Найти в Дзене
КиноПсихолог

Оля из фильма "Девушка без адреса": вот у кого действительно трудный характер и много агрессии (часть 1)

"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов) С социальной точки зрения к Оле никаких претензий и быть не может. Она девушка ответственная, серьезная, отзывчивая. Она всегда поступает по совести и по-советски. Ее моральные принципы тоже ясны, понятны и социально одобряемы. А вот с точки зрения психологических качеств и моделей поведения она человек малоприятный. И если на Катю Иванову, главную героиню, роль Преследователя можно натянуть с трудом, да и то лишь местами, то Оля откровенно агрессивна, причем оправдать ее агрессивность сложно. Все хорошие дела, которые Оля делала, можно было облечь и в более дружелюбную, конструктивную форму. Так же, как Катя совмещает в себе две роли (Жертвы и Преследователя), Оля совмещает в себе Преследователя и Спасателя, что делает ее образ неоднозначным и неоднобоким. Что же выдает в Ольге деструктивные роли? 1. Оля отдает предпочтение глаголам в повелительном наклонении. Она любит и умеет командовать, приказывать, даже навязывать свою точку зрени

"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов)

С социальной точки зрения к Оле никаких претензий и быть не может. Она девушка ответственная, серьезная, отзывчивая. Она всегда поступает по совести и по-советски. Ее моральные принципы тоже ясны, понятны и социально одобряемы. А вот с точки зрения психологических качеств и моделей поведения она человек малоприятный.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

И если на Катю Иванову, главную героиню, роль Преследователя можно натянуть с трудом, да и то лишь местами, то Оля откровенно агрессивна, причем оправдать ее агрессивность сложно. Все хорошие дела, которые Оля делала, можно было облечь и в более дружелюбную, конструктивную форму.

Так же, как Катя совмещает в себе две роли (Жертвы и Преследователя), Оля совмещает в себе Преследователя и Спасателя, что делает ее образ неоднозначным и неоднобоким.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Что же выдает в Ольге деструктивные роли?

1. Оля отдает предпочтение глаголам в повелительном наклонении. Она любит и умеет командовать, приказывать, даже навязывать свою точку зрения.

– Вы бы домой шли, что же так мокнуть!.. Пошли ко мне!.. Ну вот что, пошли, нечего, так можно и простудиться! Берите чемодан, скорей, скорей, скорей!
– Пей чай, кушай как следует, не стесняйся! Бери сыр, колбасу, ешь!
– Катя, ты у меня пока останешься. Сестра приедет не скоро, за это время ты успеешь устроиться на работу... Самое главное, тебе нужно устроиться на работу.

Отказы, пусть и произнесенные из вежливости, Оля просто не принимает. Оля находка для Кати, особенно в те моменты, когда она усиленно жертвит. Преследователь всегда знает, как правильно, и возьмет на себя решения, четко скажет, кому, что и как сделать. Но Оля и Спасатель – чуть ли не силой навязывает Кате свою помощь, спасает того, кто имеет право на отказ.

Психологически взрослый человек, не манипулятор, предложил бы помощь, но с уважением отнесся бы к отказу. Ну, хочет человек сидеть под дождем и мокнуть, пусть сидит. Пусть приобретает опыт и взрослеет. Не может по-хорошему, пусть взрослеет через тумаки от жизни, через осознание последствий своих собственных манипуляций и игр. Так надежнее выходит.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Поступки Оли замечательные – не о содержании речь, а о форме. Категоричность Оли на руку Кате, но она была бы совершенно неуместна, общайся Оля не с Жертвой, а со зрелым и взрослым человеком.

2. Оля беспощадна в своей критике, выводах, обвинениях. Не умеет видеть и принимать в расчет чувства другого человека, не умеет прощать. Она категорична, когда выносит другим свой вердикт (а он у нее таков, что не обсуждается).

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Ладно, то, что она дала Мите пощечину, как-то еще можно объяснить советскими нравами. Но даже если так: зачем же настолько экспрессивно и агрессивно?!

– Это всё равно! Вот вы, значит, какой! Нате ваши цветы!

Вот цветы-то чем виноваты?!

Впрочем, Мите-то даже понравилось. Он сразу понял, что Оля девушка серьезная, с ней всякие там ля-ля, шуры-муры не прокатят. Хорошая база для серьезных отношений.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Оля при этом ведет себя как последняя мегера, да еще и ярлыки навешивает на людей, которых даже не знает:

– Разве девушки вас никогда не били за такое хулиганство?
– Никогда, даже наоборот.
– Значит, вы с плохими девушками встречались.

И Митя плох, и девушки, которых Оля в глаза не видела, тоже плохи. Одна она хорошая и правильная. Ольга не только категорична: она позволяет себе высокомерие по отношению к тем, кто не дотягивает до ее моральной планки.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

3. Социально хорошее качество Преследователей – их "правильность". Для них важно, чтобы всё было "правильно" (в пространстве их нравственных координат). Нередко это "правильно" совпадает с тем, как правильность понимается обществом: по закону, по совести.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Забыв деньги, Оля и не думает как-то выкручиваться в троллейбусе, она решительно намерена сойти, потому что так – правильно. А вот платить за другого – "неправильно", поэтому жест Мити вызывает у Ольги волну искреннего возмущения и протеста.

– Что вы ! Зачем? Не нужно! Я всё равно сойду!
– Хорошо! Дайте ваш адрес, я вам перешлю деньги.

Не слишком ли принципиальная позиция? Больше похоже на мелочность, чем на здоровую принципиальность.

Дать Кате крышу на головой – для Оли нормально, а принять от человека услугу в рубль – ну что вы, как можно. Оля умеет давать, а вот брать для нее проблематично. В этом больше проявляется Спасатель, чем Преследователь.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Несмотря на то, что Оля – персонаж второстепенный, ее образ очень объемный. "Преследовательские" черты Оли продолжим разбирать во второй части статьи!