Найти в Дзене

Такая «Недотрога»: режиссер «Необычного такси» — о влиянии Китано с «Лило и Стичем» на новый фильм

Недавно завершился Международный кинофестиваль анимации в Анси, где состоялась премьера «Недотроги» — полнометражного дебюта Баку Киноситы, который громко заявил о себе «Необычным такси» (тоже первая его большая работа). Вдобавок он попал в наш недавний список многообещающих и (сравнительно) молодых аниме-постановщиков. В общем, никак не могли проигнорировать его интервью в Variety. Так что мы в «Покеболе с предсказанием» перевели разговор с Баку Киноситой — о любимых режиссерах и мультфильмах, сдержанном тоне и важности перемен. — Когда вышло «Необычное такси», многие сравнивали его с работами Мартина Скорсезе. Я задался вопросом, на какие драмы вы ориентировались в «Недотроге». Один друг сказал, что аниме напомнило ему [фильмы] Такеши Китано. — Именно так. Я обожаю Скорсезе, и Такеши Китано тоже оказал на меня огромное влияние. Думаю, в этом фильме особенно заметно, как меня вдохновляли его взгляд на мир, повествовательная структура, переходы между сценами. В фильмах Китано может быт

Недавно завершился Международный кинофестиваль анимации в Анси, где состоялась премьера «Недотроги» — полнометражного дебюта Баку Киноситы, который громко заявил о себе «Необычным такси» (тоже первая его большая работа). Вдобавок он попал в наш недавний список многообещающих и (сравнительно) молодых аниме-постановщиков. В общем, никак не могли проигнорировать его интервью в Variety. Так что мы в «Покеболе с предсказанием» перевели разговор с Баку Киноситой — о любимых режиссерах и мультфильмах, сдержанном тоне и важности перемен.

Баку Киносита
Баку Киносита

— Когда вышло «Необычное такси», многие сравнивали его с работами Мартина Скорсезе. Я задался вопросом, на какие драмы вы ориентировались в «Недотроге». Один друг сказал, что аниме напомнило ему [фильмы] Такеши Китано.

— Именно так. Я обожаю Скорсезе, и Такеши Китано тоже оказал на меня огромное влияние. Думаю, в этом фильме особенно заметно, как меня вдохновляли его взгляд на мир, повествовательная структура, переходы между сценами. В фильмах Китано может быть голубое небо, чудесная солнечная погода и какая-нибудь красивая зелень, а потом за кустами кого-то убивают — ведь на самом деле неважно, хорошая ли погода, если происходит убийство. Это создает ощущение правды или реальности.

— История получилась довольно печальной. Почему вы захотели её рассказать?

— Мне близка сама идея освобождения от чего-то, что сковывает тебя психологически. Эта тема есть как в «Необычном такси», так и в «Недотроге». Мне удалось разделить этот подход со сценаристом Кадзуей Кономото.

Хотя это фильм о якудза, в сердце истории — жизнь человека, который, по сути, вышел за пределы общественных норм. Да, его профессия — быть якудза, но мне хотелось сфокусироваться на его жизни и, знаете, пространстве, где он существует: как общается с семьей, чем интересуется.

— Анимация в фильме очень сдержанная: большую часть времени всё довольно статично, но в то же время появляется очень «оживленный» цветок недотроги бальзаминовой. Учитывая реалистичный тон, интересно узнать, что вдохновило вас на создание такого персонажа?

— Мне хотелось, чтобы цветок служил противоположностью Акуцу. Я подумал, что такой резкий контраст между ними будет смотреться выразительно. Возможно, это очевидно, но Акуцу не преображается и не обладает разными формами, он очень тихий, тогда как цветок — забавный, гибкий и свободный в движении; очень оживленный, как вы сказали.

У меня возникла такая мысль: чем свободнее я сделаю цветок, тем сильнее будет контраст с Акуцу — и ярче проявятся особенности его характера, что, в свою очередь, сделает более очевидными свойства цветка. Поэтому для меня было важно задать атмосферу фильма именно через «эластичность» цветка.

— Говоря об атмосфере: помню, на прошлогодней сессии work-in-progress вы говорили, что фильм о «неподвижности, движении и неподвижности», и я хотел бы узнать, что самое важное в создании такого ритма?

— Думаю, это скорее интуитивно, но вы заметите, что после очень статичной сцены я иногда вставляю резкий всплеск действия — без какой-либо прелюдии. Просто: тишина, тишина и вдруг — движение. Я несколько раз использовал этот прием в фильме, чтобы зритель не начал… скучать? Это сделано намеренно, хотя, повторюсь, во многом инстинктивно, но, по-моему, для ритма фильма это крайне важно.

— Если посмотреть шире: вы заметили какие-то серьезные отличия между режиссурой сериала и фильма?

— Кино просто короче, и это значит, что ты можешь уделить гораздо больше внимания каждой отдельной сцене, а это, в свою очередь, создает ощущение, что ты делаешь что-то действительно стоящее — поскольку можешь вложить максимум энергии в качество того, что создаешь.

— Был ли какой-то момент в работе над «Недотрогой», когда вы это осознали?

— Да, в этом фильме я проверял буквально каждый кадр. Все фоны, каждое движение персонажа — я просматривал каждый миллиметр всех фреймов. Так что это был совершенно иной уровень внимания к деталям — и по качеству, и по объему работы.

— «Недотрога» — очень сдержанная и самобытная работа. В анимации часто трудно запустить оригинальную драму, не говоря уже о такой «заземленной».

— Да, я действительно чувствую, что это огромная удача — получить возможность, чтобы сделать оригинальный анимационный фильм вроде этого. Я всегда мечтал создавать такую анимацию, которая либо не существует в Японии, либо раньше не существовала. Мне казалось, что в этот раз у меня действительно появился шанс, и, наверное, где-то там есть человек, который хотел бы увидеть именно такой фильм.

— Возвращаясь к процессу создания фильма: вы упоминали, что при работе над сценами из прошлого ориентировались на аниме 1980-х в плане повествовательного тона. Можете подробнее рассказать об этом?

— Например, в фоновом оформлении я использовал яркие, почти основные цвета. Я хотел как можно меньше полагаться на съемочные эффекты, поэтому в плане фоновых цветов ориентировался на такие фильмы, как — ну, он не такой уж и старый, но — «Лило и Стич» с его яркой палитрой.

— По описанию процесса складывается ощущение, что вы хотели ограничить используемые техники — работать экономно и прямо. Могу представить, какой соблазн был соблазн добавить больше разных элементов.

— Для меня это всегда сложно. Пробовать сразу кучу разных вещей — рискованно. Моя философия — не пытаться прыгнуть выше головы, а сделать максимально красивую вещь — в рамках моих возможностей.

Признаюсь, команда часто на меня ворчала, когда я менял что-то на полпути. Например, чем больше я рисовал лицо Акуцу, тем изысканнее оно становилось, — и мне это понравилось, так что я вернулся к началу и сказал, что нужно всё переделать.

«Недотрога» (2025)
«Недотрога» (2025)

— Поскольку фильм затрагивает важную для вас лично тему, что бы вы хотели, чтобы зритель вынес из него?

— Идею освобождения от того, что тебя сдерживает. Если сказать проще, это идея изменения, и я действительно считаю перемены очень ценными. Например, в школе есть мальчик, стеснительный, весь в себе, а на следующий день он вдруг отваживается сказать: «Привет». Это — перемена. Вот об этом я и говорю: в таких моментах скрывается потенциал огромного богатство, которое доступно каждому.

— Неважно, насколько мала эта перемена.

— Каким бы малым ни было изменение — я считаю, что оно прекрасное и стоящее.