Перед нападением Германия сосредоточила у границ СССР мощные ударные группировки
Или стали группа армий «Север» (командующий — генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб) — на ленинградском, группа армий «Центр» (командующий — генерал-фельдмаршал Федор фон Бок) — на московском, группа армий «Юг» (командующий — генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт) — на киевском направлениях.
Западные границы Советского Союза с Германией прикрывали особые Прибалтийский (командующий — генерал-полковник Федор Исидорович Кузнецов), Западный (командующий — генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов), Киевский (командующий — генерал-полковник Михаил Петрович Кирпонос) военные округа. В первые дни войны их преобразовали в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты соответственно.
Однако 22 июня 1941 года их войска не привели в боевую готовность. Многие соединения и части находились в местах постоянной дислокации или в лагерях. Их укомплектованность составляла 60-70% от штатов военного времени; не хватало средств связи, боеприпасов, горючего. Большинство дивизий, которые должны были прикрыть развёртывание фронтов, находилось в 8-20 км и более от назначенных им рубежей обороны. Для занятия их требовалось от 4 до 30 ч.
О том же, как началась война — в нашей сегодняшней публикации.
Советская авиация, которую разместили преимущественно скученно (по несколько полков на одном аэродроме), понесла тяжёлые потери. Самолеты выходили из строя прямо на земле, и врагу удалось завоевать господство в воздухе. После сильной артиллерийской подготовки в наступление перешли передовые части, а затем и главные силы противника. Первыми вступили в сражения с врагом пограничные войска и батальоны укрепленных районов. Превосходство в силах и внезапность нападения позволили противнику быстро преодолеть линии укреплений на большинстве участков и устремиться в глубь советской территории. При этом диверсионные отряды противника, которые переоделись в форму военнослужащих СССР, нарушали линии связи, захватывали мосты на транспортных артериях, сеяли панику в тылу наших частей.
В 7 ч 15 мин 22 июня нарком обороны Маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко направил в войска директиву № 2 с требованием уничтожить противника в районах, где тот нарушил границу Отчизны. Войскам СССР приходилось вступать в бой с ходу, часто без поддержки артиллерии и авиации. К концу первого дня войны враг продвинулся на 35-50 км на направлениях главных ударов на Северо-Западном и Западном фронтах, на Юго-Западном фронте — на 10-20 км.
Главный Военный совет вечером 22 июня направил Военным советам Северо-Западного и Юго-Западного фронтов директивы. С них требовалось нанести решительные контрудары по прорвавшимся группировкам врага с утра 23 июня. Однако на подготовку отводилась только одна ночь. Предназначенные для контрударов войска уже 22 июня втянулись в бои или находились в 200-400 км от рубежей развёртывания. Несмотря на сложность обстановки, 23-25 июня в полосе Северо-Западного фронта на шяуляйском направлении силы 3-го и 12-го механизированных корпусов неполного состава произвели контрудар по войскам 4-й немецкой танковой группы.
Наступление противника задержали на два дня, но остановить его продвижение не удалось. К исходу 25 июня моторизованные корпуса 4-й немецкой танковой группы продвинулись в сторону Даугавпилса на 120 км.
На Западном фронте войска 4-й армии, которые прикрывали брестско-барановичское направление, к 25 июня отступили на глубину до 200 км. На гродненском направлении 23-24 июня силы 6-го и 11-го механизированных корпусов и часть сил 3-й армии нанесли контрудар по 3-й танковой группе и 9-й армии неприятеля. Однако немцы смогли его отразить. 3-я немецкая танковая группа на вильнюсско-минском направлении к исходу 25 июня продвинулась на 230 км. 25 июня по указанию Ставки Главного командования войска начали отход из Белостокского выступа на восток.
На Юго-Западном фронте к 24 июня на ровенском направлении на стыке 5-й и 6-й армий образовался разрыв шириной около 50 км. Туда устремились войска 1-й немецкой танковой группы и 6-й армии. Создалась угроза охвата основных сил фронта с севера. С 24 июня в районе Луцка, Брод, Ровно, Дубно развернулось крупное танковое сражение, которое длилось до 29 июня. В нём участвовало с обеих сторон около 1500 танков. 30 июня, когда враг ввёл в сражение дополнительные силы, по указанию Ставки Главного командования Юго-Западный фронт начал отвод войск на линию старых укрепленных районов вдоль государственной границы 1939 года.
Тем временем войска Северо-Западного фронта отошли к Западной Двине от Риги до Даугавпилса, Западного фронта — в Минский укреплённый район и к Бобруйску. При этом основные силы 3-й и 10-й армий Западного фронта оказались в окружении между Белостоком и Минском, где вели бои до 8 июля. После их разгромили.
Таким образом, в первую неделю войны советские войска оказались в исключительно тяжёлых условиях, но задержали противника в приграничной полосе на всех трёх стратегических направлениях. Они не смогли также ликвидировать глубокие прорывы врага на направлениях его главных ударов. Захватчик овладел инициативой, а его авиация господствовала в воздухе. И всё же войска СССР сорвали замысел германского командования уничтожить главные силы Красной Армии. Враг столкнулся с невиданным прежде упорным сопротивлением. Так удалось создать условия для проведения мобилизации военнообязанных запаса и выдвижения 2-го стратегического красноармейского эшелона.
Знаете ли вы, что:
- Накануне и в первые дни войны диверсионные группы германского 800-го полка специального назначения «Бранденбург-800» нарушили часть проводных линий связи и захватили ряд мостов. Из-за этого командование и штабы фронтов и многих армий не имели возможности должным образом организовать управление войсками.
- Всего за первый день войны ВВС РККА потеряли 1200 самолётов.
- Величайшую стойкость и самоотверженность проявили бойцы и командиры застав Августовского, Брестского, Владимир-Волынского, Перемышльского, Рава-Русского пограничных отрядов. Некоторые заставы и гарнизоны укрепленных районов успешно отразили все атаки передовых немецких частей. Однако будучи обойдёнными с флангов, они пробивались на соединение со своими частями или переходили к партизанским действиям.
Лейтенант Виктор Михайлович Усов. Командовал 3-й заставой Августовского пограничного отряда. Когда началось наступление, его застава первой приняла бой. Несмотря на численное и техническое превосходство противника, бойцы держались шесть часов. Усов получил несколько ранений, но не оставил позиции и руководил обороной, пока не погиб. В 1965 году, после работы с архивами и рассказами выживших, его посмертно удостоили звания Героя Советского Союза.
Лейтенант Фёдор Морин. Командовал 17-й заставой Рава-Русского погранотряда. В первые минуты войны немцы взорвали здание заставы, но пограничники не дрогнули и заняли оборону в окопах. Четыре часа сопротивлялась горстка бойцов Морина. Немцы бросали в бой артиллериюи танки, но сломить оборону сумели только в девятом часу.
Лейтенант Алексей Васильевич Лопатин. Возглавлял 13-ю заставу Владимир-Волынского погранотряда. После внезапной атаки застава оказалась в полном окружении. Бойцы отбивались одиннадцать суток. С каждым днём их становилось всё меньше. 2 июля немцы уничтожили здание, где укрывались пограничники. Лопатин погиб вместе с последними защитниками.
- Героический гарнизон пограничной Брестской крепости оказывал сопротивление противнику на протяжении месяца. Большинство ее защитников погибли. Небольшая часть прорвалась к партизанам или вышла к линии фронта, некоторые попали в плен.
- В первый день войны советские летчики совершили 16 воздушных таранов. Первый воздушный таран в годы Великой Отечественной войны совершил командир 124-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Д. В. Кокорев (04.15). Он уничтожил немецкий самолет «Дорнье-215». В 04.25 воздушный таран совершил летчик И. И. Иванов. В 05.15 врага таранил летчик Л. Г. Бутелин, в 10 часов — П. С.Рябцев, лейтенант 123-го истребительного авиаполка.
- Почти вся авиация советского Балтийского флота с первых дней войны действовала против сухопутных войск противника. 23-25 июня авиация Черноморского флота нанесла бомбовые удары по объектам Сулины и Констанцы; 26 июня по Констанце ударили корабли Черноморского флота совместно с авиацией.
- 636-й противотанковый полк (Б. Н. Прокудин) 9-й противотанковой артбригады юго-западнее города Шауляя за день боя уничтожил 59 танков и штурмовых орудий немцев. 24 июня неприятель потерял еще 20 машин. Наводчик орудия 8-й батареи А. Серов уничтожил 18 танков и штурмовых орудий врага.
- Командующего Западным фронтом генерала армии Д. Г. Павлова и ряд его подчиненных за понесенное тяжелое поражение сняли с должности и арестовали. 22 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР их приговорили «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти» к высшей мере наказания и расстреляли. В 1957 году тех посмертно реабилитировали и восстановили в воинском звании.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #ЦМВСРФ_экспозиция #музей