Шесть лет назад Анна Петровна собралась замуж, буквально шокировав своих детей и внуков этой неожиданной новостью. После болезненного развода тридцать лет назад она клялась всем святым, что больше никогда не выйдет замуж, хотя всегда с уважением относилась к мужчинам и поддерживала дружеские отношения с некоторыми из них.
— Мама, как так получилось? Кто же этот счастливчик? — удивлялись и переспрашивали родные, не веря своим ушам.
— Скоро сама всё узнаете, обязательно представлю, — таинственно улыбаясь, отвечала Анна Петровна, явно наслаждаясь произведённым эффектом.
После торжественного похода в ЗАГС и подачи заявления Михаил Семёнович наконец-то предстал перед всей семьёй. Оказался он ровесником Анны Петровны, бывшим учителем истории и обществознания в городской школе, а ныне — обычным пенсионером. Сухонький, совершенно седой, с аккуратно подстриженной бородкой, он галантно и вежливо раскланялся с каждым членом семьи. Анна Петровна просто сияла от счастья, держась за его руку.
— Признаюсь вам честно, ничего особенного в жизни не нажил, — смущаясь, сказал он негромким, но приятным голосом. — Женат никогда не был, почти всю свою скромную учительскую зарплату тратил исключительно на книги. Всю жизнь жил со своей мамой в её доме, но дом сгорел дотла вместе со всей моей библиотекой. После перенесённого инфаркта мне дали маленькую комнатку в общежитии для одиноких пенсионеров. Можно ли мне войти в вашу дружную семью?
Никто из присутствующих не был против этого союза. Скромную, но душевную свадьбу отпраздновали в самом узком семейном кругу: молодожёны, сын Андрей с супругой Ольгой, дочь Светлана с мужем Игорем и, конечно же, все внуки. Михаил Семёнович, никогда не имевший своих детей, сразу же полюбил внуков Анны Петровны, быстро заслужив почётное звание «дед Миша».
У Анны Петровны началась настоящая вторая молодость: театры, музеи, художественные выставки, долгие душевные разговоры об искусстве и литературе. На её семидесятилетний юбилей благодарные дети купили им путёвку в прекрасную Вену.
— Андрей, ну кто же я такой, в самом деле? Это же просто огромные деньжищи! — растрогался до слёз Михаил Семёнович.
— Вы сделали нашу маму по-настоящему счастливой, — искренне ответил Андрей. — К тому же вы оба просто обожаете музеи и классическую музыку.
Но, к сожалению, их счастье оказалось недолгим. Анна Петровна внезапно тяжело заболела. Михаил Семёнович до последнего верил в чудо, молился и надеялся, но чуда не случилось — Анна Петровна тихо ушла из жизни во сне, держа его за руку.
На похоронах неожиданно появилась её давно не видевшаяся, известная своей скупостью сестра Лидия Петровна. Она всегда считала Михаила Семёновича проходимцем и альфонсом.
— И это что ещё здесь делает? — брезгливо процедила она сквозь зубы, презрительно глядя на убитого горем старика. — Пора бы уже и честь знать, уходить отсюда.
🌞 Рекомендую читайте: Муж выбрал «свежую» любовницу, через год жена уничтожила его мужское ЭГО
Михаил Семёнович услышал эти жестокие слова. Он растерянно стоял в сторонке, прекрасно понимая, что теперь ему придётся вернуться в свою жалкую каморку в общежитии.
— Дед Миша, не слушайте никого, садитесь на своё законное место, — твёрдо сказала пятнадцатилетняя внучка Катя, которая тоже слышала злые слова тётки Лидии.
За поминальным столом Лидия Петровна снова начала свои речи:
— Анночка была таким светлым, добрым человеком! Она же клялась мне, что никогда больше не выйдет замуж, но старость, видимо, глупость принесла... Видать, последние годы жизни были для неё совсем несладкими.
Все присутствующие смотрели на неё с нескрываемым недоумением и возмущением. Андрей тактично, но твёрдо поправил:
— Это совершенная неправда, тётя Лидия. Наша мама была по-настоящему счастлива именно благодаря деду Мише. Тяжёлыми были только последние месяцы из-за болезни, но не из-за замужества.
Лидия Петровна сжала тонкие губы, а затем вдруг спросила:
— Кстати, что вы будете делать с маминой квартирой? Продавать собираетесь? Или, может, сдавать станете — хороший ведь доход будет!
— Ничего мы сдавать не собираемся! — не выдержала и возмутилась Светлана. — Здесь до конца своих дней будет жить наш любимый дед Миша!
— Вы что, совсем ополоумели?! — пронзительно взвизгнула Лидия Петровна. — Давно пора гнать этого наглого альфонса в шею!
— А вы-то кто такая, позвольте узнать?! — не выдержав, крикнул обычно сдержанный Андрей. — Где вы были все эти годы? «Мы с Анночкой были так близки»? Да мы вас в глаза-то едва знаем!
— Как это кто?! Я же ваша тётка, родная сестра! — фыркнула Лидия Петровна.
— Родни много бывает, а вот родных — мало, — философски усмехнулся сосед дядя Коля, который тоже присутствовал на поминках.
— Дед Миша нам стал по-настоящему родным и близким человеком! — не унимался разгневанный Андрей. — А ты, тётка, пошла отсюда прочь! Небось думаешь, что тебе перепадёт хоть копеечка? Вот тебе моё наследство!
Андрей демонстративно скрутил дулю. Оскорблённая Лидия Петровна тут же собралась и уехала. Андрея еле-еле успокоили домашние:
— Живите здесь спокойно, дорогой наш отец! Наша мама вас очень сильно любила, и мы тоже вас любим!
Прошло ещё целых шесть лет. Михаил Семёнович по-прежнему живёт в уютной квартире, окружённый любимыми книгами и по-настоящему любящей семьёй. Катя уже успела выйти замуж за прекрасного молодого человека и теперь ждёт своего первенца — сына. Она обещает обязательно назвать его Михаилом в честь любимого дедушки.
— Знаете, дед Миша, — сказала она недавно, — я так благодарна судьбе, что вы появились в нашей семье. Бабушка была так счастлива с вами, а мы обрели настоящего дедушку.
Михаил Семёнович только улыбнулся сквозь слёзы, поправляя очки и возвращаясь к своей книге. В его восьмидесяти лет он наконец-то понял, что такое настоящая семья и безусловная любовь.
«Семья не там, где живут, а там, где любят и ждут» — Русская пословица
Автор: Владимир Шорохов © Книги автора на ЛитРес
Загляните в нашу рубрику «Самые читаемые рассказы на ДЗЕН»