a bowl and ..............

................mix them thoroughly

Лучше тренироваться в парах сменного состава, а потом спросить несколько человек у доски.

Важно, чтобы после ответа слушатели задавали дополнительные вопросы, например: Can you cook it by yourself? How often do you eat it? What do you add to it before serving?, etc.

Следующий этап, который выполняется дома: написать о своём любимом национальном блюде. Так как прошла довольно серьёзная предварительная подготовка, учащиеся легко справляются с заданием. При этом они пишут текст сами, используя уже наработанную лексику, и добавляя то, что необходимо.

Проверить выполненное задание можно по разному. Например, можно проверить письменные тексты не собирая тетрадей (как описано в статье ниже), или дать на подготовку несколько минут и послушать устно у доски с последующими вопросами. Кстати, было очень интересно, блюда практически не повторялись, ребята с удовольствием задавали вопросы.

Приём 3: основываемся на лексике

Этот приём лучше проводить, рассказывая о том, что хорошо знаешь, например о своём городе или районе.

Мы прочитали текст, про район Нью-Йорка, Верхний Вест-Сайд.

11 класс, стр.24
11 класс, стр.24

Мы можем использовать лексику из этого текста, рассказывая о своём родном городе или районе. Она не только помогает сформулировать предложения, но и наводит на мысли, подсказывает, о чём можно сказать.

...........is considered by many to be the most .....

...........the benefits of living in ...........

..........is also located in.........

...........take strolls along the pavements.............

..........an exciting place at /in..............

..........there are lots of things for..........

А если добавить лексику из этого упражнения, то картина получится более полная, с существующими в городе проблемами. Я просто просила ребят самостоятельно выбрать из упражнения то, что им пригодится. Естественно, упражнение было уже проработано.

11 класс, стр.85
11 класс, стр.85

Чтобы написать логически выстроенный текст, используя при этом как можно больше выделенной лексики, потребуется время. Зато текст получится совсем не примитивный. Свой собственный текст всегда лучше, чем готовый, чужой, его гораздо легче запомнить.

Задание довольно трудное, поэтому в конце урока собираю тетради/листочки на проверку. После проверки ребята заучивают свои тексты, кто-то частично, кто-то полностью, кто как может. Рассказываем по цепочке и у доски.

Ещё вариант для рассказа - мини группы (3-4 человека). Ребята вытягивают роли, один из них остаётся сам собой, остальные иностранцы. Он должен рассказать им о своём городе, они задают ему дополнительные/уточняющие вопросы. Через 3-5 минут, состав групп меняется, ребята снова вытягивают роли. Так можно повторить 3-4 раза, а потом обсудить, чей рассказ понравился больше всего и почему.

В качестве закрепления и повторения материала, его можно вывести в письменную речь, например, через личное письмо в формате ВПР/ОГЭ/ЕГЭ. Пусть используют полученные знания в другом формате.

Сборник для подготовки к ВПР, 10 класс
Сборник для подготовки к ВПР, 10 класс

Коллеги, а как вы работаете с этой темой, какие приёмы используете?